Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 15:09, реферат
Цель данной работы – рассмотреть проблему человека в античной философии.
Введение 2
Человек как микрокосмос в античной философии 3
Нравственный кодекс античного государства 5
Судьба как проблема античного мировоззрения 8
Заключение 14
Список литературы 16
Содержание
Введение 2
Человек как микрокосмос в античной философии 3
Нравственный кодекс античного государства 5
Судьба как проблема античного мировоззрения 8
Заключение 14
Список
литературы 16
Античная
философия являет собой последовательно
развивавшуюся философскую
Цель данной работы – рассмотреть проблему человека в античной философии.
Задачи – рассмотреть человека как микрокосмос
– нравственный кодекс античного мира
– судьба как проблема античного мировоззрения
Проблема
человека была обозначена, хотя и в
неразвитой форме, уже в философии
древнего мира. Известно, что в ту эпоху
господствовал космоцентризм как тип
философского мышления. Все существующее
рассматривалось как единый и необъятный
Космос, а человек мыслился как его органическая
часть, как «малая Вселенная». Он как бы
погружен в этот Космос и живет по его
законам. Предполагалось, что человек
несвободен, поскольку окружающий мир
огромен и таинственен, а нередко даже
и враждебен человеку. Идеальное существование
человека - это жить все же в согласии с
этим миром, в чем и состоит подлинная
мудрость.
Поворот
философской мысли к теме отдельного
(отделенного) от Космоса человека принято
связывать с именем греческого философа
Сократа. В центре внимания Сократа, как
и некоторых софистов, - человек. Но человек
рассматривался Сократом только как
нравственное существо. Поэтому философия
Сократа – этический антропологизм. Интересам
Сократа были чужды как мифология, так
и физика. Он считал, что толкователи
мифологии трудятся малоэффективно. Вместе
с тем Сократа не интересовала и природа.
Он говорил: «местности и деревья ничему
не хотят меня научить, не то что люди в
городе». Сократ призывал человека заниматься
углубленным познанием самого себя, выявляя
свою нравственную позицию. Призыв «Познай
самого себя!» стал для Сократа следующим
девизом после утверждения: «Я знаю, что
ничего не знаю». Оба они и определили
суть его философии. Вечное самопознание,
поиск самого себя в мире - в этом и состоит
подлинный смысл жизни человека. Позже
Эпикур заострил внимание на проблеме
свободы и счастья человека. Он полагал,
что каждый человек способен избирать
собственную траекторию бытия, т.е. жизненный
путь. Философ Диоген предложил для осмысления
тему аскетизма, под которым он понимал
весьма скромный образ жизни, установку
на умеренность во всем.
В древней
философии рассматривались
Античность
(древнегреческое и
Платон
был идеологом реставрации
Формирование
древнегреческой
Каждом древнегреческом городе-полисе был свой законодатель либо легендарный основатель, создавший те или иные общественные институты. В Афинах было даже два таких законодателя – Драконт и Солон, а в Спарте – Ликург.
Законы Солона – это законы против бедности. Они откликаются на ост социального и имущественного неравенства. Бедностью очень часто гордились (например, Сократ и Диоген), богатство было принято презирать. Разумный и добродетельный муж не должен стремиться к богатству. Согласно полисной морали, добродетелями являются знание, здоровье, красота, рассудительность, мужество, справедливость, стыд, доблесть, гордость, патриотизм. По Аристотелю, богатство не есть самоцель. Нормой материальной обеспеченности в Афинах считался умеренный достаток, а в Спарте имитировали бедность и гордились низким качеством жизни, которое компенсировалось моральными ценностями.
Законы Драконта относятся к VII в. до н.э. В Афинах в 621 г.до н.э. впервые была произведена запись действовавших законов – норм обычного права, каким оно выглядело в IX – VII вв. до н.э. деспотизм и дисциплина закона противопоставлены исключительным правам аристократии. Чрезмерная жестокость этих законов делала их чисто номинальными, неисполнимыми на практике. Они должны были внушать страх перед наказаниями.
Законы Драконта против убийства так и не пересматривались и спустя много лет были включены без изменений в состав афинского права 409-498 гг. до н.э. Они ограничивают право кровной мести (талион)_ идеологию и обычай более раннего времени и вводят судебное разбирательство подобных обстоятельств.
