Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 17:17, реферат
БУДДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — система рационально обоснованных взглядов на мир, человека и познание, сложившаяся в рамках разных направлений и школ буддизма. Ведущую роль в развитии буддийской философии сыграли две хинаянские школы—ваибхашика и саутрантика и две школы махаяны —мадхьямта и йогачара.
УЧЕНИЕ О МИРЕ И ЧЕЛОВЕКЕ. Философская сущность проповедей основателя буддизма заключалась в утверждении зависимости мира от человека, а также динамичного и изменчивого (анитья) характера всего существующего, в том числе и человека.
БУДДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
БУДДИЙСКАЯ
ФИЛОСОФИЯ — система
УЧЕНИЕ
О МИРЕ И ЧЕЛОВЕКЕ. Философская
сущность проповедей
После
смерти Будды стараниями его
последователей был создан
Философские идеи школ вайбхашика и саутрантика отражены в *Абхидхармакоше”, тексте, созданном в 4 в. н. э. буддийским философом Васубандху, который впоследствии перешел в махаяну. Основная идея вайбхашики состоит в том, что все дхармы — прошлого, настоящего и будущего—существуют, но в разных формах (дхармы настоящего—проявлены, дхармы прошлого и будущего— непроявлены). Поэтому дхармы в действительности не возникают и не исчезают, а лишь переходят с одной ступеньки существования на другую. Все они делятся на составленные, постоянно пребывающие в “волнении” и заполняющие собой наблюдаемый мир, и несоставленные, “успокоенные” (прежде всего нирвана). Сансара (эмпирическое существование) и нирвана (освобождение от перерождений) взаимно исключают друг друга: пока дхармы находятся в “волнении”, нирвана не наступит, и, напротив, когда их “волнение” прекращается, мир сансары просто исчезнет. Если сансара—это состояние всего мира, то нирвана—состояние только человека. И единственный путь к нему—искоренение в себе ложного мнения о “самости”, неизменном “я”, которое переходит при перерождении из тела в тело. Буддист должен смотреть на себя и на окружающий мир не как на “я” и мир, или, на философском языке, субъект и объект, а как на безличный поток элементов. Представители школы саутрантика полагали, что существуют только дхармы настоящего, дхармы прошлого и будущего нереальны. Нирвана—это не какое-то особое состояние, а простое отсутствие сансары.
Философия махаяны, связанная с именами Нагарджуны, Васубандху, Чандракирти, Шантаракшиты и др., продолжает развивать буддийские учения о нирване и сансаре. Если в предшествующих школах, которые махаянисты объединили понятием хинаяна—“узкий путь”, главным является противопоставление этих понятий, то здесь они практически отождествляются. Раз каждое существо способно к духовному совершенствованию, значит, в каждом есть “природа Будды” и ее необходимо обнаружить. Т. о., нирвана, понимаемая как реализация “природы Будды”, подспудно содержится в сансаре. Махаяна идет дальше хинаяны и в вопросе об отсутствии души, или самости, у всего существующего. Мир и все в нем содержащееся, в т. ч. и дхармы, лишены собственной опоры, зависят друг от друга, а значит, относительны, пусты (шунья). Поэтому страдание объясняется отсутствием у этого мира смысла и ценности, нирвана же связывается с постижением его подлинной основы—пустоты (шуньята) и с пониманием того, что любое учение о нем неистинно. Махаянские философы подчеркивают, что все понятия относительны, чключая самое относительность, поэтому на высших: ступенях медитации следует отказаться от понятий вообще и постигать мир чисто интуитивно.
В ваджраяне вырабатывается принципиально новое отношение к человеку—субъекту просветления. Если в других направлениях буддизма тело человека оценивалось в основном негативно, т. к. считалось символом страстей, удерживающих человека в сансаре, то тантршм ставит тело в центр своей религиозной практики, видя в нем потенциальный носитель высшей духовности. Осуществление ваджры в человеческом теле есть реальное соединение абсолютного (нирваны) и относительного (сансары). В ходе специального ритуала раскрывается присутствие природы Будды в человеке. Исполняя ритуальные жесты (мудры), адепт реализует в собственном теле природу Будды; произнося священные заклинания (мантры), он реализует природу Будды в речи; а созерцая божество, изображенное на мандале (священной диаграмме или схеме вселенной), реализует природу Будды в собственном уме и как бы становится Буддой “во плоти”. Т. о., ритуал преобразует человеческую личность в Будду и все человеческое становится священным.
В. Г. Лысенко
ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ И ЛОГИКА. Учение о познании (прамана-вада), включающее логику, начинает разрабатываться в буддизме сравнительно поздно, в 6—7 вв., усилиями выдающихся индийских мыслителей Дигнаги и Дхармакирти. До них в раннем буддизме знание рассматривалось не как результат познавательной деятельности, а как средство достижения освобождения от страданий. Это не рациональное знание, а мистическая просветленность (праджня), напоминающая просветленность (бодхи) Будды. Впоследствии в школах буддизма образовался большой фонд эпистемологических идей и концепций, выдвинутых Нагарджуной, Асангой и его братом Васубандху, однако систематизированных теорий познания и логики не существовало. Значительный вклад в развитие буддийской эпистемологии и логики был внесен также Дхармоттарой (9 в.).
Теорию
познания упомянутые мыслители
базировали на принятом ранее
в брахманских школах
Познавательную
ситуацию буддисты описывали
двояким образом: в терминах
высшей реальности и в
Превращение
ощущения в чувственное знание
(в суждение восприятия) в школах
буддизма описывалось по-
Примыкающая
к концепции восприятия
Говоря
о выводе как мышлении вообще,
буддисты отмечали, что полученное
с его помощью знание не
имеет никакого отношения к
реальности; все, что сообщается
нам мышлением о феноменальном
мире, иллюзорно, “сконструировано”
по особым законам разума. Главным
известным свойством
Ядром буддийского учения о выводе были три концепции. Первая—о делении вывода на “для себя” и едля другого” в зависимости от его назначения и структуры (вывод “для себя”—это средство познания объекта по его знаку, он содержит два высказывания и похож на энтимему в западной логике: “На горе огонь, так как там дым”; вывод “для других”—это средство аргументации, он состоит из трех высказываний: “На горе огонь, так как там дым, как в очаге”). Второй была концепция трехаспектности среднего термина, в соответствии с которой средний термин вывода должен был быть распределен в меньшей посылке;
всегда
должен присутствовать там,
Чрезвычайный
интерес представляет