Чем отличается понятие «культура» от понятия «цивилизация»?

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 08:58, контрольная работа

Описание работы

В широком смысле культура есть совокупность проявлений жизни, достижений и творчества народа или группы народов (культура нации, государств, цивилизаций - отсюда множество религий, верований, ценностей). Культура, рассматриваемая с точки зрения содержания, распадается на различные области, сферы: нравы и обычаи, язык и письменность, характер одежды, поселений, работы, постановка восприятия, экономика, характер армии, общественно-политическое устройство, судопроизводство, наука, техника, искусство, религия, все формы проявления объективного духа данного народа. Культурный человек всем обязан образованию и воспитанию, и это и составляет содержание культуры всех народов, сохраняющих культурную преемственность и традиции как форму коллективного опыта во взаимоотношениях с природой.

Содержание

1 Культура……………………………………………………………..........3
1.1 Что такое культура…………………………………………………..3
2 Цивилизация………………………………………………………………5
2.1 Что такое цивилизация……………………………………………5
3 Культура и цивилизация…………………………………………….7
Список литературы…………………………………………………………...........11

Работа содержит 1 файл

культура. цивилизация.docx

— 34.11 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа по философии 
 

Чем отличается понятие  «культура» от понятия  «цивилизация»? 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

План

1 Культура……………………………………………………………..........3

1.1 Что такое культура…………………………………………………..3

2 Цивилизация………………………………………………………………5

2.1 Что такое цивилизация……………………………………………5

3 Культура и цивилизация…………………………………………….7

Список литературы…………………………………………………………...........11 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

I Культура

1.1 Что такое культура

Существует несколько  толкований происхождения и значения слова культура.

В учебнике по философии  Радугина А.А. термин «культура» рассматривается  от латинского происхождения - cultura. По изложению Радугина, первоначально  этот термин означал возделывание почвы, её культивирования, чтобы сделать  почву пригодной для удовлетворения человеческих потребностей, чтобы она  могла служить человеку. В этом контексте, пишет автор, под культурой  понимались все изменения в природном  объекте, происходящие под воздействием человека, в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами.

По другим источникам, культура в переносном смысле - уход, улучшение, облагораживание телесно-душевно-духовных склонностей и способностей человека, соответственно существует культура тела, культура души и духовная культура. Немецкое слово Kultur также означало высокий уровень цивилизации. В  современной научной литературе встречается более 250 определений  культуры.

В широком смысле культура есть совокупность проявлений жизни, достижений и творчества народа или группы народов (культура нации, государств, цивилизаций - отсюда множество  религий, верований, ценностей). Культура, рассматриваемая с точки зрения содержания, распадается на различные области, сферы: нравы и обычаи, язык и письменность, характер одежды, поселений, работы, постановка восприятия, экономика, характер армии, общественно-политическое устройство, судопроизводство, наука, техника, искусство, религия, все формы проявления объективного духа данного народа. Культурный человек всем обязан образованию и воспитанию, и это и составляет содержание культуры всех народов, сохраняющих культурную преемственность и традиции как форму коллективного опыта во взаимоотношениях с природой. Современное научное определение культуры отбросило аристократические оттенки этого понятия. Оно символизирует убеждения, ценности и выразительные средства (применяемые в литературе и искусстве), которые являются общими для какой-то группы; они служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Верования и взгляды подгруппы часто называют субкультурой.

Специалисты по теории культуры А.Крёбер и К.Клакхон проанализировали свыше ста основных определений  и сгруппировали их следующим  образом.

1 Описательные определения,  восходящие в своей основе  к концепции основоположника  культурной антропологии Э.Тейлора.  Суть таких определений: культура - это сумма всех видов деятельности, обычаев, верований; она как  сокровищница всего созданного  людьми включает в себя книги,  картины и т.п., знание путей  приспособления к социальному  и природному окружению, язык, обычаи, систему этикета, этику,  религию, которые складывались  веками.

2 Исторические определения,  подчеркивающие роль социального  наследия и традиций, доставшихся  современной эпохе от предшествовавших  этапов развития человечества. К  ним примыкают и генетические  определения, утверждающие, что культура  является результатом исторического развития. В нее входит все то, что искусственно, что люди произвели и что передается от поколения к поколению - орудия, символы, организации, общая деятельность, взгляды, верования.

