Человеческое познание (основные проблемы гносеологии)

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 10:16, контрольная работа

Описание работы

1. Практическая природа знания.
2. Знание как ценность: специфика научного познания.
3. Истина как гносеологический идеал.

Работа содержит 1 файл

философия контр.docx

— 37.69 Кб (Скачать)

         “Открытие”  Галлиса вызвало большой интерес в сообществе нейрофизиологов и биохимиков. Однако его результаты никто не смог подтвердить, воспроизводя эксперименты по опубликованной им методике. Тогда молодому и уже ставшему известным ученому было предложено публично провести эксперименты на специальном симпозиуме в 1977 году в Мюнхене, под наблюдением своих коллег. Галлис в конце концов вынужден был сознаться в фальсификации. Сообщество ученых отреагировало на это признание жестким бойкотом. Коллеги Галлиса перестали поддерживать с ним научные контакты, все его соавторы публично отказались от совместных с ним статей, и в итоге Галлис опубликовал письмо, в котором он извинился перед коллегами и заявил, что прекращает занятия наукой.

         В идеале научное сообщество всегда должно отторгать исследователей, уличенных  в умышленном плагиате или преднамеренной фальсификации научных результатов  в угоду каким-либо житейским  благам. К этому идеалу ближе всего  стоят сообщества математиков и  естествоиспытателей.

         Показательно, что для обыденного сознания соблюдение основных установок научного этоса совсем не обязательно, а подчас даже и нежелательно. Человеку, рассказавшему политический анекдот в незнакомой компании, не обязательно ссылаться на источник информации, особенно если он живет в тоталитарном обществе.

         В обыденной жизни люди обмениваются самыми различными знаниями, делятся  житейским опытом, но ссылки на автора этого опыта в большинстве  ситуаций просто невозможны, ибо этот опыт анонимен и часто транслируется  в культуре столетиями.

         Наличие специфических для науки норм и целей познавательной деятельности, а также специфических средств  и методов, обеспечивающих постижение все новых объектов, требует целенаправленного  формирования ученых специалистов. Эта  потребность приводит к появлению  “академической составляющей науки” — особых организаций и учреждений, обеспечивающих подготовку научных  кадров.

         В процессе такой подготовки будущие  исследователи должны усвоить не только специальные знания, приемы и методы научной работы, но и  основные ценностные ориентиры науки, ее этические нормы и принципы.

         * * *

         Итак, при выяснении природы научного познания можно выделить систему  отличительных признаков науки, среди которых главными являются: а) установка на исследование законов  преобразования объектов и реализующая  эту установку предметность и  объективность научного знания; б) выход  науки за рамки предметных структур производства и обыденного опыта  и изучение ею объектов относительно независимо от сегодняшних возможностей их производственного освоения (научные  знания всегда относятся к широкому классу практических ситуаций настоящего и будущего, который никогда заранее не задан). 

2 Научное познание  и его особенности. 

Познание —  это специфический вид деятельности человека, направленный на постижение окружающего мира и самого себя в  этом мире. “Познание – это, обусловленный прежде всего общественно-исторической практикой, процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение, и совершенствование.”

Человек постигает  окружающий его мир, овладевает им различными способами, среди которых можно  выделить два основных. Первый (генетически  исходный) — материально-технический — производство средств к жизни, труд, практика. Второй — духовный (идеальный), в рамках которого познавательные отношения субъекта и объекта — лишь одно из многих других. В свою очередь процесс познания и получаемые в нем знания в ходе исторического развития практики и самого познания все более дифференцируется и воплощается в различных своих формах.

Каждой форме  общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т.д. соответствуют специфические формы  познания. Обычно выделяют следующие из них: обыденное, игровое, мифологическое, художественно-образное, философское, религиозное, личностное, научное. Последние хотя и связаны, но не тождественны одна другой, каждая из них имеет свою специфику.

Не будем останавливаться  на рассмотрении каждой из форм познания. Предметом нашего исследования является научное познание. В связи с  этим целесообразно рассмотреть  особенности лишь последнего.

