Даосизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 23:48, реферат

Описание работы

Общность восточной философии заключается в особых карди­нальных философских установках, в трактовке проблем натурфило­софии и антологии, т.е. загадок мироздания и бытия. Для Востока характерны сближение микро- и макромира, сущего и не-сущего, материального и идеального, широкие семантические и идеологические ассоциации. Адекватный анализ классических даосско-конфуци­анских мыслей в терминах, выработанных на основе европейской традиции с ее основным вопросом философии в качестве основного пункта споров, бесплоден.

Содержание

Введение....................................................................................... 3
1. Что такое даосизм......................................................................... 3
2. Даосизм: история возникновения и развития......................................................... 6
3. Лао-Цзы: миф или реальность.................................................................................. 10
4. Мир Дао дэ цзина....................................................................................................... 14
5. Даосизм как образ жизни.......................................................................................... 17
5.1. Тренировка тела и духа.......................................................................................... 19
6. Влияние даосизма на китайскую прозу, живопись, театр..................................... 22
7. Связь даосизма с религией........................................................................................ 24
8. Значение даосизма для философии и культуры Китая.......................................... 24
Заключение..................................................................................................................... 26
Список литературы.................................................................................................... 27

Работа содержит 1 файл

Даоссизм.doc

— 213.50 Кб (Скачать)

Говоря о культуре Китая, нельзя не сказать  о  живописи,  о поразительном понимании и чувствовании природы, о китайской эс­тетике.  Существовали особые сочинения о том, как писать  пейзаж той или иной горы, какой смысл нужно вкладывать в пейзажи. Нас­тоящий мастер должен находиться в тихой обители,  в долине чис­той и светлой,  подобно его духу,  ибо природа врачует душу. Он должен быть странником,  но путь его странствий и поиски  новых мест не должны происходить во внешнем мире.  "Не выходя со дво­ра, мудрец познает мир, не выглядывая из окна, он видит естест­венное  дао.  Чем дальше он идет,  тем меньше познает.  Поэтому мудрый человек не ходит,  но познает" ("Дао-дэ цзын",  48 жан). Таким образом, пейзажная живопись призвана стать местом странс­твия человеческого духа, сменив всякую тягу человека к перемене мест и поискам новых впечатлений. Влияние идей даосизма просле­живается у таких знаменитых мастеров  классического  китайского пейзажа, как Ли Чэна (X в.), Го Сина (X в.), Ми Фу (XII в.), Ни Цзяна (XIV в.).  Впоследствии худож­ники отказались от явных аллегорий и частого изображения  бесс­мертных, природа же предстает все более преображенной и одухот­воренной.

В ХVI-ХVП в. Китай вышел из эпохи позднего средневековья, состоялся пересмотр  традиционных  ценностей  и  взглядов.  Все большую популярность приобретали идеи всепроникающего единства мира,  развивались астрономия,  естественные науки,  медицина и фармакология. Даосизм в эту пору приобретает особый статус. Да­осы занимают высокие государственные посты, активно участвуют в дворцовых интригах и заговорах,  строятся новые даосские храмы. Конфуцианской концепции неизменности, константности ("и в самом малом изменить нельзя") не соответствующей духу времени, на смену приходит даосская идея универсальной изменчивости, непрерывного изменения,  становления,  естественным потоком чего захвачен и сам человек.  Концепция изменчивости сдвинула с  мертвой  точки ортодоксальное пренебрежение к демократическим жанрам литерату­ры и способствовала бурному развитию городской повести, романа, драмы. Главным становится не рассудочное, а эмоциональное восп­риятие мира,  в частности,  в новом театральном жанре  куньцюй. Автор  знаменитой  "Пионовой беседки" говорит устами своего ге­роя:  "Любовь - это когда живой умирает,  а мертвый воскресает. Если  же живой не может от любви умереть,  а мертвый - воскрес­нуть,  то все это еще не достойно называться  любовью".  Только эмоции делают человека человеком, способствуют достижению соци­ального идеала. Представление об усовершенствовании общества че­рез  естественное  проявление  чувств  уходит корнями в древнюю идею о всеобщем равенстве вещей в естественности.  Путь к соци­альному  идеалу лежит через пробуждение и становление личности. Разлад личности и судьбы, человека и окружающего мира, проблемы жизни и смерти,  женское равноправие и брак по любви - вот круг вопросов, которые рассматривал театр Китая. В целом театр стро­ился по законам жизни, а жизнь - по законам театра. Но даосские идеи приходили в театр в несколько "сниженном виде", ибо театр, рассчитанный на массового зрителя,  должен был приспособиться к уровню его восприятия.[35]

7. Связь  даосизма с религией

Учение даосов тесно смыкается с  религией,  с  оккультными науками,  магией, колдовством. Инь Чжаоэнь, даос, предпринимает попытку соединить три основные религиозные течения (конфуцианс­тво,  даосизм,  буддизм) воедино: "Когда великий передел разде­лился, то образовалось три первоначала (сань цай) Они называют­ся Небо,  Земля и Человек.  Человек также имеет три первоосновы (сань цзун)". Они называются конфуцианство - учение о совершен­ной  мудрости,  учение Дао цзы - о сокровенном и учение Буддыдхояне.  Целью всех трех является постижение Дао и делятся  они лишь функционально: конфуцианство способствует "заложению осно­вы",  учение Лао цзы - "вхождению в ворота" и буддизм - "дости­жению высшего образца".

