Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 18:59, реферат
Имя Владимира Сергеевича Соловьева вновь становится очень популярным у нас. Его труды, во многом определившие уровень русской философской культуры конца XIX века были подвергнуты советской марксистской наукой однозначному идеологическому осуждению за идеализм и фидеизм, а потому в нашей стране не переиздавались. И вот теперь мы снова вчитываемся в сочинения Соловьева и обнаруживаем, что они содержат в себе тот круг основных проблем и вопросов, без которых немыслимы духовные основы жизни. Наследие Соловьева обширно и разнообразно. Он был публицистом, поэтом, критиком, историком философии и религии, но, прежде всего - оригинальным философом. Философские труды - главные в его творческом наследии.
Введение 4
Представление о человечестве в учении Соловьева 7
Единство человечества 12
Духовное развитие человека и становление идеального общества 18
Заключение 24
Словарь терминов_______________________________________________ 26
Список литературы 29
Идеал свободной теократии предполагает, что духовная власть принадлежит в таком обществе церкви, а сила — царю. Церковь — действительная и объективная форма царства Божьего, и государство добровольно ей подчиняется. В.С. Соловьёв, исповедуя принцип соборности, подчеркивает, что одиночное, обособленное существование человека на данной ступени бытия невозможно. Здесь речь идет о человеческом сообществе, объединенном одной целью и одной верой.
Постоянное стремление к цели означает пребывание в постоянном развитии, так как статичность, абсолютный покой исключает всякую цель. Развитие, по мнению Соловьёва, обладает двумя основными качествами: во-первых, оно предполагает сохранение определенности явления во все моменты его развития, и, во-вторых, приносит с собой новое качество, которого не было раньше. Уже с самого начала все эти особенности в нерасчлененном виде должны содержаться в развивающемся, как качества будущего растения в зерне. Поэтому развитие должно быть жизнью, а это развивающееся должно быть организмом или существом.
Таким образом, субъектом духовного развития или преображения является человечество как целое. В.С. Соловьёв показывает постепенное движение человеческого общества в сторону своей целостности, становление его в качестве метаэмпирического и метафизического единства. Этапами истории человечества являются: семья (экономическое развитие), зарождение общего между всеми человеческими индивидуумами (политическое развитие) и духовное общение людей (церковное общение). Соловьёв глубоко верит в конечное торжество общечеловеческого и всечеловеческого идеала. Однако, предвидя возможный прорыв к высшему бытию, он опасался угрозы конца истории. И все же историзм помогает осмыслить процесс духовного преображения человечества (процесс образования) как изменение с сохранением, как развитие, содержащее в себе постановку и осуществление определенной цели, как процесс непрерывного обновления и духовного обогащения. «Высшая, безусловная нравственность, — пишет В.С. Соловьёв в работе «Оправдание добра», — обязывает настоящее поколение передать новому двоякое наследие: во-первых, все положительное, что добыто прошедшим человечества, все результаты исторического сбережения, а во-вторых, способность и готовность воспользоваться этим основным капиталом для общего блага, для нового приближения к высшей цели. Таково существенное назначение истинного воспитания, которое должно быть зараз и нераздельно традиционным и прогрессивным»15.
Говоря о становлении совершенного общества, Вл. Соловьёв формулирует идею беспредельного прогресса человечества (сказалось увлечение космизмом, идеями Н.Ф. Федорова). Вечное солнце любви освещает путь не только от человека к человеку, но и ко всему человечеству — к истине, красоте, добру, побеждая извечного людского врага — смерть. Жалость, милосердие, уверенность в разумном смысле своего существования, а также чувство неоплаченного долга перед предками за переданную культуру, сознание ответственности перед будущими поколениями — вот, согласно мысли Соловьёва, основа нравственного поведения.
Не случайно В.С. Соловьёв в развитии своих идей обращается к положительной философии, исходящей из примата нравственного начала, отличая ее от негативной, логической. Ведь непременным условием единства теократического общества является исключительно свободное подчинение членов этого единства целому. Это значит, что законы измерения человека — это нравственность, свобода и творчество. Философская концепция образования также исходит из тезиса о невозможности построения гармонии в условиях отсутствия личного выбора. Личность, являясь единством в многообразии и целостностью, сама из себя полагает свою цель. Самоопределяясь как личность, осуществляя свой свободный выбор, она в то же время не должна быть превращенной в часть, средство или орудие. Не случайно, поэтому с конечной задачей истории, охватывающей все человечество в его прошлом, настоящем и будущем, связано у Соловьёва учение о свободе, нравственном статусе и жизненных задачах человека, который должен преодолеть несовершенства жизни и преобразить ее в целях лучшего будущего.
