Бессознательное как психический феномен

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 12:41, реферат

Описание работы

Цель данной работы – исследовать вопрос бессознательного как психического феномена. На пути к достижению этой цели потребуется решить такие задачи как обобщение материалов по этой теме, изучение истории этого вопроса и обозначение его места в философии.

Работа содержит 1 файл

Философия. Реферат. Бессознательное.docx

— 27.70 Кб (Скачать)

Г О С У Д А Р С Т  В Е Н Н Ы Й  У Н И  В Е Р С И Т Е Т

ВЫСШАЯ  ШКОЛА ЭКОНОМИКИ

ПЕРМСКИЙ ФИЛИАЛ

 

Факультет Менеджмент

Кафедра гуманитарных дисциплин

 

 

 

 

реферат-Обзор

на тему БЕСОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК ПСИХИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

 

 

Студента  группы М-09-02

Григорьевой М.А.

 

Преподаватель:

Лебедев В. В.

 

 

 

Пермь 2009

ВВЕДЕНИЕ

Проблема бессознательного будоражит умы уже многих поколений  мыслителей всего мира. Сначала это  были мудрецы, затем философы, а после  бессознательным стали интересоваться психологи. По мере изучения данного вопроса развивалось всё больше концепций и трактовок этого феномена, тем не менее, он остаётся неизученным до конца. Каждый человек в своей жизни совершает бессознательные поступки, которым не может найти осознанных причин, потому эта тема остаётся всегда актуальной. Она тем более актуальна, что на данном этапе развития знания об этом вопросе нет однозначных представлений о том, что же такое бессознательное.

Цель данной работы – исследовать  вопрос бессознательного как психического феномена. На пути к достижению этой цели потребуется решить такие задачи как обобщение материалов по этой теме, изучение истории этого вопроса  и обозначение его места в  философии.

Некоторые представления  о «неосознаваемом» возникли ещё  в период античности, в воззрениях Платона. Значительно позже проблема бессознательного приобретает иной характер у Р.Декарта. Далее немецкий и английский философы Г.Лейбниц и Д.Гартли давали более чёткую формулировку этого феномена. Перетекая из философии в психологию, эта тема не давала покоя учёным ни в первой области, ни во второй. Проблемой бессознательного интересовались такие выдающиеся психологи как Зигмунд Фрейд, Карл Густав Юнг, Филипп Вениаминович Бассин, чьи труды и будут служить опорой для данной работы. Эта тема также рассматривалась в лингвистике, с точки зрения взаимосвязь бессознательного и языка. Роль бессознательного в культуре и языке обозначали такие лингвисты как Фердинанд де Соссюр, Николай Вячеславович Крушевский, Эдуард Сепир, Франц Боас. Обобщив воззрения представителей разных областей знания, автор реферата надеется получить как можно более полное представление об этом вопросе, рассмотренном с разных сторон.

  1. История развития вопроса о бессознательном

    1. Учение  Платона о познании-воспоминании

Древнегреческий философ  Платон (428 или 427 до н. э. — 348 или 347 до н. э.), один из основателей идеалистического направления в мировой философии, большое значение в своих рассуждениях уделял теории идей. Он считал, что истинное познание – это познание мира идей, а вещи существуют лишь благодаря своей причастности идеям, вечным и неизменным образцам. При этом различается чувственное и интеллектуальное знание. Изначально душа, находящаяся в мире идей, приобщена к высшему знанию. Спускаясь же в мир вещей и вселяясь в человеческое тело, она забывает об это знании, но не утрачивает его. Это так называемое учение о познании-воспоминании или учение о припоминании. Оно указывает в качестве основной цели познания припоминание того, что созерцала душа в мире идей, прежде чем спустилась на землю. Предметы чувственного мира служат для возбуждения воспоминаний души.

В диалоге «Менон» Платон доказывает верность учения о припоминании на примере разговора Сократа с неким юношей. Мальчик никогда до этого не изучал математику и не имел никакого образования. Сократ же настолько хорошо поставил вопросы, что юноша самостоятельно сформулировал теорему Пифагора. Из чего Платон делает вывод, что его душа раньше, в царстве идей, встретилась с идеальным отношением сторон треугольника, которое и выражено теоремой Пифагора. Научить в этом случае — это не более чем принудить душу к припоминанию1.

