Цицерон «О государстве»

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 19:34, реферат

Описание работы

Государство Цицерон определяет как дело, достояние народа. При этом он подчеркивает, что народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов. Тем самым государство в трактовке Цицерона предстает не только как выражение общего интереса всех его свободных членов, но одновременно также и как согласованное правовое общение этих членов, как определенное правовое образование, общий правопорядок. Основную причину происхождения государства Цицерон видел в людской врожденной потребности жить вместе.

Работа содержит 1 файл

tsitseron.docx

— 15.60 Кб (Скачать)

Витковский Иван, 2 курс, группа 6-1

Цицерон «О государстве»

Государство Цицерон определяет как дело, достояние народа. При этом он подчеркивает, что народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов. Тем самым государство в трактовке Цицерона предстает не только как выражение общего интереса всех его свободных членов, но одновременно также и как согласованное правовое общение этих членов, как определенное правовое образование, общий правопорядок. Основную причину происхождения государства Цицерон видел в людской врожденной потребности жить вместе.

Цицерон отвергал широко распространенные в его время  представления о договорном характере  возникновения государства.

Цицерон отмечал изначальную связь государства и собственности и утверждал, что ещё причиной образования государства является охрана собственности. Нарушение неприкосновенности частной и государственной собственности Цицерон характеризует как осквернение и нарушение справедливости и права.

 Возникновение  государства (и права) не по мнению и произволу людей, а согласно всеобщим требованиям природы, в том числе и согласно велениям человеческой природы, в трактовке Цицерона означает, что по своей природе и сущности они носят божественный характер и основаны на всеобщем разуме и справедливости. Изучение всей природы, отмечал Цицерон, приводит к пониманию того, что всем этим миром правит разум. Именно благодаря тому, что люди самой природой наделены семенами разума и справедливости и, следовательно, им доступно постижение божественных начал, стало возможным само возникновение упорядоченного человеческого общения, добродетелей, государства и права.

 Разум - высшая  и лучшая часть души, обуздывающая все низменные чувства и страсти в человеке, мятеж души. Поэтому при господстве мудрости нет места ни для страстей, ни для гнева, ни для необдуманных поступков.

Критерии различения форм государственного устройства Цицерон  усматривал в характере и воле тех, кто правит государством. В зависимости от числа правящих он различал три простые формы правления: царскую власть, власть оптиматов (аристократию) и народную власть (демократию). И вот, когда верховная власть находится в руках у одного человека, мы называем этого одного царем, а такое государственное устройство - царской властью. Когда она находится в руках у выборных, то говорят, что эта гражданская община управляется волей оптиматов. Народной же является такая община, в которой все находится в руках народа.

 Все эти простые  формы  государства не совершенны  и не наилучшие, но они, по Цицерону, все же терпимы и могут быть вполне прочны, если только сохраняются те основы и связи , которые впервые накрепко объединили людей в силу их общего участия в создании государства. Каждая из этих форм имеет свои достоинства и недостатки. В случае, если бы предстоял выбор среди них, предпочтение отдается царской власти, а на последнее место ставится демократия. Благоволением своим,- пишет Цицерон,- нас привлекают к себе цари, мудростью - оптиматы, свободой - народы. Перечисленные достоинства разных форм правления, по мысли Цицерона, могут и должны быть в их совокупности, взаимосвязи и единстве представлены в смешанной форме государства. В простых же формах государства эти достоинства представлены односторонне, что и обусловливает недостатки простых форм, ведущие к борьбе между различными слоями населения за власть, к смене форм власти, к их вырождению в неправильные формы.

 Так, при царской  власти все прочие люди отстранены от участия в принятии решений и законов; народ не пользуется свободой и отстранен от власти и при господстве оптиматов. При демократии же, когда все вершится по воле народа, то, как бы справедлив и умерен он ни был, все-таки само равенство это не справедливо, раз при нем нет ступеней в общественном положении.

 Основной порок  простых форм государства состоит,  согласно Цицерону, в том, что  все они неизбежно, в силу  присущей им односторонности  и неустойчивости, находятся на  обрывистом и скользком пути, ведущем к несчастью. Царская  власть, чреватая произволом единовластного  правителя, легко становится тиранией, а власть оптиматов из власти наилучших (по мудрости и доблести) превращается в господство богатых и знатных. Хотя такая власть и продолжает ошибочно именоваться правлением оптиматов, но на деле, замечает Цицерон, нет более уродливой формы правления, чем та, при которой богатейшие люди считаются наилучшими. Соответственно и полновластие народа, по оценке Цицерона, приводит к пагубным последствиям, к безумию и произволу толпы, к ее тиранической власти.

 Эти уродливые  виды властвования уже не являются, согласно Цицерону, формами государства, поскольку в таких случаях вовсе отсутствует само государство, понимаемое как общее дело и достояние народа, отсутствуют общие интересы и общеобязательное для всех право.

 Предотвратить  подобное вырождение государственности  можно лишь в условиях наилучшего (т. е. смешанного) вида государственного  устройства, образуемого путем равномерного  смешения положительных свойств  трех простых форм правления.  Ибо, - подчеркивал он, - желательно, чтобы в государстве было нечто  выдающееся и царственное, чтобы  одна часть власти была уделена  и вручена авторитету первенствующих  людей, а некоторые дела были  предоставлены суждению и воле  народа. В качестве важнейших  достоинств такого государственного  строя Цицерон отмечал прочность  государства и правовое равенство  его граждан.

 Как путь к  смешанной форме правления Цицерон  трактовал эволюцию римской государственности  от первоначальной царской власти  к сенатской республике. При этом  аналогию царской власти он  видел в полномочиях магистратов  (и, прежде всего, консулов), власти  оптиматов - в полномочиях сената, народной власти - в полномочиях  народных собраний и народных  трибунов. В этой связи Цицерон восхищался дальновидностью и мудростью предков, создавших такую разумную форму государства, и призывал твердо придерживаться их политических заветов.

 Свою концепцию  наилучшей формы государства Цицерон считал реально осуществимой, подразумевая при этом практику римской республиканской государственности в лучшую пору ее существования.

 Правда, Цицерон  отдавал себе отчет в том,  что реальность восхваляемого  им римского смешанного государственного  строя - скорее в прошлом, чем  в настоящем. Отсюда и его  многочисленные апелляции к этому  прошлому. Во времена Цицерона  римская республика переживала  тяжелый кризис и доживала  свои последние дни. Политический  строй Рима двигался к установлению  единоличной власти, к принципату  и монархии.

Информация о работе Цицерон «О государстве»