Критикуя отвлеченные начала философии, В.С. Соловьёв выступал против подчинения нравственной философии отвлеченным принципам любого порядка (религиозным или спекулятивно-теоретическим). Предметом этики, по его мнению, являются особые переживания человека. Стыд, жалость, благоговение — вот три элементарных переживания, на которых стоит нравственность. Из них Соловьёв выводит все богатство духовной жизни человека. Специальное рассмотрение данных проблем — особая задача, и потому ограничимся констатацией лишь одного аспекта связи данного круга идей с философским осмыслением проблем образования.
Размышляя
о таких атрибутах
Необходимость
создания широкой несекуляризированной
концепции образования и
Итак, в учении Соловьева идея единства человечества имеет глубоко религиозный смысл: она содержит в себе идеал целостной жизни в его христианском понимании - как жизни во Христе. Здесь Соловьев продолжает традицию славянофилов и резко критикует атеистический нигилизм, столь влиятельный во второй половине прошлого века и подготовивший идейно русскую революцию. Но при этом и соловьевская концепция единства человечества не лишена, к сожалению, утопизма. Здесь его творчество несет на себе печать эпохи. «Учение Соловьева, - пишет автор одного из лучших исследований о Соловьеве Е. Н. Трубецкой, - зародилось в насыщенной утопиями духовной атмосфере второй половины прошлого столетия...: утопия социального реформаторства, утопия национального мессианства, утопия посюстороннего преображения вселенной...»
Вера в прогресс составляет предпосылку учения Соловьева о человечестве как едином организме.
Всеединство – самая дорогая, задушевная, глубоко выстраданная концепция, над созданием которой Соловьев бился всю свою жизнь, подступая к ней с разных сторон. Но, в конце концов, на этом пути философа ждало разочарование: свести воедино все мыслимое многообразие мира и человеческой культуры оказалось невероятно сложно и, безусловно, утопично. Однако соловьевское всеединство – это продолжение и развитие заветов всего классического идеализма, своего рода итог мировой философии, предельная аккумуляция ее содержания.
Как это не парадоксально, но соловьевская концепция всеединства получила дальнейшее развитие не только в трудах его единомышленников – с. и Е. Трубецких, Л. Лопатина, С. Булгакова, Н. Бердяева, С. Франка и других русских философов «серебряного века», то соглашавшихся, то споривших со своим учителем. Не только русские символисты – и старшие, и младшие (Д. Мережковский, З. Гиппиус, В. Брюсов, Вяч. Иванов, А. Белый, А. Блок и др.) – подхватили соловьевские идеи, но и их прямые оппоненты – русские футуристы активно поддерживали идею «искусства-жизнестроения» (Н. Чужак, О. Брик, с. Третьяков, В. Маяковский и др.) Соловьевская концепция всеединства наложила сильнейший отпечаток на богдановскую теорию «пролетарской культуры». Да что там говорить о «ревизионистских» ветвях русского марксизма, и самый что ни на есть ортодоксальный марксизм-ленинизм впитал в себя концепцию всеединства. Ведь ленинская концепция «партийной организации партийной литературы», сталинская модель огосударствливания культуры, предельная политизация и идеологизация культуры Ждановым – все эти «перлы» советского тоталитаризма суть парадоксальные обертоны соловьевского «всеединства» (только в основу пересоздания мира положена идея социальной революции, «живого творчества масс», «вооруженного восстания как искусства», политического творчества действительности и т.п.).
Объяснение
подобной влиятельности В. Соловьева
дал В.Ф. Асмус: учение Соловьева, многообразное
и изменчивое, «как бы цементируется
и организуется одной центральной мыслью,
одной руководящей тенденцией», которая
выдает в нем «глубоко национального –
русского – мыслителя». Речь идет о его
взгляде на философию «не как на отвлеченное
познание действительности, но как на
особый вид творчества, которое, опираясь
на конкретное и целостное познание действительности,
своей последней задачей имеет уже не
только и даже не столько познание, но,
прежде всего – пересоздание действительности,
возвышение ее до последней ступени реальности
и совершенства»17. Совпадая в глубоких
своих основах с глубинными структурами
русской культуры – ее менталитетом, философия
В. Соловьева проложила русло национальному
самосознанию России, по крайней мере,
на столетие вперед. В этом ее непреходящее
значение и смысл в истории культуры и
философии.
Словарь терминов.
Информация о работе Человек и человечество в философии Вл. Соловьева