Рассматриваемое Платоном забытое  знание, хранящееся в недрах памяти любого человека, по сути и есть то бессознательное, чем человек владеет, но не может  управлять. Получается, что бессознательное  по Платону – это высшее знание, доступное всем душам в мире идей, но недоступное человеку в мире вещей.

    1. Идеи  Декарта

Рене Декарт (31 марта 1596 - 11 февраля 1650), французский математик, философ, физик и физиолог, считал, что за пределами сознания может иметь место только чисто физиологическая, но не психическая, деятельность мозга. Главным вкладом Декарта в философию стало классическое построение философии рационализма как универсального метода познания. Разум, по Декарту, критически оценивает опытные данные и выводит из них скрытые в природе истинные законы, формулируемые на математическом языке. При умелом применении нет пределов могуществу разума. Бессознательное по Декарту выражается в самодостоверности сознания («мыслю, следовательно, существую»).

    1. Концепция бессознательного Г.Лейбница. Воззрения  Д.Гартли

Готфрид Вильгельм фон  Лейбниц (21 июня (1 июля) 1646 -14 ноября 1716), немецкий философ, математик, юрист и дипломат впервые чётко сформулировал концепцию бессознательного. Согласно Лейбницу, основаниями существующих явлений или феноменов служат простые субстанции или монады. Все монады просты и не содержат частей. Их бесконечно много. Каждая монада отличается от другой. Это обеспечивает бесконечное разнообразие мира феноменов. Простые субстанции созданы Богом одномоментно, и могут быть уничтожены только все сразу. Монады не могут претерпеть изменения в своём внутреннем состоянии от действия каких-либо внешних причин, кроме Бога.

По Лейбницу, перцепция  – есть бессознательное состояние  монады. Лейбниц употреблял термин «перцепция» для обозначения  смутного и бессознательного восприятия в противоположность ясному и  осознанному восприятию – аперцепции. Апперцепция связана с сознанием  собственного внутреннего состояния, т.е. с рефлексией. Рефлексия свойственна  только душам людей. Лейбниц не отрицает опытного, чувственного познания. Однако ощущения не могут объяснить в  знании главное: необходимость и  всеобщность некоторых истин. Всеобщность  и необходимость – достояние  ума, а не  ощущений. Поэтому с некоторой иронией Лейбниц противопоставляет формуле Локка свою – «в уме нет ничего, чего бы не было ранее в ощущениях, за исключением только самого ума». 
Лейбниц признавал наличие в уме человека некоторых задатков, предрасположенностей. Поэтому человеческий ум похож, по Лейбницу, не на чистую доску, а на глыбу мрамора с прожилками, намечающими очертания будущей фигуры, которую может изваять из неё скульптор. 
В соответствии с учением об источниках знания Лейбниц разработал и свое учение о двух видах истин: истинах факта и метафизических (вечных) истинах. Первые отыскиваются с помощью опыта, а вторые с помощью разума и не нуждаются в оправдании опытом.

Таким образом, Лейбниц был  близок в своих представлениях о  бессознательном к воззрениям Платона. Бессознательное по Лейбницу – это  зачатки знания, хранящееся в умах людей и способствующие их познанию.

Первую попытку строго материалистического объяснения бессознательного предпринял английский мыслитель, один из основоположников ассоциативной  психологии Дэвид Гартли (1705 – 1757), связавший бессознательное с деятельностью нервной системы. В системе Гартли нет мышления как процесса. Рассматриваются истины в науках, которые пассивно отражаются сознанием на основе механизма ассоциации. Новые мысли – это только новые комбинации старых простых идей или разложение сложных. По Гартли, от рождения в организме имеется набор первичных автоматизмов. Это движения, которые вызываются внешними раздражителями на основе врожденных готовых механизмов. Возбуждение каждого органа чувств всегда переходит в возбуждение соответствующей группы мышц.2

    1. Бессознательное в XIIX – XIX вв.

Немецкая классическая философия касалась в основном гносеологического аспекта бессознательного. И. Кант связывает бессознательное с проблемой интуиции, вопросом о чувственном познании (бессознательный априорный синтез). Иной характер обрело бессознательное у поэтов-романтиков и теоретиков романтизма, здесь оно воспринимается как глубинный источник творчества. А. Шопенгауэр выдвинул иррационалистическое учение о бессознательном. Его продолжателем выступил Э. Гартман, возведший бессознательное в ранг универсального принципа, основы бытия и причины мирового процесса. В XIX веке началась линия собственно психологического изучения бессознательного (И. Ф. Гербарт, Г. Фехнер, В. Вундт, Т. Липпс — Германия). Динамическую характеристику бессознательного вводит Гербарт (1824), согласно которому несовместимые идеи могут вступать между собой в конфликт, причём более слабые вытесняются из сознания, но продолжают на него воздействовать, не теряя своих динамических свойств.