8. ЗНАЧЕНИЕ ДАОСИЗМА ДЛЯ ФИЛОСОФИИ И КУЛЬТУРЫ КИТАЯ

Даосизм и  конфуцианство  являются двумя основными линиями, главными направлениями в развитии китайской философии и культу­ры.

Древние трактаты содержат как  разработку основных  фило­софских концепций (Дао, дэ), которые позже приняли конфуцианцы, проблемы натурфилософии и онтогенеза, так и просто красивые ли­рические стихи,  басни, сюжетные мотивы. Трудно провести четкое разграничение между собственно философией и собственной культу­рой в сознании китайца. Это некоторое особое миропонимание, да­же молчание наполнено тайным смыслом, символикой, труднодоступ­ной для непосвященного европейца. Конфуцианство более четко оп­ределено, чем даосизм, содержит определенные требования, регла­менты относительно поведения человека.  Некоторые философы поэ­тому старались связать воедино эти два мировоззрения,  говоря, что  конфуцианство создано для чиновников государственной служ­бы,  эти взгляды нужно разделять на работе, а созерцанием приро­ды, дыхательными упражнениями, психической саморегуляцией можно заняться на досуге. Конфуцианцы, как и даосы, видели существующее несовершенство мира, осуждали его и предлагали свои рецепты для блага человечества.  В ходе  исторического  развития,  когда у власти стояла та или иная династия, преобладал либо даосизм, ли­бо конфуцианство. Эти две тенденции существуют  и  сейчас.  Существуют школы даосизма,  увлечение  проблемами биоэнергетики человека, связи его с космосом, правильное расположение человека в космо­се,  астрология, хиромантия, иглотерапия давно вышли за пределы Китая и нашли своих почитателей в других  странах.  Помимо  ок­культных наук,  идеи даосизма в решающей степени определяют ки­тайскую эстетику,  прозу и поэзию, театр, живопись, то есть ки­тайскую культуру.[36]Заключение

Мир даосизма — это мир иллюзорный, вечно ускользающий, символический, но именно благодаря этому он опосредует собой полноту истины. Даосское знание распластывает саму природу, диффузирует её до абсолютного ничто, до “расплывчато-туманного” и “туманно-неопределенного”, до сплошной темноты и одновременно “слепящего сияния” Дао. И в этой символической перспективе, казалось бы, вот-вот должно проступить “бытие истины”, нечто доподлинное, единственно верное в жизни культуры. Но нет — каждый раз конечное и абсолютное оказываются не то что невысказанными, но даже не намеченными, остаются где-то “за кадром” — за словом и даже за мыслью. И благодаря этому древняя китайская религия несет в себе универсальные ценности, не зависящие от времени и пространства, ибо величественной мистерии человеческого духа суждено длиться вечно.

Даосизм делает акцент на сближение с природой, соединение с ней в нечто  единое, общее, цельное. Дао же по праву можно назвать  квинтэссенцией философии традиционного Китая.  Дао –  как изначальная верховная всеобщность,  как великий закон природы и первопричина  всего  сущего,  как высшая  абсолютная реальность, из гигантского пути-потока которой рождается феноме­нальный мир, чтобы, в конце концов, уйти туда же и затем появить­ся вновь, но уже обновленным.

Лучший способ понять, что такое даосизм, - научиться ценить в жизни не умное, даже не доброе, а просто долговечное, неумирающее, что бы то ни было. Мудрость Дао обращена к сердцу каждого человека, и без радостного и бескорыстного душевного отклика, которым держится жизнь каждого существа, стоит немного.

   Даос живет тем, что живо вовеки; он живет самым надежным - капиталом духа. А это значит, что даосизм есть, прежде всего, оправдание традиции. Правда Дао - это то, что дается нам прежде, чем мы познаем сами себя, и она есть то, что перейдет от нас к будущим поколениям после того, как мы уйдем...

Таким образом, даосизм - это путь цельного существования, в котором умозрение и действие, дух и материя, сознание и жизнь оказываются собранным в свободном, беспредельном, «хаотическом» единстве. Такое единство насквозь парадоксально, и потому даосские учителя умолкают, когда от них требуется объяснить их мудрость.

