Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 15:48, контрольная работа
Проблема человека — одна из самых важных для философии. Но особенно актуальна она в переломные периоды развития истории, когда наиболее остро встает вопрос о смысле и цели существования не только отдельного индивида, но и всего общества. Именно такой период переживает отечественная история. Однако чтобы полнее осознать сегодняшнее состояние философской антропологии, необходимо ознакомиться с историческим очерком ее развития и теми результатами, которые были достигнуты в рамках истории философии.
Введение……………………………………
Реферат «Бытие человека как предмет философской рефлексии»
Введение ……………..
Проблемы человека в истории философии………………………….
Философская концепция человека как основа наук о человеке. Природа, сущность и предназначение человека……………
Современная наука о происхождении человека. Атропосоциогенез и его комплексный характер……………..
Заключение ………………..
Словарь ключевых понятий ……
Литература ………………..
Антропология
(греч. άνθρωπος — человек
+ греч. λόγος — слово, учение, наука) -
комплекс дисциплин,
занимающихся изучением человека
и человеческого общества.
Антропогенез
(или антропосоциогенез) - часть биологической эволюции, которая привела к
появлению вида Homo
sapiens sapiens,
отделившегося от прочих гоминин, человекообразных обезьян и плацентарных млекопитающих, процесс историко-эволюционного
формирования физического типа человека,
первоначального развития его трудовой деятельности, речи,
а также общества.
Антропоцентризм
– в контексте религиозного мировоззрения,
это совокупность взглядов, утверждающих
исключительную роль человека среди творения
бога.
Бытие
– самое широкое (абстрактное) понятие,
термин “быть” означает наличествовать,
существовать.
Волюнтаризм
– (от латинского voluntas - воля), 1) направление
в философии, рассматривающее волю в качестве
высшего принципа бытия. Волюнтаризм характерен
для философии Августина, Иоанна Дунса
Скота и др. Как самостоятельное направление
впервые оформилось у А. Шопенгауэра. 2)
Деятельность, характеризующаяся произвольными
решениями осуществляющих ее лиц.
Гносеология
- важная часть философской теории, учение
о способности человека познать действительность,
об источниках, формах и методах познания,
об истине и путях ее достижения.
Гуманизм
– система социальных действий, реализующих
теоретическое видение человека как высшей
ценности.
Деятельность
– специфическая человеческая форма
отношения к окружающему миру, содержание
которой составляет его целесообразное
изменение в интересах людей; условие
существования общества. Деятельность
включает в себя цель, средства, результат
и сам процесс.
Диалектика
– философское учение, содержащее принцип
рассмотрения явлений действительности
в их взаимосвязи, изменении и развитии;
единство противоположностей.
Жизнь
– форма бытия органического мира.
Игра
– вид непродуктивной деятельности, мотив
которой заключается не в ее результатах,
а в самом процессе. В истории человеческого общества
переплеталась с магией, культовым поведением
и др.; тесно связана со спортом, военными
и другими тренировками, искусством (особенно
его исполнительными формами). Имеет важное значение
в воспитании, обучении и развитии детей
как средство психологической подготовки
к будущим жизненным ситуациям. Свойственна
также высшим животным.
Идеализм
– направление в философии, исходящее
их первичности духа, мышления, сознания.
Индивид
(атом) – неделимый, единый, - человек, обладающий
только ему свойственными характеристиками,
как внешнего, так и внутреннего характера.
Индивидуальность
(от лат. indiduum – неделимое, особь) -
понятие, обозначающее в экспериментальной
психологии уникальный набор более или
менее стандартных психологических качеств,
свойственных отдельному человеку.
Личность
– человек в многообразии качеств своей
индивидуальности.
Материя
– бесконечное множество всех существующих
в мире объектов и систем, всеобщая субстанция,
субстрат любых свойств, связей, отношений
и форм движения.
Микрокосм
или микрокосмос (от греч.
μικρός, малый, и от греч.