Основными особенностями научного познания являются:

1. Основная задача  научного знания — обнаружение  объективных законов действительности  — природных, социальных (общественных), законов самого познания, мышления  и др. Отсюда ориентация исследования  главным образом на общие, существенные  свойства предмета, его необходимые  характеристики и их выражение  в системе абстракций. “Сущность научного познания заключается в достоверном обобщении фактов, в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным – общее и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений и событий”. Научное познание стремиться вскрыть необходимые, объективные связи, которые фиксируются в качестве объективных законов. Если этого нет, то нет и науки, ибо само понятие научности предполагает открытие законов, углубление в сущность изучаемых явлений.

2. Непосредственная цель и высшая ценность научного познания — объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами, но, разумеется, не без участия живого созерцания. Отсюда характерная черта научного познания — объективность, устранение по возможности субъективистских моментов во многих случаях для реализации “чистоты” рассмотрения своего предмета. Ещё Эйнштейн писал: “То, что мы называем наукой, имеет своей исключительной задачей твердо установить то, что есть”. Её задача – дать истинное отражение процессов, объективную картину того, что есть. Вместе с тем надо иметь в виду, что активность субъекта — важнейшее условие и предпосылка научного познания. Последнее неосуществимо без конструктивно-критического отношения к действительности, исключающего косность, догматизм, апологетику.

3. Наука в  большей мере, чем другие формы  познания ориентирована на то, чтобы быть воплощенной в практике, быть “руководством к действию”  по изменению окружающей действительности и управлению реальными процессами. Жизненный смысл научного изыскания может быть выражен формулой: “Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы практически действовать”— не только в настоящем, но и в будущем. Весь прогресс научного знания связан с возрастанием силы и диапазона научного предвидения. Именно предвидение дает возможность контролировать процессы и управлять ими. Научное знание открывает возможность не только предвидения будущего, но и сознательного его формирования. “ Ориентация науки на изучение объектов, которые могут быть включены в деятельность (либо актуально, либо потенциально, как возможные объекты ее будущего освоения), и их исследование как подчиняющихся объективным законам функционирования и развития составляет одну из важнейших особенностей научного познания. Эта особенность отличает его от других форм познавательной деятельности человека”.

Существенной  особенностью современной науки  является то, что она стала такой  силой, которая предопределяет практику. Из дочери производства наука превращается в его мать. Многие современные  производственные процессы родились в  научных лабораториях. Таким образом, современная наука не только обслуживает  запросы производства, но и все  чаще выступает в качестве предпосылки  технической революции. Великие  открытия за последние десятилетия  в ведущих областях знания привели  к научно-технической революции, охватившей все элементы процесса производства: всесторонняя автоматизация и механизация, освоение новых видов энергии, сырья  и материалов, проникновение в  микромир и в космос. В итоге  сложились предпосылки для гигантского  развития производительных сил общества.

4. Научное познание  в гносеологическом плане есть  сложный противоречивый процесс  воспроизводства знаний, образующих  целостную развивающуюся систему  понятий, теорий, гипотез, законов  и других идеальных форм, закрепленных в языке — естественном или — что более характерно — искусственном (математическая символика, химические формулы и т.п.). Научное знание не просто фиксирует свои элементы, но непрерывно воспроизводит их на своей собственной основе, формирует их в соответствии со своими нормами и принципами. В развитии научного познания чередуются революционные периоды, так называемые научные революции, которые приводят к смене теорий и принципов, и эволюционные, спокойные периоды, на протяжении которых знания углубляются и детализируются. Процесс непрерывного самообновления наукой своего концептуального арсенала — важный показатель научности.

5. В процессе  научного познания применяются  такие специфические материальные  средства как приборы, инструменты,  другое так называемое “научное  оборудование”, зачастую очень  сложное и дорогостоящее (синхрофазотроны,  радиотелескопы, ракетно-космнческая техника и т. д.). Кроме того, для науки в большей мере, чем для других форм познания характерно использование для исследования своих объектов и самой себя таких идеальных (духовных) средств и методов, как современная логика, математические методы, диалектика, системный, гипотетико-дедуктивный и другие общенаучные приемы и методы (см. об этом ниже).