 

Список литературы:

1)       Антология даосской философии. Перевод/сост. В.В. Малявин, Б.Б.        Виноградский. - М.,1994.

2)       Дао и даосизм в Китае. Васильев Л. С./

3)       Даосская йога (китайская даосская алхимия). Лапин А. Э.— М.: Саттва, 1993

4)       Древнекитайский философ Лао-Цзы и его учение. Ян Хин-Шун.— М.– Л.: АН СССР, 1970.

5)       Китайская классическая “Книга перемен”. Щуцкий Ю. К.— М.: 1960

6)       Китайская философия: Энциклопедический словарь / РАН. ИДВ; гл. ред. М. Л. Титаренко. — М.: Мысль, 1994

7)       Мистерия Дао. Маслов А. А.— М.: Сфера, 1996

8)       Становление философии на Востоке (Древний Китай и Индия). Лукьянов А. Е.— М.: ИНСАН, РМФК, 1992

9)       Чжуан-Цзы. Малявин В. В. М. , "Наука", 1988.

 

 

* * *

 

4

 



[1] Становление философии на Востоке (Древний Китай и Индия). Лукьянов А. Е.

[2] Дао и даосизм в Китае. Васильев Л. С. /М. , "Наука", 1982.

[3] “Чжуан-цзы” — философский трактат, названный по имени автора, одного из основоположников философии даосизма (полное имя Чжуан Чжоу – , IV – III вв. до н. э.). С VIII в. именуется еще как “Наньхуа чжэнь цзин” (“Истинная каноническая книга [философа из] Наньхуа”). Один из важнейших текстов даосской философии.

[4] Чжуан Чжоу (Чжуан-цзы, Мэн Чжоу, Янь Чжоу) (ок. 369 до н. э. – ок. 286 до н. э.) — один из основоположников философии даосизма, автор трактата “Чжуан-цзы”.

[5] Ле Юйкоу (Ле-цзы, Юйкоу) (IV в. до н. э. (?)) — предполагаемый автор трактата “Ле-цзы”, одного из основополагающих памятников даосизма.

[6] Лю Ань (Хуайнань-цзы) (179 до н. э. – 122 до н. э.) — мыслитель, литератор, правитель области Хуайнань. По преданию, привлек несколько тысяч “гостей-приживальщиков” (бинь кэ) — ученых, живших на его содержании, для написания трактата “Хуайнань-цзы” и сам принял участие в его создании в качестве одного из авторов.

[7] Лао [-цзы] – Чжуан [-цзы] учение — традиционное обозначение древнего философского даосизма.

[8] Иньян цзя (“Школа, [исходящая из категорий] инь ян”) — одна из шести основных философских школ древнего Китая, специализировавшаяся в натурфилософско-космологической и оккультно-нумерологической проблематике. Центральные концепции иньян цзя — универсального дуализма сил инь/ ян и циклических взаимодействий “пяти элементов”, или фаз (у син), — легли в основу всей онтологии, космологии и вообще традиционной духовной культуры и науки Китая (в особенности астрономии, медицины и оккультных искусств).

[9]1 prаnаyama (санскр.) — сознательное управление дыханием.

[10] mantra (санскр.) — заклинание.

[11] mudrа (санскр.) — запечатывание, запирание (вид физического упражнения).

[12] аsana (санскр.) — поза, положение тела.

[13] dhyаna (санскр.) — размышление; обдумывание; религиозное созерцание(медитация).

Термины: Антология даосской философии. Перевод/сост. В.В. Малявин, Б.Б. Виноградский. - М.,1994.

[14] Чжоу — имя династии, правившей в Китае с конца 2 тыс. до н. э. по сер. III в. до н. э., и хронологическое обозначение данной эпохи.

[15] “Чжоу и” (“И цзин”) — наиболее авторитетное и оригинальное произведение китайской канонической и философской литературы, оказавшее фундаментальное нормативное воздействие на всю культуру Китая, стран Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии. Специфическую основу “И цзина” составляют возникшие, вероятно, в конце 2 – начале 1 тыс до н. э. 64 гексаграммы (люшисы гуа) — особые графические символы,  (к сн. 7) состоящие из 6-ти расположенных друг над другом черт двух видов — целой и прерванной — во всех комбинаторно возможных вариантах. Черты истолковываются как знаки универсальных мироустроительных сил инь ян (соответственно прерванная и целая), а их двойные, тройные и т. д. комбинации — как знаки более конкретных воплощений инь и ян во всех сферах бытия. Включены также афоризмы, объясняющие их взаимосвязи, есть рекомендации по входу в медитативное состояние: “[Постижение] Творца из менений [происходит через] отсутствие размышления, недеяние. Стань спокойно, отключи чувства, и тогда проникнешь в основу Поднебесного”.

