Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 21:31, реферат
Проблема бытия стояла перед человечеством во все времена. В нашей жизни мы выделяем мысли и вещи, идеальное и материальное, однако это все является единым целом и все существует в нашем мире. В обыденной жизни «бытие» обозначает, что это есть, это существует, философы же придают понятию бытия более обобщенный и универсальный характер. Для философии вжна вся совокупность нашего существующего мира.
Введение 3
Понятие бытия в философии 3
Бытие в античной философии 6
Бытие в средневековой философии 7
Бытие в философии нового времени 8
Бытие в немецком классическом идеализме 8
Бытие в философии 19-20 вв. 8
Атрибуты бытия 9
Формы бытия 12
Заключение 15
Список использованной литературы 16
Бытие в философии нового времени
Философия нового времени выдвинула проблему бытия в форме декартовского тезиса «мыслю, следовательно существую» (cogito, ergo sum). От самоочевидности мыслящего «я» Декарт переходит непосредственно к абсолютному бытию при помощи т. н. онтологического аргумента. Главным результатом «открытия» бытия оказывается онтологическая гарантия истины, обоснование возможности науки. Бытие, таким образом, является для Декарта и всей рационалистической традиций 17 в. точкой пересечения мыслимого и существующего, а потому понятие бытия имеет объективную значимость, т. е. имманентно содержит свой объект. На этом принципе построены системы Мальбранша и Спинозы, разделяет его и Лейбниц. В то же время эмпиризм 17 в. толкует бытие как фактическую данность.
Вместе с темой бытия как субстанции (в гносеологическом аспекте — как совпадения понятия и реальности) постепенно развивается критика категории бытия. Неопределимость бытия, отмеченная Паскалем, стремление сущности к бытию у Лейбница, граница между бытием и волей, проведенная Декартом и Мальбраншем, — все это свидетельствует о сужении сферы применения категории бытия при сохранении традиционного тождества бытия и умопостигаемости. Аналогичное сужение характерно и для философии Беркли с ее тезисом: «быть, значит быть воспринимаемым» (esse est percipi), который позволил осуществить парадоксальный переход от последовательного эмпиризма к платонизму. Если у Беркли бытие — это субстанциальный субъект и его идеальное содержание, то в философии Юма бытие утрачивает даже статус субъективной субстанциальной очевидности, чем отрицается картезианская интуиция cogito, открывшая в свое время ряд онтологических построений 17 в. Юм трактует различие между идеей и фактом как принципиальную несводимость одного к другому, как фундаментальную разнородность бытия и умопостигаемости.
Бытие в немецком классическом идеализме
В немецком классическом идеализме 18-19 вв. идет противоречивый процесс, начинающийся с критики категории бытие Кантом, затем преобразившийся в реставрацию классического понятия абсолютного бытия в философии позднего Фихте, раннего Шеллинга и Гегеля, и завершившийся редукцией бытия к более изначальным слоям абсолюта в волюнтаристических построениях позднего Шеллинга. Тезис Канта о том, что бытие не реальный предикат, а лишь полагание (Setzung ) того или иного содержания, был подхвачен и развит в дальнейшем позитивизмом и аналитической философией; учение Шеллинга о воле, если не исторически, то логически, предваряло идеи иррационализма 19 в.; концепция же выдвинутая Фихте и Гегелем, согласно которой абсолютное бытие есть не только субстанция, включающая в себя любое конечное содержание, но и абсолютный субъект, т. е. универсальное личностное начало, фактически не обрела преемников в западноевропейской традиции и оказывала лишь косвенное влияние на некоторые ее течения (персонализм, неогегельянство, экзистенциализм).
Бытие в философии 19-20 вв.
19 век (вплоть
до 1870-х годов) проходит под
лозунгом борьбы со
С другой стороны, течения, близкие к неопозитивизму, особенно философия лингвистического и логического анализа, стремятся снять саму проблематику бытия, которая рассматривается как спекуляция с непроясненными языковыми выражениями, заменить ее проблемами, выраженными языком позитивной науки, или освобожденном от двусмысленностей естественным языком (Карнап, Рассел, Витгенштейн).
Философию Хайдеггера, главной темой которой является вопрос о бытии, можно считать логически последней главой той критики онтологии (на языке Хайдеггера — «метафизики»), которую предприняла «философия жизни» 19 в. и ее романтические предшественники. Основное заблуждение «метафизики» (и всей западноевропейской культуры) — в забвении истинного бытия, в подстановке вместо бытия того или иного «сущего», т. е. вещественной или идеальной конкретности. Само же бытие, по Хайдеггеру, есть нетеоретическое событие (Ereignis) в мире «сущего», «просвет» (Lichtung) в плотности овеществленного универсума, позволяющий человеку в созерцании или действии обрести свою подлинность и историчность
Атрибуты бытия
Время — одно из основных
понятий физики и философии, одна из координат
пространства-времени, вдоль которой протянуты
мировые линии физических тел, а также
сознание.