κόσμος, порядок, мир, вселенная) - в античной натурфилософии понимание человека,
как вселенной (макрокосм)
в миниатюре.
Мировоззрение
– система взглядов на объективный мир
и место в нём человека; совокупность жизненных
принципов и идеалов личности.
Мышление
– высшая форма активного (понятийного
и образного) отражения реальности.
Общественное
бытие – совокупность экономических,
политических, экологических условий
жизни, отношений и действий людей.
Поколение
– Совокупность родственников одной
степени родства по отношению к общему
предку. 2.Совокупность людей близкого
возраста, связанных общей деятельностью,
общими интересами и т.п.
Просветление
– состояние ясности, осознанности, понимания
практик. Так как понятие просветления
в значительной мере связано с практическими
аспектами буддизма, оно трудно подлежит
определению. Вот примеры основных подходов
к определению просветления.
Смерть
– прекращение жизнедеятельности
организма, его гибель.
Смысл
жизни – данное понятие относится
к оценке всей жизни человека, затрагивает
проблему воздействия отдельного человека
на окружающую действительность и вопросы
о постановке человеком целей, выходящих
за рамки его жизни
Сознание
- это высшая, свойственная только человеку
и связанная с речью функция мозга, заключающаяся
в обобщенном и целенаправленном отражении
действительности.
Существование
– в истории философии понятие, обозначавшее
наличное бытие вещи, которое, в отличие
от сущности, постигается не мышлением,
но опытом.
Телесность
– понятие неклассической философии,
конституированное в контексте традиции,
преодолевающей трактовку субъекта в
качестве трансцендентального и вводящей
в поле философской проблематики (легитимирующей
в когнитивном отношении) такие феномены,
как сексуальность, аффект, перверсии,
смерть и т.п.
Цель
– мысленно предвосхищаемый результат
деятельности. В качестве непосредственного
мотива цель направляет и регулирует действия
человека. В философии Аристотеля — одна
из четырёх причин (лат. causa finalis — конечная
причина), «то, ради чего» совершается
нечто. Полагание цели и выбора допустимых
средств её осуществления — одна из основных
проблем этики.
Человек
- общественное существо, обладающее
сознанием, разумом; субъект общественно-исторической
деятельности и культуры.
Задание
3. Проблемный вопрос
Как поставлена проблема человека в философии М.Бубера?
Экзистенциализм М.Бубера.
Мартин Бубер родился в Вене в 1878 году. До 1933 года он жил в Германии, затем эмигрировал в Швейцарию, позже в Палестину. Умер Бубер в 1965 году в Иерусалиме.
Как мыслитель Бубер соединял в себе множество разнородных интересов и устремлений. Он был нетривиальным мудрецом-философом, ярким переводчиком Танаха, исследователем хасидизма - религиозного движения среди евреев Польши и России, возникшего в начале XVIII века, выдающимся просветителем и проповедником, поэтом и литератором. Центральная идея философии Бубера - бытие как диалог между Богом и человеком, человеком и миром.
Вершина его наследия - книга "Я и Ты" (1923). Работа написана специфическим языком. Фразы Бубера чеканны, афористичны. Он рассуждает, обращаясь к собственной субъективности, к отзывчивости читателя. Исходная тема "Я" и "Ты", т. е. проблема человеческих отношений, углубляется за счет все более проникающего вживания в мир "другого". Изложение носит характер своеобразной медитации, в ходе которой постигается тайна межчеловеческого общения.
Философия в целом есть постижение человеком себя самого и окружающего мира. Кто такой "Я"? Многие мыслители, в частности А. Шопенгауэр, убеждены в том, что человек способен раскрыть тайну собственного бытия путем предельной обособленности от других, посредством раскрытия присущего ему спонтанного содержания. Ход размышлений Бубера прямо противоположен. По его мнению, я ничего не могу сказать о себе, не соотнеся себя с "другим". Такого рода "участное мышление" преобладает во всех великих системах.
