Д. Локк «Опыт о человеческом разуме»

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 01:27, творческая работа

Описание работы

Разум, подобно глазу, даёт нам возможность видеть и воспринимать все остальные вещи, не воспринимая сам себя.
Методы: – я исследую происхождение тех идей, или понятий, которые человек замечает и сознает наличествующими в своей душе, а затем те пути, через которые разум получает их.

Работа содержит 1 файл

Конспекты по Локку и Декарту.docx

— 19.85 Кб (Скачать)

Д. Локк «Опыт о человеческом разуме»

Книга первая. Глава первая. Введение.

Разум, подобно  глазу, даёт нам возможность видеть и воспринимать все остальные  вещи, не воспринимая сам себя.

Методы: – я исследую происхождение тех идей, или понятий, которые человек замечает и сознает наличествующими в своей душе, а затем те пути, через которые разум получает их.

            - постараюсь показать, к какому познанию приходит  разум через эти идеи, показать  достоверность, очевидность и  объём этого познания.

            - - исследую природу  и основания веры или мнения (согласие с каким-нибудь предложением, как с истинным)

Идея –  всё, что является объектом мышления человека, то что подразумевают под словами «воображаемое», «понятие», «вид» или то, чем может быть занята душа во время мышления.

Глава вторая. В душе нет врождённых принципов.

     Указать путь, каким мы приходим ко всякому  знанию, достаточно для доказательства того, что оно не врожденно. - Люди исключительно при помощи своих природных способностей, без всякого содействия со стороны врождённых запечатлений могут достигнуть всего своего знания и прийти к достоверности без таки первоначальных понятий или принципов. Общее согласие как главный довод. - Есть принципы, как умозрительные, так и практические, с которыми согласны все люди. Общее согласие вовсе не доказывает врождённости. Положения «Что есть, то есть» и «Невозможно чтобы одна и та же вещь была и не была» не пользуются всеобщим признанием. – нет принципов, которые бы пользовались признанием всего человечества. Эти положения не запечатлены в душе от природы, ибо они неизвестны детям, идиотам и другим людям. – противоречие утверждение, будто есть запечатлёнными в душе истины, которых душа не осознаёт или не понимает. Быстрое согласие разума с некоторыми истинами зависит от способности разума. Шаги, которыми разум доходит до различных истин. – Ощущения сперва вводят единичные идеи и заполняют ими ещё пустое место; постепенно разум осваивает их, помещает в память вместе с данными им именами. Затем, разум абстрагирует их и научается употреблению общих имён. Так разум наделяется идеями и словами, материалом для упражнения своей способности рассуждения.

Глава 4. Дальнейшие соображения о врождённых принципах, как умозрительных, так и практических.

     Идея  бога не врожденна. – Ибо, если бы даже нельзя было найти народа без имени бога и скудных, смутных представлений о нём, это так же мало доказывало бы, что они природные запечатления в душе, как мало доказывают врождённость идей обозначающие их слова «огонь» или «солнце», «жар» или «число» на том основании, что имена этих вещей и их идеи являются в человечестве столь общепринятыми и общеизвестными. Откуда мнение о врождённых принципах. – Когда люди нашли несколько общих предложений, в которых не могли сомневаться сразу, как только их поняли, это вело к заключению, что они врожденны. Обладать авторитетом диктатора принципов и наставника неоспоримых истин и заставлять других на веру принимать за врождённый принцип всё, что может служить целям учителя, - это немалая власть человека над человеком.

Книга вторая. Глава первая. Об идеях вообще и  их происхождении.

     Идея  есть объект мышления. Все идеи приходят от ощущения или рефлексии. – На опыте основывается всё наше знание, от него в конце концов оно происходит. Наше наблюдение, направленное или на внешние ощущаемые предметы, или на внутренние действия нашей души, воспринимаемы и рефлектируемые нами самими, доставляет нашему разуму весь материал мышления. Объект ощущения есть один источник идей. – От внешних предметов чувства доставляют уму то, что вызывает в нём эти восприятия. Деятельность нашего ума – другой их источник. – Внутреннее восприятие деятельности нашего ума, когда он занимается приобретёнными им идеями – «рефлексия», Так как в душе не бывает признака идей до доставления их чувствами, идеи в разуме одновременны с ощущениями, т.е. с таким впечатлением или движением в какой-нибудъ части нашего тела, которое производит в разуме некоторое восприятие.

Глава вторая. О простых идеях.

     Несложные представления. Каждая идея (вкус сахара, запах розы и т.д.) содержит в себе только однообразное представление  или восприятие в уме, не распадающееся  на различные идеи.

Глава шестая. О простых идеях рефлексии.

     Простые идеи рефлексии – это действия ума в отношении его других идей. Идею восприятия и идею воли мы получаем от рефлексии. – Два главных  вида деятельности души – восприятие или мышление и желание или  хотение. Сила мышления называется «разумом», а сила желания называется «волею»; обе эти силы ума  именуются  «способностями».

Глава восьмая. Дальнейшие размышления о наших  простых идеях.