В философии-
необратимое течение ( протекающее лишь
в одном направлении - из прошлого, через
настоящее в будущее ), внутри которого
происходят все существующие в бытии процессы,
являющиеся фактами.
В диалектическом
материализме время — это объективно
реальная форма существования движущейся
материи, характеризующая последовательность
развёртывания материальных процессов,
отделённость друг от друга разных стадий
этих процессов, их длительность, их развитие.
Простра́нство — понятие, используемое
(непосредственно или в составе сложных
терминов) в естественных языках, а также
в таких разделах знания, как философия,
математика, физика и т. п.
На уровне повседневного
восприятия пространство интуитивно понимается
как арена действий, общий контейнер для
рассматриваемых объектов, сущность некоторой
системы. С геометрической точки зрения,
термин «пространство» без дополнительных
уточнений обычно обозначает трёхмерное
евклидово пространство. Однако этот термин
может иметь иной, более широкий смысл,
вплоть до метафорического. Примеры:
Энергия — скалярная физическая
величина, являющаяся единой мерой различных
форм движения материи и мерой перехода
движения материи из одних форм в другие.
Использование
энергии является основой развития человеческого
общества и позволяет ему изменять окружающую
среду.
Информация (от
лат. Informatio — осведомление,
разъяснение, изложение) — в широком смысле
абстрактное понятие, имеющее множество
значений, в зависимости от контекста.
В узком смысле этого слова — сведения
(сообщения, данные) независимо от формы
их представления.
В настоящее время не существует единого
определения термина информация. С точки
зрения различных областей знания, данное
понятие описывается своим специфическим
набором признаков. Например, «информация»
может трактоваться, как совокупность
данных, зафиксированных на материальном
носителе, сохранённых и распространённых
во времени и пространстве.
Качество информации
- степень её соответствия потребностям
потребителей. Свойства информации являются
относительным, так как зависят от потребностей
потребителя информации. Выделяют следующие
свойства, характеризующие качество информации:
Объективность
информации характеризует её независимость
от чьего-либо мнения или сознания, а также
от методов получения. Более объективна
та информация, в которую методы получения
и обработки вносят меньший элемент субъективности.
Полнота. Информацию
можно считать полной, когда она содержит
минимальный, но достаточный для принятия
правильного решения набор показателей.
Как неполная, так и избыточная информация
снижает эффективность принимаемых на
основании информации решений.
Достоверность — свойство информации
быть правильно воспринятой. Объективная
информация всегда достоверна, но достоверная
информация может быть как объективной,
так и субъективной. Причинами недостоверности
могут быть:
Также можно классифицировать
свойства информации, характеризующие
её качество, следующим образом:
Актуальность
(свойство "нужности" информации)
Значимость (свойство
сохранять ценность для потребителя с
течением времени)
Кумулятивность (свойство информации, заключённой в массиве небольшого объёма достаточно полно отражать действительность)
Защищённость или внешнее качество (качество, присущее информации, находящейся или используемой только в определённой системе)
Информацию можно
разделить на виды по нескольким признакам.
По способу восприятия
Для человека информация подразделяется на виды в зависимости от типа воспринимающих её рецепторов.
По форме представления информация делится на следующие виды:
Вещество форма
материи
Каждому веществу
присущ набор специфических свойств —
объективных характеристик, которые определяют
индивидуальность конкретного вещества
и тем самым позволяют отличить его от
всех других веществ. К наиболее характерным
физико-химическим свойствам относятся
константы — плотность, температура плавления,
температура кипения, термодинамические
характеристики, параметры кристаллической
структуры. К основным характеристикам
вещества принадлежат его химические
свойства.
Классифицируется
по химическим и физическим свойствам.
Формы бытия
Какой бы смысл
(материалистический, идеалистический,
иррациональный) ни вкладывался в категорию
«бытия», в аналитических целях обычно
выделяют несколько форм бытия, т.е. своеобразных
«слоев» реальности, имеющих специфические
особенности существования. К таким формам,
как правило, относят:
1) бытие природы (вещей, процессов, состояний);
2) бытие социального (включающее в себя
как бытие общества в целом, так и бытие
отдельного человека);
3) бытие духовного, идеального (подразделяющееся
на субъективное идеальное, т.е. сознание
индивида и объективное идеальное, т.е.
