Cознание и бессознательное

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 00:01, реферат

Описание работы

Сознание далеко не всегда контролирует поступки и чувства, определяет направление наших мыслей. Существует еще и бессознательное. Нередко именно оно является движущей силой и определяет стиль поведения человека. Мотивы и потребности, недостаточно осознанные человеком по разным причинам могут существенно воздействовать на сознательные мотивационные установки. Важно иметь в виду, что значимые, влияющие на наше будущее решения могут возникнуть и формироваться на неосознаваемом уровне.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие и структура сознания………………………………………………...5
2. Понятие и структура бессознательного……………………………………...11
3. Сознание и бессознательное………………………………………………….17
4. Сознание и бессознательное в философии фрейдизма…….……………….21
5. Манипуляция сознанием……………………………………………………...23
Заключение……………………………………………………………………….26
Список использованной литературы…………………………………………...28

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ Cознание и бессознательное.docx

— 66.21 Кб (Скачать)
  • Бессознательная память - это та память, которая связана с долговременной и генетической памятью. Это та память, которая управляет мышлением, воображением, вниманием, определяя содержание мыслей человека в данный момент времени, его образы, объекты, на которые направлено внимание. Бессознательное мышление особенно отчетливо выступает в процессе решения человеком творческих задач, а бессознательная речь - это внутренняя речь.
  • Есть и бессознательная мотивация, влияющая на направленность и характер поступков, многое другое, не осознаваемое человеком в психических процессах, свойствах и состояниях.
  • Бессознательное в личности человека - это те качества, интересы, потребности и т. п., которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях.

     Одно  из таких явлений - ошибочные действия, оговорки, описки. В основе другой группы бессознательных явлений лежит  непроизвольное забывание имен, обещаний, намерений, предметов, событий –  всего, имеющего для человека малую  значимость. Третья группа бессознательных  явлений личностного характера  относится, к разряду представлений  и связана с восприятием, памятью  и воображением: сновидения, грезы, мечты. Грезы и мечты происходят при работающем, но несколько ослабленном сознании, а  сновидения – и вовсе без его контроля.

     Принято считать, что сознательное связано и с общественным информационным полем. Оно регулирует поведение человеческого тела в соответствии с требованиями общества. Оно не понимает языка бессознательного и его управление телом часто идет вразрез с требованиями бессознательного. Разлад сознательного и бессознательного ведет к драматическим ситуациям. Человек испытывает неудовлетворенность жизнью, его посещает угнетенность, страх, растет раздражительность. Напротив, когда они работают в унисон, человек достигает счастья жизни. Отсюда извечное стремление человека найти это состояние, уловить его мгновение. Философские размышления о сознательном и бессознательном направлены на поиски данной гармонии. О ней говорят как о единстве тела и духа, космического и человеческого.

     В 14 параграфе первой главы третьей  книги ТопикиАристотель [1), с.143] говорит: «То, что хорошо от природы предпочтительней того, что хорошо не от природы. … Цель предпочтительней того, что направлено к цели… И вообще то, что служит цели жизни, предпочтительней того, что служит для чего-то другого, как например, то, что направлено к счастью предпочтительней того, что направлено к рассудительности». Таким образом, сознательно ставя перед собой цель, которой желаешь бессознательно, можно добиться того единства, которое и приведет к выполнению цели жизни. Так думал античный философ Аристотель, об этом же говорит и психоаналитик ХХ века З. Фрейд.

     Наличие сознательного и бессознательного в психике усложняет задачу индивида. Ему необходимо уловить и одно, и другое, найти гармонию. Этого  можно достигнуть лишь путем самопознания. Углубляясь в себя, важно не потерять ориентацию в поиске соотнесенности сознательного и бессознательного. Потеря ориентации заключена в том, что принижается значение одной  из противоположностей.