3. Нормативные определения,  акцентирующие значение принятых  норм. Культура - это образ жизни  индивида, определяемый социальным  окружением.

4. Ценностные определения:  культура - это материальные и  социальные ценности группы людей,  их институты, обычаи, реакция  поведения.

5. Психологические  определения, исходящие из решения  человеком определенных проблем  на психологическом уровне. Здесь  культура есть особое приспособление  людей к природному окружению  и экономическим потребностям, и  складывается из всех результатов  такого приспособления.

6. Определения на  базе теорий обучения: культура - это поведение, которому человек  научился, а не получил в качестве  биологического наследства.

7. Структурные определения,  выделяющие значимость моментов  организации или моделирования.  Здесь культура представляет  собой систему определенных признаков,  различным образом связанных  между собой. Материальные и  нематериальные культурные признаки, организованные вокруг основных  потребностей, образуют социальные  институты, являющиеся ядром (моделью)  культуры.

8. Идеологические  определения: культура - это поток  идей, переходящих от индивида  к индивиду посредством особых  действий, т.е. с помощью слов  или подражаний.

9. Символические  определения: культура - это организация  различных феноменов (материальных  предметов, действий, идей, чувств), состоящая в употреблении символов  или зависящая от этого.

Легко заметить, что  каждая из перечисленных групп определений схватывает какие-то важные черты культуры. Однако в целом, как сложный общественный феномен она ускользает от определения. Действительно, культура является результатом поведения людей и деятельности общества, она исторична, включает идеи, модели и ценности, избирательна, изучаема, основана на символах, "суперорганична", т.е. не включает биологических компонентов человека и передается отличными от биологической наследственности механизмами, она эмоционально воспринимается или отбрасывается индивидами. И все же этот перечень свойств не дает нам достаточно полного понимания тех сложных явлений, которые имеются в виду, когда речь заходит о культурах майя или ацтеков. Древнего Египта или Древней Греции, Киевской Руси или Новгорода. 
 
 
 

II Цивилизация

2.1 Что такое цивилизация

На ранних ступенях общественного развития человек  был слит с той общностью (родом, общиной), частичкой которой являлся. Развитие этой общности было одновременно и развитием самого человека. В таких условиях социальные и культурные аспекты общества практически не разделялись: социальная жизнь была одновременно и жизнью данной культуры, а достижения общества были достижениями его культуры. Так же как сознание первобытного общества было, по выражению Маркса, "вплетено" в материальную деятельность людей, так и культурный аспект общества был слит с социальным, не отчленен от него.

Также особенностью первобытной социальности был ее "естественный" характер. Родоплеменные, а также внутри и межобщинные отношения "естественно" возникали в процессе совместной жизни и деятельности людей, в суровой борьбе за поддержание своего существования. Разложение и распад этих отношений в процессе перехода к классовому обществу был одновременно глубинным переворотом в механизмах функционирования и развития общества, означавшим становление цивилизации.

Анализируя переход  от первобытности к цивилизации, Ф. Энгельс выделяет ее основные характеристики: общественное разделение труда и  в особенности отделение города от деревни, умственного труда от физического, возникновение товарно-денежных отношений и товарного производства, раскол общества на эксплуататоров и эксплуатируемых и как следствие этого -появление государства, права наследования имущества, глубокий переворот в формах семьи, создания письменности и развитие различных форм духовного производства. Энгельса интересуют в первую очередь те стороны цивилизации, которые отделяют ее от первобытного состояния общества. Но его анализ содержит также перспективу и более разностороннего подхода к цивилизации как явлению глобальному, всемирно-историческому.

Понятие цивилизации  долгое время оставалось на периферии  интересов марксистов. Связанная с ним проблематика не становилась предметом исследования, так как считалось, что для характеристики этапов общественного развития вполне достаточно категории общественно-экономической формации. Понятие же цивилизации настораживало своей неопределенностью и многозначностью; в него часто вкладывается самое различное содержание.