Странно, что в философии, как она складывалась на протяжении веков, нет понятия "другого". Средневековая интуиция в понятии "альтер-зго" отражает лики меня самого, а вовсе не того, кто вступает со мной в общение в качестве суверенной инстанции, незаместимой и значимой для меня личности. Идея абсолютной равнозначности "Я" и "Ты" - это и есть, по существу, открытие Бубера. Разумеется, он не был единственным мыслителем, подошедшим к этому прозрению. Можно назвать также идеи И.-В. Гете или М.М. Бахтина. Однако иерусалимский философ разработал представление о "встрече", "диалоге" с наибольшей обстоятельностью.
Но разве немецкая классическая философия, например, не раскрывает богатейший мир человеческой субъективности? Конечно, раскрывает, но совершенно в другом смысле, чем об этом идет речь у Бубера, ибо "другой" в этой системе, если бы такое понятие фигурировало, это объект, вещь. Субъект в немецкой классической философии всегда тождествен и самодостаточен в своей субъективности, а объект всегда тождествен и самодостаточен в своей объективности. Субъект-объект отношения принципиально исключают равноправность сторон, ибо разум направлен на познание вещи, объекта, чужого мира, зависимого от активной субъективности. Отвлеченно-теоретический мир в принципе чужд пониманию "другого" в его реальной сущности. Разум отвлекается от всего индивидуального, случайного, преходящего. Его интересует не жизнь в ее многообразии, а мир идеи.
Вот почему коммуникация двух субъектов в этой традиции, даже если помыслить их суверенность, непременно предполагает нечто дополнительное, безличное вроде "абсолютной идеи", "мирового духа", "Логоса". Этой (монологической) традиции философского познания Бубер противопоставляет другую - диалогическую. Бубер называет три важнейшие сферы, в которых реализуется связь между "Я" и "Ты". Он рассматривает эти отношения как универсальные, значимые не только для живых существ. "Я - Ты-связь" реализуется не только между людьми, она обнаруживается и во встрече с другими существами и вещами. Первая сфера - это жизнь с природой. Здесь отношение доречевое, пульсирующее во тьме. Создания отвечают нам встречным движением, но они не в состоянии нас достичь, и наше "Ты", обращенное к ним, замирает на пороге языка. Вторая сфера - это жизнь с людьми. Здесь отношение очевидно и принимает речевую форму. Мы можем давать и принимать "Ты". Третья сфера общение с духовными сферами. Здесь отношение окутано облаком, но раскрывает себя - безмолвно, но порождает речь. Мы не слышим никакого "Ты", но все же чувствуем зов, и мы отвечаем, творя образы, думая, действуя. Мы говорим основное слово своим существом, не в силах вымолвить "Ты" своими устами.
Итак, три сферы. Но есть ли здесь существенное различие? Если "Я - Ты-связь" предполагает взаимность, реально охватывающую обоих - "Я" и "Ты", то как можно считать отношение к чему-то в природе такой связью? Бубер формулирует сложность проблемы еще острее: если мы должны предположить, что существа и вещи в природе, которые мы встречаем как наше Ты, тоже отвечают нам взаимностью какого-то рода, то каков характер этой взаимности и что дает нам право распространить на нее фундаментальное понятие "Я-ТЫ-связь"?
Отвечая на этот вопрос, Бубер предлагает брать природу как целое, рассматривать отдельно различные ее области. Человек когда-то "приручил" животных, и сейчас он способен воспроизводить это своеобразное действие. Он вовлекает животных в свою атмосферу и побуждает их к тому, чтобы они стихийным образом приняли его, "чужого". Он добивается от них активного, иногда поразительного ответа на свое приближение, на свое обращение, иногда тем более мощного и прямого, чем в большей степени его отношение к ним является подлинной "Я-ТЫ-речью". Но и вне сферы "приручения", подмечает Бубер, иногда имеет место сходный контакт между человеком и животным. Это случается с людьми, которые несут в глубине своего существа потенциальное товарищество с животными. Это, как правило, люди одухотворенные по своей природе.
Информация о работе Бытие человека как предмет философской рефлексии