     Рассмотрим  один из вариантов такой потери, когда принижают значение сознательного, уходят в сферу бессознательного. Такое проникновение в бессознательное не превращает его в сознательное. Напротив, бессознательное приобретает силу и проникает в ту часть психики, которая относится к сфере сознания, бессознательное не следует понимать как нечто аморфное, оно обладает динамичностью и способностью к агрессивности. В этой связи встает вопрос, может ли человек оказаться во власти бессознательного? Думается, что да. Ослабление сознания, вялость и инертность его ведут к агрессии бессознательного. Этой агрессии человек помогает сам, если он возвышает бессознательное и через него хочет обо всем узнать. Погружение в этот мир, поиски скрытых сил имеют свою отрицательную сторону тогда, когда на этой почве начинают с презрением относиться к науке, к научно – популярной и художественной литературе, к прогрессивным явлениям общественной жизни. Этим самым подрывается сознание и усиливается коллективное бессознательное.

     Третий  тип бессознательных явлений - те, о которых говорит З. Фрейд касающихся личностного бессознательного. Это – желания, мысли, намерения, потребности, вытесненные из сферы человеческого сознания под влиянием цензуры. Каждый из типов бессознательных явлений по-разному связан с поведением человека и его сознательной регуляцией.  
 
 
 

 

4. Сознание и бессознательное в философии фрейдизма 

     К концу 19 века определились основные концепции  неосознаваемой памяти,вытеснения, роли сексуальности, важности сновидений и  детских воспоминаний.Фактически были открыты все те элементы, которые  затем вошли в теорию З. Фрейда(1856–19З9). Заслуга последнего заключалась в том, что он синтезировал все этиэлементы в рамках одной теории. Тем самым все они предстали как нечтоединое, целостное, что позволило осмыслить их в новом свете.

     Но  в теории психоанализа З. Фрейдаособенное, связанное с лечением больных, выдается за общее. В результате у З. Фрейда сексуальное и ряд с нимсвязанных факторов становится в центре теории бессознательного. Исходя изособой роли инстинкта самосохранения, З. Фрейд связывает его с инстинктомпродолжения рода. Этим он объясняет колоссальную роль в жизни людейсексуального.

     З. Фрейд выдвинул две схемы психики. Одна схема структурно

психоаналитическая — «Оно-я» и «Сверх-Я» (характерна для познания  конфликтов, стремлений и мотивов). Она имеет значение для пониманияповедения личности. Вторая схема — топографическая (сознательное — предсознательное — бессознательное) — имеет большее значение для пониманиядвижения представлений в психике, перехода с одного уровня на другой.

     Психическое рассматривалось Фрейдом, преждевсего,как сфера всемогущего бессознательного. Психическая жизнь состоит из трехуровней: бессознательного, предсознательного и сознательного.Бессознательный уровень насыщен сексуальной энергией, т.е. либидо,которое прорывается сквозь цензуру сознания, выражается в нейтральныхформах, но имеющих символический план (шутки, обмолвки, сновидения и т.д.)

     Компоненты  личности: «ид» (оно) – носитель инстинктов, подчиняется принципуудовольствия; «эго» (Я) – следует принципам реальности; «супер-эго» (сверх-Я) – носитель моральных стандартов. Из-за их несовместимости появляются«защитные механизмы»:

  • вытеснение – произвольное устранение из сознания чувств, мыслей истремления к действию;
  • регрессия – соскальзывание на более примитивный уровень поведения илимышления;
  • сублимация – механизм, посредством которого сексуальная энергия разряжаетсяв виде деятельности, приемлемой для индивида или общества (творчество ит.д.)

     Что же касается практики психоанализа:

  • Опыты с гипнозом показали, что чувства и стремления могут направлятьповедение субъекта, даже когда они не осознаются им.
  • Метод «свободных ассоциаций» т.е. попытка объяснить, чему соответствуютассоциации не в мире внешних объектов, а во внутреннем мире субъекта (ихдвойственность).
  • Положение о символическом характере снов. По мнению Фрейда, в этойсимволике иносказательно подает о себе весть мир бессознательных потаенныхвлечений.

     Существуют  две категории инстинктов:

  • сохранение жизни (инстинкт любви – ЭРОС)
  • противодействуют жизни и стремятся вернуть ее в неорганическое состояние(инстинкт смерти – ТАНАТОС)

     Таким образом, недостатком Фрейдизма является преувеличение роли сексуальной сферы в жизнии психике человека, человек понимается в основном как биологическоесексуальное существо, которое находится в состоянии непрерывной тайнойвойны с обществом, заставляющим подавлять сексуальные влечения.

