Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 00:35, реферат
Каган Моисей Самойлович родился 18 мая 1921 г. в г.Киеве. В 1938 — 1941 г. учился на романо-германском отделении филологического факультета Ленинградского гос. университета, после демобилизации в 1942 г сдал гос. экзамены. В 1941 г. ушел добровольцем на фронт в составе Народного ополчения, был ранен в боях при обороне Ленинграда, после нескольких месяцев пребывания в госпиталях и признания Инвалидом войны работал политруком госпиталя в г. Перми.
Биография Кагана Моисея Самойловича
Хронологические данные
Вклад в науку
Звания и награды
Публикации
Системный подход. Культура как система
Статический и динамический аспекты анализа
Системное отношение к системному подходу
Список литературы
Содержание
В 1948 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Французский реализм XVII века», охватившую его проявления в литературе, живописи, графике и теоретические обоснования в эстетике и философии. С 1960 г. — доцент, с 1968 г. профессор философского факультета, где в 1966 г. защитил докторскую диссертацию по учебному пособию «Лекции по марксистско-ленинской эстетике»; Основной учитель — И. И. Иоффе, разработавший в 20-30-е гг. методологию синтетического изучения искусств — предвестницу теории и истории художественной культуры.
К проблеме
происхождения и истории
Основные публикации:
Каган рассматривает культуру как систему и применяет к ней как объекту исследования системный подход. Этот подход заставляет его начать исследование культуры с рассмотрения ее как системы в составе другой, более широкой системы. В качестве такой более широкой системы у Кагана выступает бытие — бытие вообще, в философском смысле слова. Различая три основные формы бытия — бытие природы, бытие общества и бытие человека, он полагает, что культура в самом общем, философском плане представляет собою четвертую форму бытия, которая порождена деятельностью человека. Культура есть такая форма бытия, которая включает в себя: 1) «сверхприродные» качества человека, т. е. такие, которые не даны ему от природы, а формируются у него (на основе данных природой возможностей) в ходе общественной жизни; 2) многообразие предметов — материальных, духовных, художественных, — которые составляют «вторую природу», возникающую благодаря деятельности человека; 3) «сверхприродные» (в том же смысле, что и качества человека) способы деятельности, с помощью которых люди «опредмечивают» (воплощают) и «распредмечивают» (извлекают) содержание, заложенное в продуктах их деятельности; 4) общение как способ реализации потребности людей друг в друге. Человек у Кагана выступает, с одной стороны, как творец культуры, создающий в своей опредмечивающей деятельности ее предметное бытие, а с другой — как творение культуры, развивающееся благодаря распредмечивающей деятельности, которая позволяет ему овладевать культурой и участвовать в ее дальнейшем развитии. Своеобразие концепции Кагана выступает особенно ярко в его аналитическом очерке строения культуры. Он различает три сферы культуры — материальную, духовную и художественную (последняя отличается от первых тем, что представляет собой «духовно-материальную слитность»). В каждой сфере образуются специфические для нее «формы предметности», в которых воплощаются результаты человеческой деятельности. В первой — это «окультуренное» человеческое тело, техническая вещь, социальная организация. Во второй сфере — знание, ценность, проект. В третьей — художественный образ. Раскрывая содержание художественной деятельности, Каган дает оригинальную классификацию форм искусства и рисует общую морфологическую картину типов реализуемых в нем образных структур. Логика концепции петербургского философа с необходимостью приводит к выводу, что культура есть саморазвивающаяся система. Для описания закономерностей прогрессивного развития этой системы он использует принципы одного из новейших научных направлений — синергетики. Получающаяся при этом картина культурно-исторического процесса отличается как от той, которая представлялась приверженцам идеи однолинейного социокультурного прогресса общества, так и от той, которую рисовали сторонники полилинейной эволюции культуры, описывая множество разрозненных, рождающихся и умирающих цивилизаций. В предлагаемой Каганом модели исторического процесса на каждом этапе истории возникают различные возможности дальнейшей эволюции человеческого общества. Но только одна из этих возможностей — отвечающая «зову будущего» («аттрактору») — ведет к более высокой ступени общественного развития. Остальные заводят общество в эволюционные тупики. Таким образом, движение общества «вверх» по ступеням общественного прогресса достигается через шаги, делаемые им на каждом этапе в разных направлениях. Последовательность наиболее удачных, ведущих к «аттрактору», шагов образует главную магистраль общественного прогресса. Но эта магистраль не является однозначно заданной с самого начала истории объективными законами общественного развития, как полагал Маркс. Человечество создает эту магистраль — и создает только благодаря тому, что оно постоянно ведет поиск лучших путей развития. А здесь для него ценен как позитивный опыт (нахождение их), так и негативный (испытание тупиковых путей).