     Способность, вызывающая в нашем уме какую-нибудь идею, называется «качеством». Первичные  качества – неотделимые от тела, в каком бы оно ни было состояние. Вторичные качества – цвета, звуки, вкусы и т.д., которые не находятся в самих вещах, но представляют собой силы, вызывающие в нас различные ощущения своими первичными качествами, т.е. объёмом, формой и т.д. Три вида качеств в телах. Во-первых, объём, форма, число, расположение и движение или покой их плотных частиц - первичные. Во-вторых, сила, содержащаяся во всяком теле способность воздействовать особы образом на какое-либо из наших чувств, благодаря незаметным первичным качествам тела, и в силу этого вызывать в нас различные идеи разных цветов, звуков, запахов, вкусов и т.д – чувственные. В-третьих, способность производить такое изменение в объёме, форме, сцеплении частиц и движении другого тела, чтоб оно действовало на наши чувства не так, как прежде – «силы».

Глава двенадцатая. О сложных идеях.

     Их  образует ум из простых идей. Действия, в которых ум проявляет свои способности в отношении своих простых идей: 1) соединение нескольких простых идей в одну сложную; так образовывались все сложные идеи; 2) сведение вместе двух идей, все равно, простых или сложных, и сопоставление их друг с другом так, чтобы обозревать их сразу, но не соединять в одну; так ум приобретает все свои идеи отношений; 3) обособление идей от всех других идей, сопутствующих им в их реальной действительности; это действие называется «абстрагированием», и при его помощи образованы все общие идеи в уме. Они есть или модусы, или субстанции, или отношения – разряды. Модусы – сложные идеи, которые, как бы они ни были соединены, не имеют в себе предпосылки самостоятельности их существования, считаются либо зависимыми от субстанций, либо свойствами последних. Простые и смешанные модусы: простые – разновидность или различные сочетания одной и той же простой идеи, смешанные – составлены из простых идей разных видов, для образования одной сложной идеи. Субстанции единичные и собирательные. Идеи субстанции - сочетания простых идей, о которых считают, что они представляют различные отдельные вещи, существующие самостоятельно, в которой всегда первой и главной бывает идея субстанции, как таковой. Простые – существуют отдельно, собирательные – идеи нескольких субстанций, соединённых вместе. Отношение – рассмотрение и сопоставление одной идеи с другой. 

     Р. Декарт «Метафизические размышления»

     Господам  декану и докторам священного богословского  факультета в Париже

           Два вопроса – о  боге и душе – всегда считались  мною важнейшими среди тех, которые  следует доказывать своре посредством  доводом философии, чем богословия. Так как в этой жизни пороки зачастую вознаграждаются лучше, чем добродетели, то лишь немногие люди предпочитали бы справедливое полезному, если бы из не останавливали страх перед богом и ожидание загробной жизни.

     Предисловие

     Никому  не посоветовал бы читать, за исключением  тех, кто захочет серьёзно размышлять, кто в состоянии освободить свой ум от сообщничества чувств и отрешиться от всевозможных предрассудков.

     Размышление первое. О вещах, которые могут  быть подвергнуты сомнению

     Существуют  вещи, которые истинны и реальны  и через смешение которых, точно так как через смешение истинных цветов, возникли все находящиеся в нашем уме образы вещей, как истинных и реальных, так и ошибочных и фантастических. Это телесная природа вообще и её протяжённость, а также и фигура протяжённых вещей, их количество или величина, их число, место, где они находятся, время, измеряющее их продолжительность и т.п. Отсюда следует, что физика, астрономия, медицина и все другие науки, зависящие от рассмотрения сложных вещей, весьма сомнительны и недостоверны, арифметика же, геометрии и тому подобные науки содержат кое-что несомненное и достоверное.

     Размышление второе. О природе человеческого  духа и о том, что его легче  познавать, чем тело

     Я = мыслящая вещь, то есть дух (esprit), или душа, или разум (entendement), или рассудок (raison).

     Размышление третье. О боге, что он существует

     Я – вещь мыслящая, т.е. сомневающаяся, утверждающая, отрицающая, знающая  весьма немногое и многое не знающая, любящая, ненавидящая, желающая, нежелающая, представляющая и чувствующая.

     Среди этих идей одни кажутся мне рождёнными вместе со мной, другие – чуждыми  и пришедшими извне, третьи же –  созданными и выдуманными мною самим.

     Под словом «бог» я подразумеваю субстанцию бесконечную, вечную, неизменную, независимую, всеведущую, всемогущую, создавшую  и породившую меня и все остальные  существующие вещи (если они действительно существуют). Эти идеи возвышенны и не исходят от меня самого.

     И я не должен думать, что постигаю бесконечное не при помощи истинной идеи, а только через отрицание  того, что конечно, подобно тому как я понимаю покой и мрак через отрицание движения и света. Наоборот, я ясно вижу, что в бесконечной субстанции находится больше реальности, чем в субстанции конечной, и, следовательно, понятие бесконечного первичнее во мне, чем понятие конечного, то есть понятие бога первичнее понятия меня самого.

     Размышление четвёртое. Об истине и лжи

     Достоверно  известно очень немногое относительно телесных вещей, гораздо больше познаётся  нами относительно человеческого духа, а ещё больше – относительно самого бога.

Информация о работе Д. Локк «Опыт о человеческом разуме»