 

     5. Манипуляция сознанием 

     Когда уважающий себя человек слышит о  манипуляции сознанием, он думает, что  его-то уж не провести. В обыденной, спокойной жизни люди практически не обращают внимания на взаимовлияние вещей. Манипуляция проникает в каждый дом и от нее человек не может укрыться, но он может изучить ее инструменты и приемы.

     Какой же вид воздействия на поведение  индивида является манипуляцией? С.Г. Кара-Мурзасчитает, что манипуляцией обозначается то воздействие, которое побуждает индивида сделать  такие поступки, что он оказывается  в проигрыше. Корень слова "манипуляция" –латинское слово (maniрulus - пригоршня, горсть, от manus – рука и рle– наполнять). В словарях европейских языков слово толкуется как обращение с объектами с определенными намерениями, целями. Отсюда произошло и современное переносное значение слова - ловкое обращение с людьми как с объектами, вещами.

     Г.Шиллер[18), с.5] утверждает, что для достижения успеха манипуляция должна оставаться незаметной. «Успех манипуляции гарантирован, когда манипулируемый верит, что все происходящее естественно и неизбежно. Короче говоря, для манипуляции требуется фальшивая действительность, в которой ее присутствие не будет ощущаться». Еще важный, хотя и не столь очевидный признак, который он выделяет, это то, что к людям, сознанием которых манипулируют, относятся не как к личностям, а как к объектам, особого рода вещам. Но все же, по его мнению, манипуляция - это часть технологии власти, а не воздействие на поведение друга или партнера.

     Рассмотрим  основные приемы манипуляции, выделяемые С.Г. Кара-Мурзойв книге «Манипуляция сознанием»:.

  • Язык - самое главное средство подчинения. «Мы - рабы слов», - сказал Маркс, а потом это буквально повторил Ницше. Внушаемость посредством слова - глубинное свойство психики, возникшее гораздо раньше, нежели способность к аналитическому мышлению.

     Гитлер  писал в "MeinKamрf": «Силой, которая привела в движение большие исторические потоки в политической или религиозной области, было с незапамятных времен только волшебное могущество произнесенного слова. Большая масса людей всегда подчиняется могуществу слова».

  • Язык образов. Очень часто слова, имеющие самый неопределенный смысл, оказывают самое большое влияние на толпу.
  • Знаковые системы. Если человек воспринял абсурдное количественное утверждение, его уже почти невозможно вытеснить не только логикой, но и количественными же аргументами. Манипулирующая сила числа многократно возрастает, когда числа связаны в математические формулы и уравнения - здравый смысл против них бессилен.
  • Музыка.
  • Тишина. Чтобы предотвратить возможность зарождения собственных групп интеллигенции в массе управляемых, ее нужно полностью лишить тишины. Создается такое звуковое и шумовое оформление окружающего пространства, что средний человек не имеет достаточных промежутков тишины, чтобы сосредоточиться и додумать до конца связную мысль.
  • Социальные стереотипы. Ни один человек не может прожить без «автоматизмов» в восприятии и мышлении - обдумывать заново каждую ситуацию у него не хватит ни психических сил, ни времени. Стереотипы могут быть использованы как мишени для манипуляции.
  • Чувства. Можно сказать, что в большой манипуляции сознанием игра на чувствах - обязательный этап. Основатель учения о манипуляции сознанием массы Г. Ле Бон писал: «Массы никогда не впечатляются логикой речи, но их впечатляют чувственные образы, которые рождают определенные слова и ассоциации слов». [14), c.143]
  • Воображение. Ле Бон писал: «Не факты сами по себе поражают народное воображение, а то, каким образом они распределяются и представляются толпе. Кто владеет искусством производить впечатление на воображение толпы, тот и обладает искусством ею управлять». [11), c.132]
  • Внимание. Задача манипулятора - убедить. Для этого надо, прежде всего, привлечь внимание к сообщению. Затем надо, чтобы человек запомнил это сообщение, ибо многократно проверенный закон гласит: убедительно то, что остается в памяти. Манипуляторы сознанием поступают подобно фокусникам: они отвлекают внимание от главного объекта.
  • Память. С одной стороны, надо, чтобы человек запомнил или заучил до автоматизма какую-то мысль, метафору, формулу ("Да, да, нет, да!"). С другой стороны, бывает необходимо "отключить" его краткосрочную или историческую память – они создают психологический барьер против внушения. Человек, не помнящий ничего из истории своего коллектива (народа, страны, семьи), выпадает из этого коллектива и становится совершенно беззащитен против манипуляции. Это – важное условие для возможности подлогов и подмен предмета утверждений.
  • Узнавание. В манипуляции сознанием узнавание играет ключевую роль, потому что порождает ложное чувство знакомства. При изучении процессов памяти психологи обнаружили явление «дремлющего эффекта»: отложенная в латентных слоях памяти точка зрения, которая была отвергнута сознанием в момент непроизвольного запоминания, с течением времени, «отлежавшись», превращается сначала в смутное, неопределенное представление, а потом и в согласие с ней.
  • СМИ. А.Моль пишет о СМИ: «Они фактически контролируют всю нашу культуру, пропуская ее через свои фильтры, выделяют отдельные элементы из общей массы культурных явлений и придают им особый вес, повышают ценность одной идеи, обесценивают другую, поляризуют таким образом все поле культуры. То, что не попало в каналы массовой коммуникации, в наше время почти не оказывает влияния на развитие общества». СМИ сегодня есть инструмент идеологии, а не информации.

