Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 17:56, статья
Статья Бердяева Н.А. «Человек и машина» бесспорно, актуальна и по сей день, представляя свою остроту проблематики техники в свете современности.
Работа изумляет своей новизной и безусловной причастностью к современному обществу, где технический аспект набирает обороты в своем влиянии и тотальном овладении сознанием индивидов. Здесь раскрывается личное понимание Бердяева на проблемы, связанные напрямую с техникой и современностью. Создается впечатление, что работа посвящена нашим дням, хотя написана в начале ХХ в.
Введение 2
1. Биография Н.А. Бердяева 3-4
2.Авторский стиль Бердяева 5-6
3. Н. А. Бердяев. Душа человека и техника. 7-8
4. Анализ текста Н.А. Бердяева «Человек и машина» 9-11
5. Собственное понимание 12
6. Заключение 13
7. Список литературы 14
В связи с этим Бердяев
говорит о сторонниках и
Бердяев использует следующие виды аргументов:
- аргументы к безличному авторитету.
- аргументы к авторитету.
- аргументы к логической возможности.
Для данного текста можно выделить следующие ключевые слова: глобализация, человек, машина, техника, наука.
В связи с прочитанным текстом встают следующие вопросы.
- Человек свободен и призван к активности, его реальность, как и его судьба, зависит только от него?
- Является ли человек существом духовным, в своей погоне за комфортом, за прибавочным продуктом, он забыл о том, кто он есть, каковы основания его бытия?
- Решает ли техника духовные проблемы?
- Но является ли она причиной?
На мой взгляд, Бердяев, вероятно, хотел примирить две реальности «техническую» и «органическую». Конечно же, т.к. техника является творением человека, она не может выступать причиной духовных проблем человечества. В них человек повинен сам. Но техника может коренным образом повлиять на сознание масс, и ввиду незащищенности человека от глобальности проблем он имеет то, что он имеет. В его воле изменение действительности. Бердяев предлагает выход из этой проблемы, предвидя будущие метаморфозы; он верит, что дух подчинит царство машин на благо человечеству, но человеку придется обратиться в интроспекцию, чтобы вновь обрести свое духовное начало. Только это может спасти его и освободить от зависимости машин.
Можно сделать вывод о том, что техника будет вновь подчинена человеку. В этом прослеживается ностальгия об утерянном рае, что соответствует христианскому видению Бердяева. Мечта об обретении утраченного… неизбежно закончится победой духа в человеческой истории. Цель прогресса, по мнению Бердяева, состоит именно в этом.
Трагедия состоит в том, что человек стал настолько зависим от машин, которые он же создал, что он предпочитает более комфорт, нежели сближение в социальной среде, где он чувствует себя достаточно одиноким. Машины постепенно вытесняют индивида, и в этом виден необратимый процесс цивилизации. Только духовный потенциал может вновь вернуть человека к свободе. «Путь окончательного освобождения человека и окончательного осуществления его призвания есть путь к Царству Божьему, которое есть не только Царство Небесное, но царство преобразованной земли, преобразованного космоса». (С.37)
Прочитав статью Н.А. Бердяева,
действительно первые мысли о
том насколько она современна
и актуальна по сей день.
В начале статьи Бердяев замечает, что
речь идет не только о технике, позволяющей
улучшить условия жизни, но и о технике
мышления, живописи, танца и др. Но далее
на протяжении всей статьи человеку противопоставляется
именно техника в первоначальном значении,
как техническое орудие, как средство
жизни. И именно о «подмене целей жизни
средствами жизни» так жалеет Бердяев,
говоря, что такая подмена уничижает человека,
делает его бездушным. Бердяев считает,
что человечество стоит перед основным
парадоксом: «без техники невозможна культура,
с нею связано самое возникновение культуры,
и окончательная победа техники в культуре,
вступление в техническую эпоху влечет
культуру к гибели». Невозможно с этим
полностью согласиться, поскольку в других
случаях техника позволяет донести эту
самую культуру в массы (радиоустройства,
телевизоры, MP3 плееры), являясь тем самым неким проводником
или посредником. С помощью техники создается
музыка, воспроизводится отснятое кино,
создается атмосфера в театре, издаются
газеты, журналы и т.д.
Еще один аспект современности из статьи,
ведь сегодня безработица со своими последствиями
стоит в одном ряду с бедностью и социальной
нестабильностью, как самые острые проблемы
глобального и национального масштабов.
Увлекшись рассуждениями о пагубном влиянии
техники на человека, автор углубляется
в философские размышления о времени и
его значении для человека. И в целом статья,
посвященная идее борьбы человека и техники,
насыщенна множеством философских терминов,
как бы еще раз подчеркивая, что вопрос
о технике стал в начале XX в. неразделимым
вопросом о судьбе человека и судьбе культуры.
Наука и техника сделали
революционный скачок в векторной истории, сделав тем самым
человека как господина Вселенной. Но
техника не может решить простых насущных
вопросов индивида. В этом она ему помочь
никак не может. И все же, обращая свой
взор к небу, человек чувствует свою дуальность:
он осознает свое величие и ощущает свою
слабость перед необъятной Вселенной.
Осознавая масштабы, человек понимает,
как мало он еще сделал и как много ему
еще хочется успеть. Техника является
для человека компенсацией того, что в
данный момент пока недостижимо. Трагедия
состоит в том, что человек стал настолько
зависим от машин, которые он же создал,
что он предпочитает более комфорт, нежели
сближение в социальной среде, где он чувствует
себя достаточно одиноким. Только духовный
потенциал может вновь вернуть человека
к свободе.
1. Бердяев Н. Человек и машина.
(Проблема социологии и
2. Википе́дия общедоступная мульт
3. Горохов В.Г., Розин В.М. Введение в философию техники. – М.: 1998.
4. Негодаев И.А. Философия техники: Учеб. пособие: [Для техн. вузов] / И. А. Негодаев. – Ростов н/Д.: ДГТУ, 1997 г.