Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 22:52, реферат
Бессознательное — совокупность психических процессов, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным считается всё, что не становится для индивида объектом осознания. Термин «бессознательное» широко употребляется в философии, психологии и психоанализе, а также в психиатрии, психофизиологии, юридических науках, искусствоведении. В психологии бессознательное обычно противопоставляется сознательному, однако в рамках психоанализа бессознательное и сознательное рассматривается как понятия разного уровня: многое из того, что относится к двум другим структурам психики (Я и Сверх-Я), также отсутствует в сознании.
В 20 веке помимо проблемы сознания и самоосознания встает проблема бессознательного. Это проблема наличия скрытых детерминант сознания, т.е. зависимости содержания сознания от объективных по отношению к нему факторов, не представленных в опыте самого сознания, а потому бессознательных.
Введение
Бессознательное по Фрейду
Бессознательное по Юнгу
Бессознательное по Фромму
Заключение
Библиографический список
Юнг предложил
нам великолепное видение этой
человеческой способности к
Посредством человеческой расы огромная бессознательная душа Природы постепенно сделала одну свою часть осознающей. Юнг верил, что Бог и все силы творения трудились в течение долгого времени, чтобы привнести сознание во вселенную, и что роль человеческих существ заключается в дальнейшем развитии сознания.
Человеческое
сознание развивается из
Юнг верил,
что в этой эволюции каждый
смертный играет свою
Каждый из
нас является микрокосмом, в
котором реализуются
Внутри бессознательного
каждой личности находится
Осознающая личность большинства людей вобрала в себя только малую часть этого «склада» сырой энергии. Только малая часть первоначального проекта была реализована на уровне сознания.
Внутренняя,
бессознательная модель
Точно так же истинная глубина и величие индивидуального человеческого существа не проявятся полностью до тех пор, пока основные элементы личности не покинут уровень потенциальных возможностей, находящихся в бессознательном, и не реализуются на уровне функционирующего сознания.
Каждый из
нас строит свою жизнь, возводи
В глубине бессознательного каждой личности создается план и основная структура жизни. Но для того, чтобы понять встроенный в нас полный потенциал возможностей, мы должны советоваться с бессознательным и взаимодействовать с ним, должны быть готовы к испытаниям и болезненным переменам, которые всегда связаны с внутренним ростом.
По Э. Фромму, значительную роль в организации человеческой жизнедеятельности играет "социальное бессознательное", являющее собой "вытесненные сферы, свойственные большинству членов общества" и содержащие то, что данное "общество не может позволить своим членам довести до осознания".
Непосредственные и опосредованные действия индивидуального, коллективного и социального бессознательного проявляются в диапазоне от элементарных психических актов до творчества и оказывают влияние на все стороны жизни людей в норме и патологии.
В современной психологии обычно выделяют несколько классов проявлений бессознательного:
1) неосознаваемые побудители деятельности (неосознаваемые мотивы и установки);
2) неосознаваемые механизмы
и регуляторы деятельности, обеспечивающие
ее автоматический характер (операциональные
установки и стереотипы автомат
3) неосознаваемые субсенсорные (подпорговые) процессы и механизмы (восприятия и пр.), 4) неосознаваемые социальные программы (ценности, установки, нормы и т. д.).
В психоанализе и постфрейдизме в качестве основных методов познания бессознательного (а также диагностики и терапии) используются: анализ свободных ассоциаций, анализ сновидений, анализ ошибочных действий повседневной жизни, исследование мифов, сказок, фантазий, символов и т. д.
Существующая фрагментарность
представлений о
Фромм широко использует понятие коллективного бессознательного. Он показывает, что открытые Фрейдом механизмы бессознательного определяют функционирование не только индивидуальной психики, но и массового сознания. Эти три феномена – коллективное бессознательное, идеология, массовое сознание, по Фромму, тесно переплетены, во многом даже тождественны. В них действуют одни и те же механизмы проекции, идентификации, рационализации, компенсации, реактивные образования. Идеология стоит при этом во враждебном отношении к разуму и совести.
Уже Юнг стал рассматривать сознание и бессознательное как равноправные и взаимодополнительные сферы. Двигаясь в том же направлении, Фромм отмечает, что не только бессознательное, но и сознание может быть асоциальным и аморальным, а также "несчастным", "рабским", "больным" и "иллюзорным". Сознание может скрывать истину и игнорировать справедливость не менее успешно, чем бессознательное. Вместе с тем, Фромм акцентирует культурную ценность коллективного, особенно, родового бессознательного, которое свободно от политической и моральной цензуры, сосредотачивает в себе опыт многих поколений, богатство языка, логики и фантазии. Через бессознательное человек укоренен в природе, космосе, истории. Бессознательное, по Фромму, представляет растение, животное, социум и культуру в человеке, его прошлое и будущее. Оно служит источником творческих и деструктивных влечений. Подобно сознанию, бессознательное включает в себя рациональные и иррациональные компоненты.
Хотя многие идеи Фромма не оригинальны, его отличает большая гибкость мышления, тонкая историческая интуиция, способность рассуждать о сложнейших вещах заинтересовано, доступно, на основе богатейшей эрудиции. Фромм, в отличие от Фрейда и Юнга, не настаивал на том, что он – только психолог. Он органично соединил психоанализ с этикой, антропологией и социологией.
Заключение
Психоанализ представляет
Бессознательное совокупность психических процессов, противопоставляемых сознательным действиям.
Основы учения о бессознательном заложены в теориях Фрейда и Юнга.
У Фрейда диспозиции, связанные с инстинктивными влечениями, побуждают желания и мотивы «Оно», стремящиеся к сознательному выражению, чему, однако, постоянно противодействуют иные силы, концептуализированные как «Я» и «Сверх-Я». Идея Фрейда о конфликте этих сил обозначила динамический подход к психическим процессам, который во многом опередил психологические воззрения его времени и повлиял на дальнейшее формирование и развитие науки.
Ученик Фрейда Юнг, помимо личного бессознательного, ввел понятие коллективного бессознательного, разные уровни которого идентичны у лиц определенной группы, народа, всего человечества. Также Юнг провел углубленную структуризацию личности, дополнив учение Фрейда, но в целом бессознательное также имеет биологическую природу с элементами социального.
Библиографический список