Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 19:34, реферат
Государство Цицерон определяет как дело, достояние народа. При этом он подчеркивает, что народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов. Тем самым государство в трактовке Цицерона предстает не только как выражение общего интереса всех его свободных членов, но одновременно также и как согласованное правовое общение этих членов, как определенное правовое образование, общий правопорядок. Основную причину происхождения государства Цицерон видел в людской врожденной потребности жить вместе.
Витковский Иван, 2 курс, группа 6-1
Цицерон «О государстве»
Государство Цицерон определяет как дело, достояние народа. При этом он подчеркивает, что народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов. Тем самым государство в трактовке Цицерона предстает не только как выражение общего интереса всех его свободных членов, но одновременно также и как согласованное правовое общение этих членов, как определенное правовое образование, общий правопорядок. Основную причину происхождения государства Цицерон видел в людской врожденной потребности жить вместе.
Цицерон отвергал широко распространенные в его время представления о договорном характере возникновения государства.
Цицерон отмечал изначальную связь государства и собственности и утверждал, что ещё причиной образования государства является охрана собственности. Нарушение неприкосновенности частной и государственной собственности Цицерон характеризует как осквернение и нарушение справедливости и права.
Возникновение государства (и права) не по мнению и произволу людей, а согласно всеобщим требованиям природы, в том числе и согласно велениям человеческой природы, в трактовке Цицерона означает, что по своей природе и сущности они носят божественный характер и основаны на всеобщем разуме и справедливости. Изучение всей природы, отмечал Цицерон, приводит к пониманию того, что всем этим миром правит разум. Именно благодаря тому, что люди самой природой наделены семенами разума и справедливости и, следовательно, им доступно постижение божественных начал, стало возможным само возникновение упорядоченного человеческого общения, добродетелей, государства и права.
Разум - высшая и лучшая часть души, обуздывающая все низменные чувства и страсти в человеке, мятеж души. Поэтому при господстве мудрости нет места ни для страстей, ни для гнева, ни для необдуманных поступков.
Критерии различения форм государственного устройства Цицерон усматривал в характере и воле тех, кто правит государством. В зависимости от числа правящих он различал три простые формы правления: царскую власть, власть оптиматов (аристократию) и народную власть (демократию). И вот, когда верховная власть находится в руках у одного человека, мы называем этого одного царем, а такое государственное устройство - царской властью. Когда она находится в руках у выборных, то говорят, что эта гражданская община управляется волей оптиматов. Народной же является такая община, в которой все находится в руках народа.
Все эти простые
формы государства не
Так, при царской власти все прочие люди отстранены от участия в принятии решений и законов; народ не пользуется свободой и отстранен от власти и при господстве оптиматов. При демократии же, когда все вершится по воле народа, то, как бы справедлив и умерен он ни был, все-таки само равенство это не справедливо, раз при нем нет ступеней в общественном положении.
Основной порок
простых форм государства
Эти уродливые виды властвования уже не являются, согласно Цицерону, формами государства, поскольку в таких случаях вовсе отсутствует само государство, понимаемое как общее дело и достояние народа, отсутствуют общие интересы и общеобязательное для всех право.
Предотвратить
подобное вырождение
Как путь к
смешанной форме правления
Свою концепцию наилучшей формы государства Цицерон считал реально осуществимой, подразумевая при этом практику римской республиканской государственности в лучшую пору ее существования.
Правда, Цицерон
отдавал себе отчет в том,
что реальность восхваляемого
им римского смешанного