6. Научному познанию  присущи строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Вместе с тем здесь немало гипотез, догадок, предположений, вероятностных суждений и т. п. Вот почему тут важнейшее значение имеет логико-методологическая подготовка исследователей, их философская культура, постоянное совершенствование своего мышления, умение правильно применять его законы и принципы.

В современной  методологии выделяют различные  уровни критериев научности, относя к ним, кроме названных, такие  как внутренняя системность знания, его формальная непротиворечивость, опытная проверяемость, воспроизводимость, открытость для критики, свобода от предвзятости, строгость и т. д. В других формах познания рассмотренные критерии могут иметь место (в разной мере), но там они не являются определяющими.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   3  Истина  как гносеологический идеал. 

   2. Понятие  истины. Многообразие ее форм  и интерпретаций

        В философии выделяются две  принципиальные установки относительно  возможности или невозможности  познания мира: гносис (от греч. "знание") и агностицизм. Агностики считают, что истина недоступна человеку, он познает мир не в его сущности, а таким, каким он является человеку. Поэтому если в агностицизме и признается истина, то весьма условно и ограниченно. Она может носить только эмпирический характер. Кант в этой связи ввел понятие "вещь в себе", полагая, что она есть нечто, существующее само по себе, что человек не способен познавать.

        Ярким выражением гностической  позиции, выражающей эпистемологический оптимизм, является философия Гегеля, который полагал, что разум является всеобщим и универсальным способом познания, для которого нет и не может быть ничего непостижимого. Он способен познать даже Бога.

        Видимо, как крайний агностицизм  (эпистемологический пессимизм), так и крайний гностицизм односторонни. Человеческий разум способен познавать многое, но, наверное, не абсолютно все.

        Для Аристотеля и новоевропейской  философии, а также для науки  (это - ее идеал) истина есть  верное познание объекта, соответствие  знаний действительности. В экзистенциализме  истина носит не предметный, а  духовный характер: она есть то, что спасает человека от самоубийства. Такую истину невозможно воспринять  извне, ее необходимо выносить, породить в себе. "Истина - то, - писал Кафка (немецкоязычный писатель-философ начала XX в.), - что нужно каждому человеку для жизни и что, тем не менее, он не может ни у кого получить или приобрести. Каждый человек должен непрерывно рождать ее из самого себя, иначе он погибнет. Жизнь без истины невозможна. Может быть, истина и есть сама жизнь"4.

        Выделяют объективную и субъективную, относительную и абсолютную истины. Предполагается, что объективная  истина говорит о положении  вещей самих по себе вне  зависимости от сознания человека. Философия скептически относится  к этому утверждению науки,  так как человек познает мир  благодаря сознанию, от которого  он не может абстрагироваться. Субъективная истина зависит  от восприятия субъекта, его мировоззрения  и установок. Ее могут выражать  суждения "о вкусах не спорят" и "человек есть мера всех  вещей". Относительная истина  зависит от точки зрения наблюдателя,  она носит изменчивый характер (об этом говорит теория относительности).

        Абсолютная истина - это полное, исчерпывающее  и точное знание об объекте.  Абсолютная истина по определению  должна быть вечной и неизменной  в своей сущности. Однако обычно  в качестве примера абсолютной  истины приводят дату рождения. Но эта истина скорее неизменна,  будучи привязанной к определенному  летоисчислению, но не абсолютна,  которая должна быть независимой  от условностей. Абсолютную истину  стремится выразить религия, а  познать - философская метафизика. Абсолютная истина представляет  собой гносеологический идеал,  который никогда не будет достигнут, хотя познание может все более приближаться к нему.

        В науке истина всегда конкретна,  так как сохраняет свое значение  лишь для определенных условий  времени, места и обстоятельств.  Она всегда диалектична, ибо  изменяется, развивается и углубляется. 

Информация о работе Человеческое познание (основные проблемы гносеологии)