Фундаментальный
труд Кагана как бы подводит итоги
пройденного отечественной философией
культуры к концу XX века пути. И вместе
с тем он наталкивает на размышления о
дальнейшем движении культурологической
мысли. Обсуждение встающих здесь вопросов
все больше привлекает внимание культурологов
и выдвигается на первый план в их дискуссиях.
Вариант системного
подхода, развиваемый М.С. Каганом, подразумевает
рассмотрение сложнодинамических систем
осуществляется как в статике, так и в
динамике. Статический (предметный) аспект
анализа включает выделение компонентов
системы и способа их связи (структуры).
Динамический аспект также исследуется
в двух плоскостях: функционирование (деятельность
системы) и развитие (возникновение, становление,
эволюционирование, разрушение). По мнению
М.С. Кагана, адекватное представление
о сложнодинамической системе возникает
при сопряжении трех плоскостей ее анализа:
предметной, функциональной (отождествляемой
с функционированием) и исторической.
Функционирование рассматривается в данном
подходе с внешней и внутренней сторон.
В историческом аспекте также выделяются
две стороны: генетическая и прогностическая.
Особенностью варианта М.С. Кагана является
присущая ему исследовательская ориентация
на установление целостной взаимосвязи
выделенных плоскостей системного подхода.
Выдвижение такой задачи в качестве самостоятельного
аспекта категориального анализа представляет
принципиально важный, конструктивный
шаг к достижению интегрированности и
действенности искомого аппарата. «Единственный
эффективный путь решения этой задачи
– подход к изучаемой системе как части
некоей метасистемы, т. е. извне, из среды,
в которую она вписана и в которой она
функционирует – считает М.С. Каган. - Только
так можно понять закономерности возникновения,
существования и назначения данной системы…
в обнимающей ее метасистеме. И лишь получив
такое общее представление об интересующем
нас системном объекте, мы вправе придвинуть
к нему вплотную наш исследовательский
объектив и начать рассматривать его крупным
планом…». Идея Кагана о том, что начальным
пунктом системного исследования должно
быть выявление места, роли и связей объекта
в объемлющей метасистеме является ценным
обобщением опыта системной деятельности,
которое необходимо учесть при формировании
базового, интегрированного аппарата
системного подхода. Однако предлагаемое
метасистемное начало исследования, исходя
«извне, из среды», является все же недостаточным
для перехода к целостному рассмотрению
объекта. Как показал В.П. Кузьмин, целостное,
«системоцентрическое» видение объекта
предполагает сопряжение как минимум
трех масштабов его рассмотрения: а) со
стороны объемлющих метасистем; б) в собственном
масштабе и в) со стороны объемлемых подсистем
[19]. Односторонность внешнего, «метасистемного»
начала исследования означает, что предпринятая
в варианте М.С. Кагана попытка вскрытия
главного, стержневого отношения, определяющего
логику отображения целостности объекта,
все же не доведена до завершения. Многообразные
характеристики понятия «система», рассматриваемые
в данном варианте, также не приведены
здесь к форме обобщающего интегрального
конструкта, вскрывающего способ взаимодействия
категориальных характеристик в познании
и преобразовательной деятельности. Поэтому
и данный вариант, являющийся значительной
ступенью на пути к целостной, действенной
концепции системного подхода, все же
не в полной мере отвечает ее структурно-интегративным
критериям.
М.С. Каган поставил вопрос о «системном отношении к системному подходу» (так называлась одна из его статей), т.е. попытался рассмотреть все его аспекты в рамках единого целого. Можно выделить три основных достоинства кагановской концепции. Первое уже названо, второе состоит в подчеркивании требования необходимости и достаточности как важнейшей характеристики системного подхода, третье — в практическом понимании центральной роли структурно-функционального аспекта.
Любая сложная система существует в статике и динамике, а последняя предстает как функционирование и развитие. Соответственно, делает вывод Каган, системный подход включает в себя предметный (изучение компонентов системы и связей между ними), функциональный и исторический аспекты. Конкретизация этих аспектов позволяет затем понять «систему системного подхода» как взаимодействие следующих видов анализа: компонентного, структурного, внутреннего и внешнего функционирования, генетического и прогностического. Тем самым удается преодолеть экспансию чисто структурной интерпретации и сделать несостоятельными и поныне порою встречающиеся утверждения о якобы принципиальной неисторичности системного подхода.
М.С. Каган
говорит о том, что, двигаясь от целого
(системы) к частям, требуется осознать
их как необходимые и достаточные для
существования системы в целом. Когда
такое требование сформулировано, то оно
может выглядеть как само собой разумеющееся.
5. Список литературы: