Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 01:27, творческая работа
Разум, подобно глазу, даёт нам возможность видеть и воспринимать все остальные вещи, не воспринимая сам себя.
Методы: – я исследую происхождение тех идей, или понятий, которые человек замечает и сознает наличествующими в своей душе, а затем те пути, через которые разум получает их.
Д. Локк «Опыт о человеческом разуме»
Книга первая. Глава первая. Введение.
Разум, подобно глазу, даёт нам возможность видеть и воспринимать все остальные вещи, не воспринимая сам себя.
Методы: – я исследую происхождение тех идей, или понятий, которые человек замечает и сознает наличествующими в своей душе, а затем те пути, через которые разум получает их.
- постараюсь показать, к какому познанию приходит разум через эти идеи, показать достоверность, очевидность и объём этого познания.
- - исследую природу
и основания веры или мнения
(согласие с каким-нибудь
Идея – всё, что является объектом мышления человека, то что подразумевают под словами «воображаемое», «понятие», «вид» или то, чем может быть занята душа во время мышления.
Глава вторая. В душе нет врождённых принципов.
Указать путь, каким мы приходим ко всякому знанию, достаточно для доказательства того, что оно не врожденно. - Люди исключительно при помощи своих природных способностей, без всякого содействия со стороны врождённых запечатлений могут достигнуть всего своего знания и прийти к достоверности без таки первоначальных понятий или принципов. Общее согласие как главный довод. - Есть принципы, как умозрительные, так и практические, с которыми согласны все люди. Общее согласие вовсе не доказывает врождённости. Положения «Что есть, то есть» и «Невозможно чтобы одна и та же вещь была и не была» не пользуются всеобщим признанием. – нет принципов, которые бы пользовались признанием всего человечества. Эти положения не запечатлены в душе от природы, ибо они неизвестны детям, идиотам и другим людям. – противоречие утверждение, будто есть запечатлёнными в душе истины, которых душа не осознаёт или не понимает. Быстрое согласие разума с некоторыми истинами зависит от способности разума. Шаги, которыми разум доходит до различных истин. – Ощущения сперва вводят единичные идеи и заполняют ими ещё пустое место; постепенно разум осваивает их, помещает в память вместе с данными им именами. Затем, разум абстрагирует их и научается употреблению общих имён. Так разум наделяется идеями и словами, материалом для упражнения своей способности рассуждения.
Глава 4. Дальнейшие соображения о врождённых принципах, как умозрительных, так и практических.
Идея бога не врожденна. – Ибо, если бы даже нельзя было найти народа без имени бога и скудных, смутных представлений о нём, это так же мало доказывало бы, что они природные запечатления в душе, как мало доказывают врождённость идей обозначающие их слова «огонь» или «солнце», «жар» или «число» на том основании, что имена этих вещей и их идеи являются в человечестве столь общепринятыми и общеизвестными. Откуда мнение о врождённых принципах. – Когда люди нашли несколько общих предложений, в которых не могли сомневаться сразу, как только их поняли, это вело к заключению, что они врожденны. Обладать авторитетом диктатора принципов и наставника неоспоримых истин и заставлять других на веру принимать за врождённый принцип всё, что может служить целям учителя, - это немалая власть человека над человеком.
Книга вторая. Глава первая. Об идеях вообще и их происхождении.
Идея есть объект мышления. Все идеи приходят от ощущения или рефлексии. – На опыте основывается всё наше знание, от него в конце концов оно происходит. Наше наблюдение, направленное или на внешние ощущаемые предметы, или на внутренние действия нашей души, воспринимаемы и рефлектируемые нами самими, доставляет нашему разуму весь материал мышления. Объект ощущения есть один источник идей. – От внешних предметов чувства доставляют уму то, что вызывает в нём эти восприятия. Деятельность нашего ума – другой их источник. – Внутреннее восприятие деятельности нашего ума, когда он занимается приобретёнными им идеями – «рефлексия», Так как в душе не бывает признака идей до доставления их чувствами, идеи в разуме одновременны с ощущениями, т.е. с таким впечатлением или движением в какой-нибудъ части нашего тела, которое производит в разуме некоторое восприятие.
Глава вторая. О простых идеях.
Несложные представления. Каждая идея (вкус сахара, запах розы и т.д.) содержит в себе только однообразное представление или восприятие в уме, не распадающееся на различные идеи.
Глава шестая. О простых идеях рефлексии.
Простые идеи рефлексии – это действия ума в отношении его других идей. Идею восприятия и идею воли мы получаем от рефлексии. – Два главных вида деятельности души – восприятие или мышление и желание или хотение. Сила мышления называется «разумом», а сила желания называется «волею»; обе эти силы ума именуются «способностями».
Глава восьмая. Дальнейшие размышления о наших простых идеях.