Выдающимся афинским политическим деятелем и законодателем VII –VI вв. до н.э. был Солон (640/635 – 559 до н.э.). Его причисляют к Семи мудрецам.
594 г. до н.э. Солон осуществил в Афинах важные экономические и политические реформы, создал идеологию полисной жизни и морали, положил начало беспрецедентной и авторитетной традиции, установившей систему всеобщей социальной справедливости. Законы Солона способствовали формированию патриотизма и гражданского самосознания. Солон угрожал лишением гражданских прав тем, кто не участвует в политической жизни, общественных делах, равнодушен к бедам отечества. Он сделал попытку связать различные социальные группы общими государственными интересами.
Изречения Солона содержат стандарты поведения полисного индивида: "Прекрасным и добрым верь больше, чем поклявшимся. Не лги. Пекись о важном. Заводить друзей не спеши, а заведши – не бросай. Прежде чем приказывать, научись повиноваться. Не советуй угодное, советуй лучшее. Ум твой вожатый. С дурными не общайся. Богам – почет, родителям – честь". Отличительной чертой афинского гражданина является умеренность (ничего слишком).
Уравновешенный, хозяйственный, рассудительный и свободный собственник, чуждый сентиментальных предрассудков (не поносящий покойных, но и не жертвующий покойнику, не позволяющий лишних трат и лишних слез на похоронах), дорожащий имуществом, не одобряющий обмана и насилия, отстаивающий свои интересы по закону, открыто – таков портрет афинского гражданина, каким Солону хотелось его видеть.
Ликург – легендарный создатель всех институтов спартанского общества принадлежал, как говорят, к царскому роду. Он жил предположительно в IX – VIII вв. до н.э.(возможно, в XI – начале X в. до н.э.) и уморил себя голодом, чтобы его сограждане не имели случая нарушить данное ему обещание – никогда не отменять введенные им законы.
Законодательство Ликурга потребовалось в связи с опасностью гражданской войны. Угроза государству исходила из массы нищих и бедняков, наглой толпы. Это была нравственно-правовая реакция на социальную поляризацию (богатство было в руках немногих) и политический конфликт (цари, аристократия, с одной стороны, и народ – с другой). Законодательство Ликурга обращено против роскоши. Ликург отстаивал идеал бедности.
Спарте существовала система государственного рабства. Рабы были насильственно прикреплены к земле. Спартанцы воспитывались в презрении к труду. Соотношение между свободными гражданами и зависимым населением составляло 1:3 и более. Рабовладение поэтому поддерживалось жестокостью и насилием. Для этого требовалась усиленная военная подготовка всего свободного мужского населения. Высоко ценились храбрость, выносливость, самопожертвование, патриотизм. Спартанское общество представляло собой военную организацию.
Легендарные
спартанские нравы и
Нормативное
поведение, которое античная философия
традиционно связывала с
Судьба всегда являлась в античности одним из первых и самых необходимых предметов для размышления. Античные люди, созерцавшие свой чувственно-материальный космос, прекрасно видели в нем как идеальный и вечный порядок в движении небесного свода, так и беспорядок и необыкновенную случайность, которую нельзя было объяснить никаким разумом и которую называли судьбой.
В дофилософский период, то есть во времена господства абсолютной и дорефлективной мифологии, судьба либо сливалась с общим представлением о космосе, либо тоже трактовалась как одна из мифологических подробностей. Но логический и структурный смысл судьбы был неумолимо прост и неумолимо повелителен.
В
период греческой философской
Впервые - и уже в качестве философски продуманной категории - судьба выступает только в стоицизме. Поскольку субъективное самочувствие выдвигалось здесь на первый план и в самом космосе подчеркивалось его субъективное самочувствие, судьба выступила в особенно резкой форме, потому что примат разумного субъективного самочувствия никак не мог иначе объяснять всю область случайного и неразумного, наличную в космосе несмотря ни на какую его субъективно прочувствованную разумность. Примат субъективной разумности был настолько силен, что изначальная огненная пневма трактовалась у стоиков уже как некоего рода провидение. Но, как мы видели выше, все неразумное и случайное, что творилось в космосе, как раз и было приписано судьбе, так что стоицизм оказался одновременно и провиденциализмом, и фатализмом.