Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 18:35, реферат
Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Процесс овладения тайнами бытия есть выражение высших устремлений творческой активности разума, составляющего великую гордость человечества. За тысячелетия своего развития оно прошло длительный и тернистый путь познания от примитивного и ограниченного ко все более глубокому и всестороннему проникновению в сущность бытия.
Введение……………………………………………………………………………..2
1 Сущность и смысл познания …………………………………………………….3
2 Методы и формы познания……………………………………………………….4
2.1 Ф. Бэкон как основоположник эмпиризма…………………………………….6
2.2 Р. Декарт как основоположник рационализма………………………………...7
3 О возможности познания: оптимизм, скептицизм, агностицизм ……………...9
Заключение…………………………………………………………………………10
Список использованной литературы……………………………………………..11
3 О возможности познания: оптимизм, скептицизм, агностицизм
Вопрос, над которым веками билась неуемная мысль человека,— как возможно, познание, познаваем ли мир в принципе. И это не чисто схоластический вопрос. В самом деле, Вселенная бесконечна, а человек конечен, и в границах его конечного опыта невозможно познание того, что бесконечно. Этот вопрос неотвязно преследовал философскую мысль в самых разных формах. В попытке ответить на него четко обозначились три основные линии: оптимизм, скептицизм и агностицизм. Оптимисты утверждают принципиальную познаваемость мира, агностики, напротив, ее отрицают. Скептики же не отрицают принципиальной познаваемости мира, но выражают сомнение в достоверности знания. Однако выделение этих трех линий представляет дело все-таки упрощенно. А оно гораздо сложнее. Ведь если агностики отрицают познаваемость мира, то это не голое, ни на чем не основанное отрицание. На многие вопросы, указанные ими, действительно невозможно пока дать ответ. Предмет в процессе его познания неизбежно преломляется сквозь призму наших органов чувств и мышления. Мы получаем о нем сведения лишь в том виде, какой он приобрел в результате такого преломления. Каковы же предметы на самом деле, мы не знаем и знать не можем. Получается, что мы замкнуты миром наших способов познания и не в состоянии сказать нечто достоверное о мире, как он существует сам по себе,— вот вывод, к которому неизбежно ведет логика данного рассуждения при определенных гносеологических допущениях. Агностицизм — гипертрофированная форма скептицизма. Ведь скептицизм, признавая принципиальную познаваемость мира, выражает сомнение в достоверности знаний. Психология скептицизма такова, что он тут же начинает попирать не только изжившее себя, но заодно и все новое, нарождающееся. В основе этой психологии лежит не исследовательская жажда новаторства и вера в силу человеческого разума, а привычка жить в уютных, однажды принятых на веру принципах. Как познавательный прием скептицизм выступает в форме сомнения, что является шагом к истине. Сомнение — это беспокойный червь, подтачивающий и разрушающий устаревшие догмы; это необходимый компонент развивающейся науки. Нет познания без проблемы. Нет проблемы без сомнения. Только вера не терпит сомнения. Научное же знание предполагает его, ведь сомнение в общепринятых принципах может иногда быть плодотворным и вести к новым взглядам на мир. Если человек не подвергает все сомнению, значит, он привержен догматизму, а следовательно, он остановился в своем интеллектуальном развитии. Подлинная истина не может быть постигнута без того, что Л. Толстой называл «философским пытливым сомнением».
Это разумное философское сомнение, «здоровый скептицизм», по существу, не противостоит оптимистическому взгляду на познание, признающему принципиальную познаваемость мира. Основу философии оптимизма составляет принцип материального единства мира и весь опыт истории научного познания, общественно-исторической практики.
Заключение
Очень трудно сделать вывод в окончательной правоте какой-либо из описанных концепций познания - полное отрицание значения опыта одной школой и отрицание организующего начала в качестве более сложной системы (составной частью которого является и наш трехмерный мир) другой школой не позволяет нам сделать этого.
Скорее всего, как это не раз доказывала история, истина окажется где-то в стороне от ристалища, но философы по-прежнему будут пытаться выяснить "что главнее", "что раньше появилось ..." - что первично - идея или материя, пытаясь запустить колесо истории от какой-то одной абсолютной точки - начала время-пространственных координат.
Занятие увлекательное и достойное уважения, но совершенно непосильное человеческому разуму в его теперешнем уровне развития ибо невозможно найти начало у идеального круга. Идея порождает материю и наоборот. Этот процесс бесконечен, был всегда и будет всегда. Правомерно только говорить о формах восприятия Homo Sapiens этого мира ибо все остальное лишь его интерпретация непонятного - absurdum per absurdum. Иррациональное, сверхъестественное, мы пытаемся объяснить через рациональное, основываясь на приблизительных ощущениях и логике наук, построенных на приблизительных и иррациональных по своей сути коэффициентах (напр. число П, постоянная Планка h и т.п.) отсекая все остальные каналы обмена информацией со внешним более сложным и всегда иррациональным миром.
Список использованной литературы
1. Алексеев П.В. Философия: Учебник. – М.: ТЕИС, 1996. – 580 с.
2. Губин В.Д. Философия: Учебник. – ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 336 с.
3. Кальной И.И. Философия: Учебник. – спб.: Изд-во "Юридический центр Пресс", 2002. – 447 с.
4. Спиркин А.Г. Основы философии: Учебное пособие для вузов. – М.: Политиздат, 1988. – 592 с.
5. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарики, 2003. – 368 с.
6. Философия: Учебное пособие. / Под ред. В.И. Кириллова. – М.: Юристъ, 2001. – 376 с.
7. Философия: Учебник для вузов. / Под ред. Лавриненко В.Н. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2004. – 622 с.
8. Философский словарь. / Под ред. М.Т. Фролова. – М.: Политиздат, 1991. – 560 с.
9. Философия. Элементарный курс: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2001. – 331 с.
2