Термин "цивилизация" происходит от латинского civiliz (гражданский, государственный, политический). В литературе этот термин отождествляется с понятием "культура" (человек культурный и цивилизованный - характеристики однопорядковые), и как нечто ей противостоящее, например как бездушное, вещное "тело" общества в противоположность культуре как началу духовному; является уровнем, этапом в эволюции человеческого общества, пришедшего на смену варварству; трактуется как то, что дает удобство (комфорт), предоставляемое в наше распоряжение техникой и др. По О.Шпенглеру, цивилизация - это этап упадка культуры, ее старения.

Современные представления  о цивилизации рассматриваются  мыслителями как нечто Единое, находящееся вне рамок социальных систем. Это связано с идеей целостности, единство мира. Категория цивилизации охватывает природу и уровень развития материальной и духовной культуры, результаты деятельности человечества по созданию "второй природы", внедрение элементов ноосферного характера в наличное бытие современного человечества.

Категория "цивилизация" используется в широком спектре наук и поэтому употребляется на различных уровнях абстракции:

1) в общефилософском  смысле - как социальная форма движения материи;

2) как общая социально-философская  характеристика всемирно-исторического  процесса и качественно-определенных  стадий его развития;

3) как культурно-исторический тип, характеризующий регионально-традиционные особенности развития общества;

4) как обозначение  цивилизованных обществ, сохраняющих  в течение длительного времени  свою жизненную целостность (майя, шумеры, инки, этруски).

Итак, главная мысль  в содержании категории "цивилизация" сводится к многообразию исторического процесса, который проходит путь от локальных, региональных стадий к общепланетарному уровню. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

III Культура и цивилизация

Известно, что вокруг смысла слов "культура" и "цивилизация" ведутся споры, порой обретая  острый характер, и редко кто путает эти слова, когда контекст однозначный, хотя порой вполне правомерно употребление их как синонимов: так тесно они переплетены. Но между ними имеется не только сходство, но и различие, в некоторых аспектах доходящее даже до враждебной противоположности.

Первым ввел отличие  культуры от цивилизации И.Кант, чем  существенно прояснил эту проблему. Ранее под культурой в отличие от природы понимали все созданное человеком. Так, ставил вопрос, к примеру, И.Г. Гердер, хотя уже тогда было ясно, что человек немало в своем творчестве делает, не просто плохо, но даже совсем плохо. Позднее возникли взгляды на культуру, уподоблявшие ее идеально функционирующей системе и профессиональному умению, но не учитывающие, что профессионально, т.е. с большим умением, иные могут убивать людей, однако никто не назовет это злодеяние феноменом культуры. Именно Кант разрешил данный вопрос, причем гениально просто. Он определил культуру как то и только то, что служит благу людей или что в своей сущности гуманистично: вне гуманизма и духовности нет истинной культуры.

Исходя из своего понимания сути культуры. Кант со всей четкостью противопоставил "культуре умения" "культуру "воспитания", а чисто внешний, "технический" тип культуры он назвал цивилизацией. Дальновидный гений мыслителя провидел бурное развитие цивилизации и воспринимал это с тревогой, говоря об отрыве цивилизации от культуры: культура идет вперед гораздо медленнее цивилизации. Эта явно пагубная диспропорция несет с собой многие беды народам мира: цивилизация, взятая без духовного измерения, порождает опасность технического самоуничтожения человечества. Между культурой и природой есть удивительное сходство: творения природы столь же органичны по своему поражающему наше воображение строению, как и культура. Ведь и общество есть некий чрезвычайно сложный своего рода организм - имеется в виду органическая единоцельность социума, являющего собой удивительное подобие, разумеется, при явном сущностном отличии.

Бесспорно, что следует  различать культуру и цивилизацию. Согласно Канту, цивилизация начинается с установления человеком правил человеческой жизни и человеческого поведения. Цивилизованный человек - это человек, который другому человеку не причинит неприятностей, он его обязательно принимает в расчет. Цивилизованный человек вежлив, обходителен, тактичен, любезен, внимателен, уважает человека в другом. Культуру Кант связывает с нравственным категорическим императивом, который обладает практической силой и определяет человеческие действия не общепринятыми нормами, ориентированными прежде всего на разум, а нравственными основаниями самого человека, его совестью.

Информация о работе Чем отличается понятие «культура» от понятия «цивилизация»?