[16] Школа Шанцин (школа “Высшей чистоты”, или Маошань) — одно из направлений даосизма. По преданию, возникла в 364 – 370. Цель последователей школы Шанцин — обретение бессмертия и вознесение на “небеса Высшей чистоты”.

[17] Школа Линбао (“Школа Духовной драгоценности”) — направление даосизма, зародившееся в конце эпохи Вост. Цзинь (конец IV – начало V в.). Главным объектом поклонения школы Линбао стала триада высших сил, впоследствии получившая название Сань Цин (“Триада чистых”).

[18] Цюаньчжэнь [цзяо] (“[Учение] Совершенной истины”) — одна из крупнейших школ даосизма, доминирующая в нем в настоящее время. Основана в XII в. даосом Ван Чуньяном на территории чжурчжэньской империи Цзинь (1115 – 1234). Религиозная практика этой школы особое внимание уделяет нравственному самосовершенствованию. Значительную роль в ней играет религиозное созерцание, занятия “внутренней” (психофизиологической) алхимией.

[19] Сань цин (“Триада чистых”, “три чистоты”) — даосское понятие, персонифицированные для нужд медитации и литургического символизма три аспекта Дао.

[20] Сань цзяо (“Три учения”) — обозначение конфуцианства, даосизма и буддизма, подразумевающее их сопоставимую доктринальную и мировоззренческую ценность.

[21] Сянь сюэ (“Учение о бессмертии”) — одна из важнейших доктрин даосизма, ставит своей целью практическое достижение адептом бессмертия с помощью практики алхимии.

[22] Неоконфуцианство — термин западного происхождения, обозначающий одно из главных направлений дальневосточной философии, обновленное и преобразованное конфуцианство, в систематизированном виде возникшее в Китае в XI в. и завершившее формирование духовно-ценностного ядра традиционной культуры Дальнего Востока.

[23] Даосизм: история возникновения и развитие. Лобода Е. Б. — М.: Саттва, 1993

[24] “Ши цзи” (“Исторические записки”, “Записки историографа”, “Записки историка”) — сочинение историографа Сыма Цяня (II – I вв. до н. э.), первое в Китае историко-биографическое произведение.

[25] Хуэй Ши (Хуэй-цзы) (ок. 370 до н. э. – ок. 310 до н. э.) — виднейший, наряду с Гунсунь Луном, представитель школы мин цзя (“школа имен”, “номиналисты”, “софисты”, “диалектики”) — одной из шести ведущих древнекитайских философских школ, существовавшей в V – III вв. до н. э.

[26] Ян Чжу (Ян Цзыцзюй, Ян Шэн) (между 440 – 334 до н. э.) — философ, представитель раннего даосизма.

[27] Гунсунь Лун (Гунсунь Лун-цзы, Цзыбин) (середина IV в. до н. э. – середина III в. до н. э.) — ведущий представитель “школы имен” (мин цзя) и традиции бянь (“эристики”, “диалектики”, “софистики”).

[28] Мэн Кэ (Мэн-цзы, Мэн Цзыюй) (ок. 372 – 289 до н. э.) — мыслитель, политик, педагог, второй после Конфуция идеолог раннего конфуцианства.

[29] Древнекитайский философ Лао-Цзы и его учение, Ян Хин-Шун. — М.– Л.: АН СССР, 1970.

[30] У вэй (“недеяние”, “отсутствие деятельности”) — важнейшая категория даосизма, символизирующая принцип невмешательства в естественный порядок вещей и ход событий ни с этических (конфуцианство, моизм), ни с прагматических (моизм, легизм) позиций. У вэй предполагает, однако, специфическую (органическую и спонтанную) активность в виде “осуществления недеяния” (вэй у вэй): “Осуществляй недеяние, но не предавайся [ему]” (вэй эр бу ши) (“Дао дэ цзин”, §§ 2, 10, 51, 63).

[31]  Древнекитайский философ Лао-цзы и его учение, Ян Хин-Шун.— М.– Л.: АН СССР, 1970

 

[32] Даосизм: опыт, историко-религиозные описания, Торчинов Е.А.  – СПб.: 1993.

 

[33]  Даосская йога (китайская даосская алхимия), Лапин А. Э. — М.: Саттва, 1993

[34] Антология даосской философии. Перевод/сост. В.В. Малявин, Б.Б. Виноградский. - М.,1994.

[35] Мистерия Дао, Маслов А. А. — М.: Сфера, 1996

[36] Становление философии на Востоке (Древний Китай и Индия), Лукьянов А. Е. — М.: ИНСАН, РМФК, 1992.


Информация о работе Даосизм