 

  1. Бессознательное в психологии

Новый стимул в изучении бессознательного дали работы в области психопатологии, где в целях терапии стали применять специфические методы воздействия на бессознательное (первоначально — гипноз). Исследования, особенно французской психиатрической школы (Ж. Шарко и др.), позволили вскрыть отличную от сознательной психическую деятельность патогенного характера, не осознаваемую пациентом.

С психологической точки  зрения бессознательное - это ........

    1. Бессознательное по З.Фрейду

Экспериментальная разработка понятия бессознательного была начата З.Фрейдом, который показал, что многие действия, в реализации которых человек  не отдает себе отчет, имеют осмысленный характер и не могут быть объяснены за счет действия инстинктов. Им было рассмотрено, как та или иная мотивация проявляется в сновидениях, невротических симптомах, в творчестве.

По Фрейду человеческая психика  состоит из трёх психологических  субстанций: «Я» (Эго), «Оно» (Ид) и «Сверх-Я» (Супер-Эго). «Я» осуществляет исполнительные функции, являясь посредником между внешним и внутренним миром, как и между Ид и супер-Эго. Это та психическая инстанция, которая производит контроль над всеми своими частичными процессами; ночью она засыпает, но и тогда все еще управляет цензурой сновидений. «Оно» отображает бессознательный уровень психики. Функциональная важность «Я» выражается в том, что в нормальных случаях оно владеет подступами к подвижности. В своем отношении к «Оно» оно похоже на всадника, который должен обуздать превосходящего его по силе коня; разница в том, что всадник пытается сделать это собственными силами, а «Я» – заимствованными. Если всадник не хочет расстаться с конем, то ему не остается ничего другого, как вести коня туда, куда конь хочет; так и «Я» превращает волю «Оно» в действие, как будто бы это была его собственная воля.3 «Сверх-Я» - это моральные установки, совесть человека. Таким образом, «Сверх-Я» - это сверхсознание, «Я» - это сознание, а «Оно» - это бессознательное.

С бессознательным связано  выявление Фрейдом Эдипова комплекса. Он обозначает бессознательное сексуальное влечение к родителю противоположного пола и враждебное побуждение к родителю того же пола. Противоположность сознательного и бессознательного не находит применения по отношению к влечению. Влечение никогда не может быть объектом сознания, им может быть только представление, отражающее в сознании это влечение. Но и в бессознательном влечение может быть отражено не иначе как при помощи представления. Если бы влечение не связывалось с каким-нибудь представлением и не проявлялось как состояние аффекта, то мы не могли бы о нем ничего знать. И если мы все-таки говорим о бессознательном влечении или о вытесненном влечении, то это только безобидная небрежность выражения. Под этим мы можем понимать только такое влечение, которое отражено в психике бессознательным представлением, и ничего другого под этим не подразумевается.4

Бессознательное в наибольшей мере может проявлять себя лишь во сне, когда другие психологические  субстанции почти полностью отключены. Потому Фрейд считает, что толкование сновидений наиболее точно может  охарактеризовать личность, выявить  его потаённые желания, не искажённые деятельностью сознания. Также бессознательное проявляется в состоянии аффекта, когда «Я» и «Сверх-Я» притупляются.

 

 

    1. Бессознательное по К.Г.Юнгу

    1. Бессознательное по Ф.В.Бассину

  1. Бессознательное в культуре

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1http://ru.wikipedia.org/wiki/Учение_о_припоминании

2 http://www.psyworld.ru/for-students/cards/general-psychology/526-2008-11-10-19-10-39.html

3 Фрейд З. Я и Оно. – М.: Мерани, 1991.

4 З. ФРЕЙД. Основные психологические теории в психоанализе. Очерк истории психоанализа: Сборник. СПб.: "Алетейя", 1998. / Фрейд З. Бессознательное. С 151 - 193.

 


Информация о работе Бессознательное как психический феномен