Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 08:45, творческая работа
То, что мы привыкли называть Человеком, совпадает с понятием общество. Но помимо этого абстрактного родового существа, обитающего в философских трактатах, статистически усредненного и обобщенного, наш мир населен обычными, нормальными, живыми людьми. Эти люди живут и умирают, борются, побеждают, терпят поражения, занимаются бизнесом, работают на заводах и в конторах, ленятся, бездельничают, рожают детей, страдают от болезней и старости, обладают властью или сопротивляются ей, занимаются наукой и философией или бедствуют в полном невежестве в глухих трущобах.
Введение
Основная часть
Версия шаблона |
1.1 |
Филиал |
|
Вид работы |
Творческая работа |
Название дисциплины |
Философия |
Тема |
Человек в информационном обществе |
Фамилия студента |
|
Имя студента |
|
Отчество студента |
|
№ контракта |
Введение
Основная часть
Приложение
Сколько бы ни размышляли философы над перспективами информационного общества, о сущности информационно-компьютерной революции, философия остается верной сама себе и выполняет лишь ей присущую функцию, только когда она занимается человеком.
То, что мы привыкли называть Человеком, совпадает с понятием общество. Но помимо этого абстрактного родового существа, обитающего в философских трактатах, статистически усредненного и обобщенного, наш мир населен обычными, нормальными, живыми людьми. Эти люди живут и умирают, борются, побеждают, терпят поражения, занимаются бизнесом, работают на заводах и в конторах, ленятся, бездельничают, рожают детей, страдают от болезней и старости, обладают властью или сопротивляются ей, занимаются наукой и философией или бедствуют в полном невежестве в глухих трущобах.
При всей этой обыденной заземленности и каждодневности жизни человеку свойственно свое бытие - бытие, погруженное в бытие мира, образующее часть последнего, и притом особую часть, способную, быть может, повлиять на целое. Какие бы ограниченные, сиюминутные цели не ставил перед собой человек, рано или поздно, с большей или меньшей остротой, тревогой и страхом задумывается он о смысле своего бытия, о смерти и бессмертии, о справедливости, о цели жизни, о ее смысле и бессмысленности. Людям свойственны стрессы и аффекты, рациональные и иррациональные механизмы деятельности.
Поэтому на вопрос, каков же человек - мудр он или глуп, разумен или неразумен, добр он или зол, философ может дать лишь один ответ: человек разнообразен. Но при этом радикально отличается от всех других существ на Земле, а может быть, и во всей Вселенной. Так чем же отличается человек от всего живого?
Прежде всего, разумом, технологичностью деятельности, стремлением к творчеству и свободе. Это четыре великих фундаментальных признака человека.
Новая информационная технология впервые открывает перспективу для колоссального усиления этих фундаментальных особенностей человека, для их применения в невиданных ранее масштабах. Но каковы будут последствия ее внедрения и применения, зависит от социальных, культурных и цивилизационных структур и механизмов, от идеалов и идеологий, от социальных моделей будущего и утопий, мифов, ценностей и политических установок, страстей. Амбиций, этнических традиций и предрассудков, во власти которых находится современный человек.
Эта новая, высшая информационная технология может, как и все предшествовавшие технологии, служить добру и злу. Человек должен сделать особый, сверхдетерминирующий выбор, основанный на четком понимании ужасающей силы связанных с ней негативных последствий, а также конструктивных, позитивных возможностей. Человек своей деятельностью преобразует мир, самого себя, общество. Находясь вначале зависимости от окружающей среды, он, в конце концов, сумел стать его господином, но впал благодаря тому в еще более тяжелую зависимость.
Перспектива экологической катастрофы, о которой несколько десятилетий назад говорили как об очень далекой, стала сейчас уже реальностью: разрушается озонный слой, не хватает пресной воды, кислотные дожди и химические вредные отбросы делают почву непригодной для земледелия, а продукты питания превращаются в яд. Гибнет Мировой океан, сокращается масса лесов - главного источника атмосферного кислорода.
