В подростковом возрасте
главным новообразованием, по мнению
практически всех отечественных
авторов, начиная с Л. С. Выготского,
является чувство взрослости, которое
проявляется ориентацией на взрослые
ценности. Такая ориентация, по справедливому
замечанию И. С. Кона, отличается противоречивым
характером. С одной стороны, для подростков
исключительную значимость приобретают
ценности, принятые в группе сверстников.
С другой стороны, в этот период впервые
появляется возможность формирования
собственной связной и непротиворечивой
ценностной системы, определяющаяся развитием
способности к критической переоценке
принципов внешней, «взрослой» морали.
По словам Г. Крайга, в доподростковый
период дети не в состоянии создать свою
систему ценностей, даже если хотят этого,
так как не обладают соответствующими
когнитивными способностями. По мнению
М. Хоффмана, процесс морального развития
в подростковом возрасте, определяющийся
построением и переоценкой системы ценностей,
идет тремя различными, но не исключающими
друг друга путями, основанными на новообразованиях
подросткового возраста. Первый - это «основанное
на тревоге сдерживание», то есть поведение,
определяющееся сначала страхом наказания,
затем, вследствие интернализации запретов,
- чувством вины. Второй путь заключается
в «основанной на эмпатии заботе», связанной
с развитием способности понимать чувства
других людей. Третий путь основан на развитии
«мышления на уровне формальных операций»,
появлении способности к переоценке информации
и переформулированию понятий.
Создание собственной
ценностной системы сопровождается
обращением подростков к вечным
философским проблемам, идеальным
представлениям о нравственности.
По мнению Е. Ф. Рыбалко, усложнение
комплекса личностных свойств
подростка происходит за счет
включения в систему его ценностных
ориентации различного рода нравственных
качеств. Осознание несоответствия провозглашаемых
родителями (или даже обществом в целом)
нравственных принципов реальной действительности
проявляется в резкой и категоричной их
критике, «бунтарстве», в ряде случаев
- в идеализации морали своего поколения,
выступающего для подростка образцом
«совести общества». Эти и подобные им
особенности подросткового поведения,
описываемые, в частности, А. Е. Личко как
проявления реакций группирования со
сверстниками и эмансипации, чаще не воплощаются
в реальные дела, оставаясь на уровне общих
рассуждений.
Предпосылки для начала
реального выполнения системой
ценностных ориентаций всех своих
регулятивных функций окончательно
складывается лишь в юношеском
возрасте. Как обоснованно пишет
Л. И. Божович, «только в юношеском
возрасте моральное мировоззрение начинает
представлять собой такую устойчивую
систему нравственных идеалов и принципов,
которая становится постоянно действующим
побудителем, опосредствующем все их поведение,
деятельность, отношение к окружающей
действительности и к самому себе» . В
основе приобретения ценностной системой
реально действующего характера, по нашему
мнению, лежит осознание человеком личностного
смысла своей жизни. По мнению В. Франкла,
именно в юношеском возрасте вопросы о
смысле жизни наиболее часты и особенно
насущны. Появление потребности в определении
своих жизненных целей, нахождении своего
места в жизни становится отличительной
особенностью именно этого возраста. Как
отмечает И. С. Кон, характерной чертой
юношеского возраста является формирование
жизненных планов, возникающих в результате
обобщения личностных целей, иерархизации
мотивов, становления устойчивого ядра
ценностных ориентаций. Появление жизненных
планов, выступающих, по его мнению, как
явления одновременно социального и этического
порядка, характеризуется различением
вопросов «Кем быть?» и «Каким быть?», т.е.
обособлением процессов профессионального
и морального самоопределения . Тем самым
в юношеском возрасте складывается собственное
мировоззрение человека, создающее возможность
формирования внутренней, автономной
системы ценностей. Юношеский возраст,
таким образом, является решающим в плане
формирования ценностной системы личности.
Однако динамическая
система ценностных ориентаций
не останавливается на этом
в своем развитии. Период взрослости
характеризуется осуществлением
намеченных ранее жизненных целей
и планов, а также их корректировкой
при затруднениях в достижении.
В этот период человек создает
собственную семью, реализует
себя в профессиональной деятельности,
карьере, общественной жизни.
Особое место при этом занимают
вопросы максимальной реализации
собственных возможностей, личностного
роста, саморазвития. Р. Коген, интегрирующий
в своей теории «развивающегося «Я» подходы
Ж. Пиаже, Л. Колберга, А. Маслоу, Э. Эриксона,
Дж. Ловингер и др., делает акцент на развитии
ценностно-смысловой сферы личности именно
в период взрослости. По его мнению, человек
продолжает структурировать и реструктурировать
свое понимание мира, даже далеко перешагнув
тридцатилетний рубеж. В качестве механизма
такого развития Р. Коген выделяет, прежде
всего, продолжающееся развитие смысловых
систем, служащих источниками поведения
личности. Говоря о роли смысла в личностном
развитии, И. С. Кон отмечает, что «критическая
переоценка ценностей, наиболее общим
выражением которой является вопрос о
смысле жизни, психологически, как правило,
связана с какой-то паузой, «вакуумом»
в деятельности или в отношениях с людьми».
Соответственно, наиболее значительные
изменения в зрелом возрасте система ценностей
претерпевает в периоды кризисов развития.
По справедливому замечанию А. Г. Асмолова,
«кризисы развития зрелой личности неизбежно
сопровождаются перестройкой системы
ценностей» . Характеризующиеся обращением
к экзистенциальным вопросам кризисы
развития приводят к переосмыслению жизненных
целей, к смене характера деятельности
и межличностных взаимоотношений и, тем
самым, к определенной трансформации системы
ценностей.
Таким образом, система
ценностных ориентации личности не остается
неизменной на протяжении всей жизни человека,
включая и зрелый возраст. Применительно
к динамике системы ценностей в зрелом
возрасте более адекватным является не
термин «формирование», предполагающий
некий конечный итог, а термин «развитие»,
как имеющий, по нашему мнению, более широкое
значение. Здесь мы не согласны, в частности,
с А. В. Петровским, занимающим в этом вопросе
противоположную позицию - «формирование»
понимается им и как развитие личности,
и как целенаправленное воспитание, то
есть этому термину им придается более
широкий смысл. Мы полагаем, что по отношению
к взрослому человеку, система ценностей
которого уже в основном сформирована,
следует, вероятно, говорить не о четко
разграниченных стадиях формирования,
а, скорее, об индивидуальном уровне ее
развития. Объективные, подтвержденные
экспериментальными исследованиями критерии
оценки уровня такого развития, не привязанные
к определенному возрасту, а носящие универсальный,
«вневозрастной» характер, в настоящее
время недостаточно разработаны.