надиндивидуальные его формы).
Следует подчеркнуть, что данные
формы бытия вычленяются исключительно
в познавательных целях, для удобства
анализа. Самостоятельны они только в
абстракции, в теории. В реальности же
они неотделимы друг от друга. Ясно, что
бытие человека взаимопересекается как
с бытием природы (поскольку человек —
существо природное, материальное), так
и с бытием идеального, поскольку обладает
сознанием. Аналитическое же их разведение,
рассмотрение по отдельности позволяет
лучше увидеть и понять специфику, уникальные
особенности каждого слоя бытия.
Итак, только что ушедшее столетие
добавило к традиционным характеристикам
форм бытия следующие новшества.
В области бытия природы современное
миропонимание опирается на три фундаментальные
характеристики природы:
- системность;
- универсальный эволюционизм;
- самоорганизация.
Сегодняшняя философская мысль
видит в природе не вещи, в которых проявляется
тот или иной субстрат, а системы, сущность
которых определяется способом взаимодействия
элементов, т.е. структурой. Считается,
что «архитектуру» мироздания определяет
не исходный материал, а его системно-структурная
организация.
Именно она обеспечивает как разнообразие
мира, так и его единство и устойчивость.
Другой важной характеристикой природного
бытия ныне признается его способность
к эволюции. Все известные науке естественные
системы (а не только живые, как считалось
в XIX в.) представляют собой результат эволюции.
Тот же вывод верен и по отношению ко Вселенной,
миру в целом. Феномен эволюции не локален,
но универсален.
Вполне возможно, что универсальны
и механизмы эволюции. В качестве главного
из них сегодня рассматривается явление
самоорганизации, т.е. спонтанного, самопроизвольного
перехода открытой неравновесной системы
на более высокий уровень организации
и порядка.
Такая форма бытия,
как бытие социального, проявила в последнее
время следующие тенденции:
- технологизацию;
- институциализацию;
- глобализацию;
- виртуализацию, информатизацию и др.
Первая тенденция — технологизация
означает, что в составе социального бытия
все больший вес набирают технические
средства адаптации человека к природной
среде и регуляции собственно социальной
жизни. Институциализация свидетельствует
о том, что нарастает степень организации
и формализации общественной жизни: роль
субъектов действия все больше переходит
к социальным институтам.
Тенденция к глобализации заключается
в растущей взаимозависимости различных
регионов мира, «сжатии» социального пространства,
неизбежной стандартизации образцов социального
действия. Последняя же из упомянутых
выше тенденций выражает появление в социальном
бытии некоего нового слоя, к которому
все больше смещается активность людей.
Структуру социальной реальности начинают
определять не вещные (сырьевые, энергетические
и пр.) ресурсы и потоки, а информационные.
Взрывообразное расширение знаковой,
информационной среды меняет (возможно,
коренным образом) саму структуру социального
бытия, увеличивая в нем долю и значение
нематериальных компонентов.
Бытие духовного — эта форма бытия
напрямую зависит от состояния социального
бытия в целом и поэтому фактически повторяет
(воспроизводит) основные тенденции его
развития. Вместе с тем, будучи образованием
относительно автономным, духовное (идеальное)
бытие получило в XX в. и некоторые специфические
характеристики:
1) в полную мощь проявлена инструменталъностъ,
т.е. практическая, материальная значимость
идей (энергия, атом, ген и т.д.);
2) обнаружены индивидуальные и коллективные
неосознаваемые духовные структуры («бессознательное»),
степень влияния которых на социальную
жизнь пока точно не установлена;
3) та часть духовного бытия, в которой
формируются социальные ценности, не подчинилась
тенденции к стандартизации и унификации,
но, напротив, обнаружила стремление к
нарастанию многообразия; в результате
ценностные критерии стали размываться,
и главными правилами поведения в этой
сфере стали плюрализм и толерантность;
4) духовное бытие потеряло «ориентацию
во времени», потускнела перспектива общественного
прогресса, рухнули идеологии общих целей;
5) новые коммуникационные технологии
видоизменяют как формы представления
духовного бытия (образы и понятия замещаются
моделями и символами), так и традиционные
способы формирования его структур (манипулирование
общественным мнением — крайний тому
пример); духовное бытие становится менее
устойчивым, хуже укорененным в социальной
реальности, но зато более гибким и динамичным.
Таковы некоторые особенности основных
форм бытия, выявленные развитием философии
и науки XX в. Самые, пожалуй, фундаментальные
из этих особенностей относятся к бытию
природы, материального мира в целом.