 

    Заключение 

     В истории философии всегда были поиски познания идеально-космического. Философы аристотелевской школы считали, что космос — создание Бога, использовавшего в своем труде по его созданию особый язык, который необходимо раскрыть. Еще пифагорейцы обсуждали вопрос о музыке и математике как языках космоса. В эпоху Возрождения Галилей  не сомневался в том, что природа — это Богом написанная книга. И эта книга, по его мнению, написана языком математики. Таким образом, задача заключалась в том, чтобы с помощью математики читать эту книгу, а посредством наблюдения и эксперимента проверять прочитанное.

     Следовательно, философы подошли к сознанию с  других позиций, чем психологи, логики, физики. Они заметили, что в сознании есть не только знания об окружающем мире в виде отображения материальных связей, но есть еще попытки овладения языком космоса, понимания его информационных структур.

     Итак, сознание обладает связью с космическим  идеальным посредством бессознательного. А это значит, что есть скрытый источник стимулирования сознания. Он направляет сознание в его деятельности. В этом сознание как бы не свободно, оно подчинено необходимости, которая выступает в историческом обличии. Эту свою несвободу сознание ощущает через признание божественного провидения, историческую закономерность.

     Однако  сознание всегда связано с самопознанием. Это самопознание представляет собой, прежде всего, познание общественных условий своего бытия, своего места в этом бытии. Чувствуя историческую необходимость, сознание пытается проникнуть в его истоки не только на уровне способа производства, но и на уровне космических влияний.

     Это обостряет интерес сознания к  бессознательному, в котором скрыты

непосредственные  нити связи психики человека с  космосом. Через их познаниенадеются открыть язык космического и выйти на его уровень. Сознаниестремится непросто к отображению реальности в знаниях, но и к осознаниювозможностей своей свободы и своего творчества.

     Бесспорно, возникновение и развитие психики человека является одной из самых сложныхпроблем, встававших когда-либо перед исследованиями, стремившимисяосмыслить законы природы. Ученые материалистического направления объясняютвозникновение психики длительным развитием материи. Исследуя природуматерии, они изучают различные формы движения материи, т. к. движение естьспособ существования материи, неотъемлемое ее свойство, внутренне ейприсущее. Материи неподвижной, неизменно прибывающей в абсолютном покое,вообще не существует. В состоянии движения, изменения и развития находитсявся материя во вселенной, вся неорганическая и органическая природа.

Информация о работе Cознание и бессознательное