Способность, вызывающая в нашем уме какую-нибудь идею, называется «качеством». Первичные качества – неотделимые от тела, в каком бы оно ни было состояние. Вторичные качества – цвета, звуки, вкусы и т.д., которые не находятся в самих вещах, но представляют собой силы, вызывающие в нас различные ощущения своими первичными качествами, т.е. объёмом, формой и т.д. Три вида качеств в телах. Во-первых, объём, форма, число, расположение и движение или покой их плотных частиц - первичные. Во-вторых, сила, содержащаяся во всяком теле способность воздействовать особы образом на какое-либо из наших чувств, благодаря незаметным первичным качествам тела, и в силу этого вызывать в нас различные идеи разных цветов, звуков, запахов, вкусов и т.д – чувственные. В-третьих, способность производить такое изменение в объёме, форме, сцеплении частиц и движении другого тела, чтоб оно действовало на наши чувства не так, как прежде – «силы».
Глава двенадцатая. О сложных идеях.
Их
образует ум из простых идей. Действия,
в которых ум проявляет свои способности
в отношении своих простых идей: 1) соединение
нескольких простых идей в одну сложную;
так образовывались все сложные идеи;
2) сведение вместе двух идей, все равно,
простых или сложных, и сопоставление
их друг с другом так, чтобы обозревать
их сразу, но не соединять в одну; так ум
приобретает все свои идеи отношений;
3) обособление идей от всех других идей,
сопутствующих им в их реальной действительности;
это действие называется «абстрагированием»,
и при его помощи образованы все общие
идеи в уме. Они есть или модусы, или субстанции,
или отношения – разряды. Модусы – сложные
идеи, которые, как бы они ни были соединены,
не имеют в себе предпосылки самостоятельности
их существования, считаются либо зависимыми
от субстанций, либо свойствами последних.
Простые и смешанные модусы: простые –
разновидность или различные сочетания
одной и той же простой идеи, смешанные
– составлены из простых идей разных видов,
для образования одной сложной идеи. Субстанции
единичные и собирательные. Идеи субстанции
- сочетания простых идей, о которых считают,
что они представляют различные отдельные
вещи, существующие самостоятельно, в
которой всегда первой и главной бывает
идея субстанции, как таковой. Простые
– существуют отдельно, собирательные
– идеи нескольких субстанций, соединённых
вместе. Отношение – рассмотрение и сопоставление
одной идеи с другой.
Р. Декарт «Метафизические размышления»
Господам декану и докторам священного богословского факультета в Париже
Два вопроса – о боге и душе – всегда считались мною важнейшими среди тех, которые следует доказывать своре посредством доводом философии, чем богословия. Так как в этой жизни пороки зачастую вознаграждаются лучше, чем добродетели, то лишь немногие люди предпочитали бы справедливое полезному, если бы из не останавливали страх перед богом и ожидание загробной жизни.
Предисловие
Никому не посоветовал бы читать, за исключением тех, кто захочет серьёзно размышлять, кто в состоянии освободить свой ум от сообщничества чувств и отрешиться от всевозможных предрассудков.
Размышление первое. О вещах, которые могут быть подвергнуты сомнению
Существуют вещи, которые истинны и реальны и через смешение которых, точно так как через смешение истинных цветов, возникли все находящиеся в нашем уме образы вещей, как истинных и реальных, так и ошибочных и фантастических. Это телесная природа вообще и её протяжённость, а также и фигура протяжённых вещей, их количество или величина, их число, место, где они находятся, время, измеряющее их продолжительность и т.п. Отсюда следует, что физика, астрономия, медицина и все другие науки, зависящие от рассмотрения сложных вещей, весьма сомнительны и недостоверны, арифметика же, геометрии и тому подобные науки содержат кое-что несомненное и достоверное.
Размышление второе. О природе человеческого духа и о том, что его легче познавать, чем тело
Я = мыслящая вещь, то есть дух (esprit), или душа, или разум (entendement), или рассудок (raison).
Размышление третье. О боге, что он существует
Я – вещь мыслящая, т.е. сомневающаяся, утверждающая, отрицающая, знающая весьма немногое и многое не знающая, любящая, ненавидящая, желающая, нежелающая, представляющая и чувствующая.
Среди этих идей одни кажутся мне рождёнными вместе со мной, другие – чуждыми и пришедшими извне, третьи же – созданными и выдуманными мною самим.
Под словом «бог» я подразумеваю субстанцию бесконечную, вечную, неизменную, независимую, всеведущую, всемогущую, создавшую и породившую меня и все остальные существующие вещи (если они действительно существуют). Эти идеи возвышенны и не исходят от меня самого.
И я не должен думать, что постигаю бесконечное не при помощи истинной идеи, а только через отрицание того, что конечно, подобно тому как я понимаю покой и мрак через отрицание движения и света. Наоборот, я ясно вижу, что в бесконечной субстанции находится больше реальности, чем в субстанции конечной, и, следовательно, понятие бесконечного первичнее во мне, чем понятие конечного, то есть понятие бога первичнее понятия меня самого.
Размышление четвёртое. Об истине и лжи
Достоверно известно очень немногое относительно телесных вещей, гораздо больше познаётся нами относительно человеческого духа, а ещё больше – относительно самого бога.