Несмотря на намечающуюся разрядку в международных отношениях и на смягчение международного климата, порождаемого новым политическим мышлением, угроза термоядерной войны еще не ликвидирована, а вместе с тем на человечество уже надвигаются новые беды: пандемия СПИДа, углубляющийся разрыв между бедными и богатыми странами, хронический голод и политическая нестабильность в ряде стран, угрожающие хрупкой стабильности и непрочному экономическому равновесию в обозримом будущем.
В странах, развивающихся на основе централизованного планирования в рамках суперэтатизма и однопартийной политической системы, происходят глубочайшие изменения и предпринимаются усилия для преодоления социально-экономического и идеологического кризиса. Новые социально-экономические программы и преобразования, намечающиеся в этих странах и рассчитанные на преодоление пренебрежительного отношения к человеку, к личности, к индивидуальной инициативе, требуют радикального пересмотра проблемы собственности, государственного контроля над социальной активностью и изменения приоритетов в системе взаимодействия коллектива и индивида. Рушатся обветшавшие идеологические клише, управленческие и организационные формы, не выдержавшие испытания социальной практикой и временем. В этих условиях человек не только вправе, но и обязан задуматься над тем, что означает информационная революция для него самого, для его бытия как реального, живого, а не абстрактного существа.
Сейчас, после миллионов лет борьбы с природой, человечество, наконец, осознало необходимость вступить с ней в диалог, в сотрудничество. Не должно оно уже сейчас, пока не поздно, задуматься над культурными и интеллектуальными последствиями информационной революции, потому что темп, с которым они наступают, беспрецедентно высок, и, быть может, в недалеком будущем предотвращение негативных последствий окажется уже невозможным.
Представим себе человека, только
что перенесшего тяжелую
Там, где социальные и человеческие проблемы достигают предельной остроты, применение самых радикальных средств, в том числе представляемых новейшей технологией и наукой, может оказаться наиболее эффективным. Но это применение должно быть разумным и взвешенным, опирающимся на серьезный анализ, на подлинную и глубокую философию человека, философию разума, философию прогресса.
Информационные технологии, проникая во все сферы жизни социума, воздействуют не только на его архитектуру, но и существенно влияют на способы и формы бытия отдельного человека. В этой связи проблемы информатизации общества, ее социальных последствий привлекают внимание как зарубежных, так и отечественных исследователей. Однако большинство специалистов концентрируют свое внимание на технической составляющей данного процесса. Между тем социальная составляющая информатизации весьма велика и требует своего осмысления. Информационные технологии не только изменили управление технологическими процессами, но стали инструментом реализации социальных технологий воздействия на человека, которое может и не иметь целенаправленного характера. Сегодня информационные технологии (1Т-технологии) опосредуют взаимоотношения между человеком и обществом, как и отношения между людьми. Эти обстоятельства ставят человека в новое положение в плане осознания названных взаимоотношений. Изменяя коммуникативную сферу человека, информационные технологии неизбежно вносят новое содержание в социальные процессы идентификации.
Следует также отметить темпы происходящих перемен, которые отражаются на научных изысканиях в данной области. Сегодня темпы исследования складывающейся ситуации уступают быстроте реально происходящих изменений. Актуализируется необходимость непрерывного проведения исследований.
В настоящее время данная тема все-таки мало изучена в силу следующих обстоятельств:
- практическими потребностями, как отдельного человека, так и общества в целом; в частности, необходимостью адаптации к постоянно меняющимся социальным и техногенным условиям и усложнением ситуации выбора в силу увеличения числа альтернатив.
- недостаточной изученностью проблемы адаптации человека в информационном мире;
- отсутствием интегрального
анализа социальных
- необходимостью формирования информационного пространства, способного поддерживать развитие общества и человека.
