Буддийская философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 15:47, реферат

Описание работы

Жизнь основателя буддизма Сиддхартхи, или Гаутамы Будды, 'Света Азии', известна довольно хорошо. Он родился в VI в. до н. э. в царской семье в Капилавасту (север Бихара, у предгорий Гималаев) и еще в юности отказался от светской жизни. Болезни, старость и смерть, которые он увидел, показали молодому царевичу, что мир полон страданий, а жизнь странствующего монаха дала ему возможность найти путь к освобождению.

Содержание

Введение 3

1.Буддийская философия 4

2. Первая благородная истина - о наличии страданий 6

3. Вторая благородная истина - о причине страданий. Цепь из двенадцати

звеньев 6

4. Третья благородная истина- о прекращении страданий 9

5. Четвертая благородная истина - о пути к освобождению 12

6. Философский смысл этического учения Будды 15

7. Школы буддийской философии 19

8. Религиозные школы буддизма- хинаяна и махаяна 29

Заключение 33

Список литературы 34

Работа содержит 1 файл

Буддийская философия.doc

— 196.50 Кб (Скачать)

Новые элементы, впитанные и развитые ма-хаянизмом  в своих различных ответвлениях, были многочисленны и часто находились в противоречии друг с другом. Укажем лишь некоторые из наиболее важных. 

а) Идеал  бодисаттвы. Как мы уже указали, даже желание собственного спасения рассматри-. вается махаянистами как эгоизм. Конечной целью духовных исканий каждого верующего махаянизм провозглашает не личное освобождение, а 'освобождение всех чувствующих существ'. Каждый набожный махаянист должен дать обет в том, что он будет стараться достичь состояния просветления, бодисаттвы ('Состояния мудрого существования'), не удаляться от мира, но работать среди масс страдающих созданий, руководствуясь совершенной мудростью и любовью, для уничтожения их страданий и достижения спасения их душ. Духовный идеал махаяны получил поэтому название бодисаттвы.  

     Достигший этого идеала-просветления-и работающий для спасения других созданий называется бодисаттвой. Любовь и мудрость составляют сущность его жизни. Об этих совершенных людях Нагарджуна говорит в 'Бодхи-читте': 'Таким образом, подлинная природа всех бодисаттв-это великое любящее сердце, и все чувствующие существа являются объектом этой любви'. 'Поэтому все бодисаттвы, вдохновленные великой духовной силой для освобождения чувствующих существ от несчастья, смешиваются с ними в грязи рождения и смерти. Хотя таким образом они и сами делаются подчиненными законам рождения и смерти, их сердца свободны от грехов и привязанностей. Они подобны тем неоскверненным непорочной белизны цветам лотоса, которые незагрязненными поднимаются из трясины'. Беря на себя ответственность за поступки других, бодисаттва своими добрыми делами освобождает от страданий людей и сам страдает от последствий их поступков.  

     Идеал бодисаттвы выдвинут махаянистской философией, отрицавшей реальность всех индивидов, взятых в отдельности, как особый феномен, и считавшей, чтовсеони реально содержатся в единой трансцендентной реальности (алая-виджняна у некоторых йогачаров, шунья или татхата - у некоторых мадхьямиков), частичным или иллюзорным проявлением которой они являются. Эта философия отрицает индивидуальное я и утверждает всеобщее, абсолютное я (Ми-хатман) как реальное я человека. Стремление к освобождению всех, а не только маленького индивидуального я было поэтому логическим следствием этой философии единства всех существ. Более того, положение о том, что трансцендентная реальность не есть нечто, находящееся вне мира явлений, а внутри его, проложило дорогу вере в необходимость достижения совершенства, или нирваны, в этом мире, а не за его пределами. Как говорит Нагарджуна, нирвану обретают в этом мире те люди, которые могут познать до конца существо мира. Аскетизм хинаяны, таким образом, уступает место любви к ближнему - просвещенному интересу к мирским делам.  

б) Будда  как бог. Выдвигая перед своими избранными последователями идеал бодисаттвы, махаяна дает всей остальной массе  верующих религию обещания и надежды. Когда обыкновенный человек изнемогает в борьбе с житейскими невзгодами, то. несмотря на присущее ему стремление самостоятельно преодолеть несчастья, его слабый дух взывает к какому-то неисчерпаемому источнику милосердия и помощи. Он обращается к богу. Религия помощи самому себе, какой она была в форме раннего буддизма, для человека мало утешительна. Этим несчастным массам людей махаяна подает надежду, что бдительное око Будды видит всех страждущих. Будда отождествляется с трансцендентной реальностью, признаваемой философией махаянизма. Исторический Будда, или Гаутама, превратился, по принятой в Индии традиции, в воплощение первичной реальности, или Будду. В дальнейшем развитии новых верований появились легенды о предыдущих перевоплощениях Будды, это так называемые джатаки, или рассказы о различных рождениях Будды.  

Как в  адваита-веданте, так и в философии махаяны первичная реальность сама по себе считается недоступной никакому описанию (подобно Ниргуна Брахме), но проявляющейся в этом мире как Дхармакая, или вседержитель вселенной. В образе Дхармакайи первичная реальность, или Будда, заботится о спасении всех существ, перевоплощается в различных духовных руководителей и помогает всему живому избавиться от страданий. Так, Будда в образе Дхармакайи выступает ради всяких практических целей вместо бога, к которому слабое сердце может взывать о помощи, любви и милосердии. В этом образе Будда называется также Амитабха Будда. Отождествив таким образом Будду с богом, махаянисты удовлетворили религиозные запросы тех, кто принял буддизм.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Восстановление  Я. Одним из устрашающих рядового человека положений раннего буддизма было отрицание личности. Если нет личности (я), для кого же тогда трудиться? Философия махаяны учит, что маленькое отдельное я-ложь. Но это видимое я имеет за собой реальность единого трансцендентного я (Махатман}, которое является воплощением Я всего живого. Благочестивый махаянист, таким образом, находит свое я восстановленным в еще более возвышенной форме...  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список литературы 
 
 

     1.   Георгиев Ф.И. Сознание, его происхождение и сущность.

          Москва 1967г.

     2.  Введение в философию. Учебник для вузов в 2 ч. ч. 2.

          Политиздат 1989г.

  1. Алексеев П.В., Панин А.В.  Философия.   Москва 1999г.

     4. http://www.istina.ru/

                                                                          

Информация о работе Буддийская философия