Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 10:16, контрольная работа
1. Практическая природа знания.
2. Знание как ценность: специфика научного познания.
3. Истина как гносеологический идеал.
“Открытие” Галлиса вызвало большой интерес в сообществе нейрофизиологов и биохимиков. Однако его результаты никто не смог подтвердить, воспроизводя эксперименты по опубликованной им методике. Тогда молодому и уже ставшему известным ученому было предложено публично провести эксперименты на специальном симпозиуме в 1977 году в Мюнхене, под наблюдением своих коллег. Галлис в конце концов вынужден был сознаться в фальсификации. Сообщество ученых отреагировало на это признание жестким бойкотом. Коллеги Галлиса перестали поддерживать с ним научные контакты, все его соавторы публично отказались от совместных с ним статей, и в итоге Галлис опубликовал письмо, в котором он извинился перед коллегами и заявил, что прекращает занятия наукой.
В
идеале научное сообщество всегда должно
отторгать исследователей, уличенных
в умышленном плагиате или преднамеренной
фальсификации научных
Показательно, что для обыденного сознания соблюдение основных установок научного этоса совсем не обязательно, а подчас даже и нежелательно. Человеку, рассказавшему политический анекдот в незнакомой компании, не обязательно ссылаться на источник информации, особенно если он живет в тоталитарном обществе.
В обыденной жизни люди обмениваются самыми различными знаниями, делятся житейским опытом, но ссылки на автора этого опыта в большинстве ситуаций просто невозможны, ибо этот опыт анонимен и часто транслируется в культуре столетиями.
Наличие специфических для науки норм и целей познавательной деятельности, а также специфических средств и методов, обеспечивающих постижение все новых объектов, требует целенаправленного формирования ученых специалистов. Эта потребность приводит к появлению “академической составляющей науки” — особых организаций и учреждений, обеспечивающих подготовку научных кадров.
В процессе такой подготовки будущие исследователи должны усвоить не только специальные знания, приемы и методы научной работы, но и основные ценностные ориентиры науки, ее этические нормы и принципы.
* * *
Итак,
при выяснении природы научного
познания можно выделить систему
отличительных признаков науки,
среди которых главными являются:
а) установка на исследование законов
преобразования объектов и реализующая
эту установку предметность и
объективность научного знания; б) выход
науки за рамки предметных структур
производства и обыденного опыта
и изучение ею объектов относительно
независимо от сегодняшних возможностей
их производственного освоения (научные
знания всегда относятся к широкому
классу практических ситуаций настоящего
и будущего, который никогда заранее не
задан).
2 Научное познание и его особенности.
Познание —
это специфический вид
Человек постигает окружающий его мир, овладевает им различными способами, среди которых можно выделить два основных. Первый (генетически исходный) — материально-технический — производство средств к жизни, труд, практика. Второй — духовный (идеальный), в рамках которого познавательные отношения субъекта и объекта — лишь одно из многих других. В свою очередь процесс познания и получаемые в нем знания в ходе исторического развития практики и самого познания все более дифференцируется и воплощается в различных своих формах.
Каждой форме
общественного сознания: науке, философии,
мифологии, политике, религии и т.д.
соответствуют специфические
Не будем останавливаться на рассмотрении каждой из форм познания. Предметом нашего исследования является научное познание. В связи с этим целесообразно рассмотреть особенности лишь последнего.
Основными особенностями научного познания являются:
1. Основная задача
научного знания — обнаружение
объективных законов
2. Непосредственная цель и высшая ценность научного познания — объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами, но, разумеется, не без участия живого созерцания. Отсюда характерная черта научного познания — объективность, устранение по возможности субъективистских моментов во многих случаях для реализации “чистоты” рассмотрения своего предмета. Ещё Эйнштейн писал: “То, что мы называем наукой, имеет своей исключительной задачей твердо установить то, что есть”. Её задача – дать истинное отражение процессов, объективную картину того, что есть. Вместе с тем надо иметь в виду, что активность субъекта — важнейшее условие и предпосылка научного познания. Последнее неосуществимо без конструктивно-критического отношения к действительности, исключающего косность, догматизм, апологетику.
3. Наука в
большей мере, чем другие формы
познания ориентирована на то,
чтобы быть воплощенной в
Существенной
особенностью современной науки
является то, что она стала такой
силой, которая предопределяет практику.
Из дочери производства наука превращается
в его мать. Многие современные
производственные процессы родились в
научных лабораториях. Таким образом,
современная наука не только обслуживает
запросы производства, но и все
чаще выступает в качестве предпосылки
технической революции. Великие
открытия за последние десятилетия
в ведущих областях знания привели
к научно-технической
4. Научное познание
в гносеологическом плане есть
сложный противоречивый
5. В процессе
научного познания применяются
такие специфические
6. Научному познанию присущи строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Вместе с тем здесь немало гипотез, догадок, предположений, вероятностных суждений и т. п. Вот почему тут важнейшее значение имеет логико-методологическая подготовка исследователей, их философская культура, постоянное совершенствование своего мышления, умение правильно применять его законы и принципы.
В современной
методологии выделяют различные
уровни критериев научности, относя
к ним, кроме названных, такие
как внутренняя системность знания,
его формальная непротиворечивость,
опытная проверяемость, воспроизводимость,
открытость для критики, свобода от предвзятости,
строгость и т. д. В других формах познания
рассмотренные критерии могут иметь место
(в разной мере), но там они не являются
определяющими.
3 Истина
как гносеологический идеал.
2. Понятие истины. Многообразие ее форм и интерпретаций
В философии выделяются две
принципиальные установки
Ярким выражением гностической
позиции, выражающей
Видимо, как крайний агностицизм (эпистемологический пессимизм), так и крайний гностицизм односторонни. Человеческий разум способен познавать многое, но, наверное, не абсолютно все.
Для Аристотеля и
Выделяют объективную и
Абсолютная истина - это полное, исчерпывающее
и точное знание об объекте.
Абсолютная истина по
В науке истина всегда
Информация о работе Человеческое познание (основные проблемы гносеологии)