Цель, предназначение и социокультурная ценность философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 12:18, контрольная работа

Описание работы

ФИЛОСОФИЯ (в переводе с греческого означает - мудрость; любовь к мудрости) - особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее основных проявлениях. Философия стремится рациональными средствами создать предельно обобщенную картину мира и места человека в нем. В отличие от мифологического и религиозного мировоззрения, опирающихся на веру и фантастические представления о мире, философия базируется на теоретических методах постижения действительности, используя особые логические и гносеологические критерии для обоснования своих положений.

Содержание

1. Сущность философии…………………………………………………………3
2. Философия и мировоззрение…………………………………………….…...10
3. Функции и предназначение философии……………………………………..11
4. Метод и принцип…………………………………………………………..….12
5. Диалектический метод………………………………………………….…….14
6. Прагматический метод………………………………………………………..15
7. Заключение……………………………………………………………….…….17
8. Список литературы…………………………………………………………….18

Работа содержит 1 файл

философия чинара.doc

— 100.00 Кб (Скачать)

     Приблизившись к требованиям разума, став системой, диалектика удаляется от реальности. С помощью системы можно предсказать  какое-то количество явлений, но чем оно больше, тем менее точно отражены отдельные индивидуальные события.

     Диалектический  метод хорош для опровержения противников, так как каждому  положительному взгляду на вещи он противополагает его отрицание. Поэтому этот метод широко распространен в качестве метода спора. Его отрицательное значение не меньше значения скептицизма, положительное значение заключается в ориентации на скрытые потенции бытия.

     Диалектику  как метод можно интерпретировать различным образом: или как учение о внешней борьбе, которая достигает своего крайнего обострения и революционного разрешения, или как учение о внутренней борьбе, которую человек ведет с самим собой. Она претендует на гносеологический синтез конкретного и всеобщего. От индивидуального через изучение связи между индивидуальным и закономерным к закономерному и от него опять к индивидуальному – таков метод исследования, отвечающий диалектике. Философ может начать с понятных всем обычных вещей, затем перейти к понятийному анализу, уйти в методологию науки и снова вернуться к действительности, давая ориентиры на будущее. 

6.  Прагматический  метод

     Прагматический  метод занимает одно из важных мест среди методов, отражающих специфические  черты предмета философии. Он исходит  из того, что синтез познания и преобразования составляет характерную черту философствования. Прагматизм и есть, по утверждению Джеймса, не что иное, как метод. «Прагматический метод…пытается истолковать каждое мнение, указывая на его практические следствия…если мы не в состоянии найти никакой практической разницы, то оба противоположенных мнения означают, по существу, одно и то же». (Джеймс У. Прагматизм. – СПб., 1910. – С.33). Все выводы проверяются экстраполяцией их на человека.

     Структурализм, системны подход, функциональный анализ, прагматизм, диалектика представляют собой методы исследования, которые при их возникновении в какой-то степени имманентны предмету. Затем метод, достигший успеха в сфере его формирования, начинает проникать в смежные области, действуя в них в качестве инструмента. В методологии тоже есть преемственность, сдвиги методов аналогичны сдвигам проблем, и здесь огромное поле деятельности для методологов.

     Основными приемами, входящими в структуру  любого философского метода является рефлексия – обращение мышления к собственным исходным предпосылкам, универсализация – выявление всеобщих форм бытия и мышления, тотализация – целостный охват отношений в системе «человек – мир». Кроме того, философский метод предполагает такие универсальные приемы, как анализ и синтез.

     Анализ  понимается, как мысленное разложение целого до исходных составляющих, синтез – как мысленное восхождение от глубинных исходных оснований к новой целостности, объединение в единое целое отдельных сторон предмета.

     Анализ  и синтез, как правило, не применяется  в отрыве друг от друга, поскольку только их единство позволяет прояснить существенные связи действительности. В философии используются также абстрагирование – мыслительный прием отвлечения от несущественных свойств и отношений объекта или явления и сосредоточение внимания на существенных. Еще одним утвердительным приемом познания выступает – идеализация – мысленная процедура образования абстрактных объектов и существующих в действительности. Такие идеальные объекты посредственно выражают реальные связи и отношения, существующие в действительности. Они признают собой предельные случаи этих связей и отношений, и служат средством их анализа.

     Назначение  философии – поиск удела человека, обеспечение его бытия в причудливом  мире. Назначение философии состоит, в конечном счете, в возвышении человека, в обеспечении его совершенствования.

     Философия учит человека быть человеком, учит искусству  жизни, искусству познания мира, искусству  жить среди людей, искусству не бояться  смерти и мужественно глядеть  в лицо своей судьбе. Изучая философию, мы и постигаем это особое, и возможно самое важное искусство, а также пытаемся понять её смысл и значение, мы просто становимся образованными, мы пытаемся спасти наше будущее. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Современный мир – сложная динамичная целостная система, правильное и всестороннее понимание которой невозможно без определенных философских представлений. Они помогают глубже осмыслить действительность во взаимодействии всех сфер, сторон и связей, в развитии, в единстве всех законов и противоречий, место использование в современном мире, смысл его жизни и ряд других сложных проблем.

     Философская культура – важная составляющая часть  общей культуры человека, формирование которой - насущная потребность наших  дней. В условиях происходящих глубоких перемен в современном обществе крайне необходимо отказаться устаревших стереотипов, застывших догм и умозрительных схем не только в мышлении, но и в практической деятельности. Надо уметь мыслить и действовать конструктивно-критически, творчески, созидательно, диалектически. Чтобы овладеть этим искусством нужна большая самостоятельная работа по всестороннему освоению всего богатства мировой философии в целом и ее важнейших методов.

     «Дух  новизны», который все полнее и  глубже утверждается в нашей действительности, делает нетерпимыми косность и застой, способствует самосовершенствованию человека, обновлению форм и методов деятельности, прогрессивному развитию общества. Формирующиеся на наших глазах новые социальные структуры и формы жизнедеятельности людей могут стать жизнеспособными только в том случае, если унаследуют все лучшее, что сделано историей, вберут в себя весь опыт общественного развития, в полной мере будут опираться на достижения отечественной и мировой культуры.

     Широкая философия обобщения и верная методология помогают нацелить поиски на правильное отражение новейшего этапа истории, выявить особенности различных социальных образований, дать человеку основы ценностно-мировоззренческой ориентации в нынешнем сложном мире, прогнозировать его дальнейшее развитие. 
 
 
 

Список  литературы

1. Несмеенов  Е. Е.  «Основы философии в  вопросах и ответах», М., 1997-238с.

2. Конович  Л. Г., Медведева Г. И. «Философия  – учебник для высших и учебных

заведений», Ростов – на – Дону; 1995-327с.

3. Мифы  народов мира. Энциклопедия. В 2 – томах, М., 1994-238с.

4.      «Введение в философию» В.Вундт,  «ЧеРо» ©, «Добросвет» © 1998-253с.

5.      «Философия: вводный курс» Ричард  Поупкин, Аврум Строл «Серебряные

нити» ©, «Университетская книга» © 1997-325с. 
 

Информация о работе Цель, предназначение и социокультурная ценность философии