Поскольку воспроизводство
общественной жизни может происходить
только при соответствующем
Анализ имеющейся литературы по данной проблеме показывает, что при изучении социальных аспектов информационного общества в рамках отечественной социальной философии есть много нерешенных задач. Во многих случаях поиски, связанные с информационным обществом, касаются не столько проблемы человека, сколько ориентированы на рассмотрение технической и технологической сторон постиндустриализма и на обсуждение особенностей вступления цивилизации в новый этап развития. Действительно, эту сторону современных общественных процессов нельзя оставить без внимания, поскольку становление информационного общества невозможного без технического базиса, созданного во второй половине 20 века. Здесь на первый план выдвигается представление о современной техносфере и положении человека в ней.
Техногенная цивилизация сформировала техносферу, которую можно охарактеризовать как техническую реальность современного мира. Проблема, порожденная ее становлением, заключается в том, что техносферная реальность становится непосредственным жизненным окружением человека, и вопрос о его бытийных основаниях не может не касаться проблемы взаимодействия человека и техносферы. В рамках техноцентричной парадигмы человеку отводится роль придатка машины и даже ставится вопрос о своеобразном синтезе человека и машины (киборг). Но такая позиция свидетельствует о недопонимании роли технической реальности в биосоциальных процессах, что приводит к искажению идентичности человека.
Однако техногенная цивилизация является довольно гибкой, динамичной, агрессивной. В системе «человек — техника» появились новые аспекты, такие, как появление технических средств, имитирующих человеческий интеллект, ощущения человека, которые влияют на выбор и установление человеком своей идентичности. Эти тенденции наиболее важны для информационной стадии развития техносферы, в рамках которой произошло качественное изменение управления не только технологическими, но и социальными процессами. В этих условиях социотехническая парадигма позволяет выделить такие критерии сбалансированности и жизнеспособности общества, как уровень экономического развития, позволяющий избегать потрясений, связанных с нищетой и голодом; институты гражданского общества, не допускающие насилия власти над обществом и личности над другой личностью; позитивные, смысложизненные высшие духовные ценности и доминанты; способность общества к воспроизводству за счет внутренних источников.
Фундаментальным проявлением становления техносферы индустриализма стало формирование новых средств обработки информации и информационных технологий, составивших технологическую основу информационного общества. Анализ концепций позволил с позиции социально-философского аспекта найти рабочее определение информационного общества как общества, которое базируется на доминирующей, по отношению ко всем остальным сферам его реализации, значении информации и знания. Это способствовало выявлению социальных аспектов данного типа общества. В социальном плане наиболее существенным здесь является нарастание роли информационных технологий, опосредующих не только технологические процессы и отношение человека к природному миру, но опосредующих также отношение отдельных индивидов к социальной и технической среде, а также и межличностные отношения. Именно эта сторона развития техносферы информационного общества порождает основные социальные следствия как положительного, так и отрицательного характера.
Новые качества информационного общества усиливаются глобализационным процессом, более того, они фактически слились с этим процессом и стали его частью, хотя сама по себе информатизация может осуществляться и в рамках отдельного общества или государства. Тема глобализации является широко и неоднозначно обсуждаемой, чем обусловлена необходимость анализа и систематизации широкого спектра мнений. Это позволило осмыслить феномен глобализации как таковой и разобраться в ее механизмах и архитектуре. Такая работа дала возможность посмотреть на глобализацию как на процесс, в ходе которого и с помощью которого формируется информационное общество в общемировом масштабе.
Выявлено, что архитектура глобализации и информационного общества приблизительно идентичны. Страны - центры, полупериферии, периферии глобализации - являются таковыми и по отношению к информационному обществу. Такая организация предполагает существование иерархической структуры, т.е. вертикальных связей, прослеживаемых при обращении к установившимся «официальным» структурам (глобализации, информатизации «сверху»). Корпоративная глобализация как осознание общечеловеческой общности перекликается с принципами организации информационного общества «снизу», т.е. через установление горизонтальных связей. При этом прослеживаются аналогии между процессами информатизации и глобализации. В частности, речь идет о сосуществовании и взаимообусловленности глобального и локального: глобализация мира и самобытность (идентичность) человека, сообщества и т.д., нивелирующий технологизм виртуального пространства и присутствие в нем единиц (групп, сообществ), претендующих на приватность.