Бердяев Н.А.

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 15:14, реферат

Описание работы

Николай Александрович Бердяев был одним из самых ярких и влиятельных русских мыслителей первой половины ХХ века, который написал сотни работ, посвященных различным философским, социологическим, политическим проблемам, проблемам искусства, морали.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

§1. Краткий биографический очерк………………………………………………...5

§2. Персонализм Бердяева. Центральное место проблемы свободы человеческой личности в его философии…………………………………………………………11

§3. Идея Богочеловека в концепции свободы личности…………………………14

§4. Творчество как реализация свободы, путь к гармонизации бытия…............18

Заключение……………………

Работа содержит 1 файл

контрольная работа №.doc

— 105.00 Кб (Скачать)

В произведениях писателя можно проследить связь между исключительным отношением Бердяева к творчеству и его достаточно пессимистическим отношением к действительности. Он пишет: «Творческий акт для меня всегда был трансцендированием, выходом за границу имманентной действительности, прорывом свободы через необходимость». «Творческий акт есть наступление конца этого мира, начало иного мира». Автор предупреждает, что может возникнуть иллюзия, что «результаты творческого акта могут быть совершенными в этом мире, могут нас оставлять и не притягивать к иному миру». Бердяев пишет, что совершенные продукты творчества «всегда говорят о мире ином, чем эта мировая действительность, и упреждают преображение мира». Очевидно особое отношение писателя к творчеству. «Творчество, - пишет он, - было для меня погружением в особый, иной мир, мир, свободный от тяжести, от власти ненавистной обыденности. Творческий акт происходит вне времени. Во времени лишь продукты творчества, лишь объективация. Продукты творчества не могут удовлетворять творца. Но пережитый творческий подъем, экстаз, преодолевающий различение субъекта и объекта, переходит в вечность». [2] «Творчество для меня не столько оформление в конечном, в творческом продукте, сколько раскрытие бесконечного, полет в бесконечность». [1] Бердяев понимает под творчеством «потрясение и подъем всего человеческого существа, направленного к иной, высшей жизни, к новому бытию». Именно в творческом опыте “раскрывается, что «я», субъект, первичнее и выше, чем «не-я», объект».

«Творчество не всегда бывает истинным и подлинным, оно может быть ложным и иллюзорным. Человеку свойственно и лжетворчество. Человек может давать ответ не на призывы Бога, а на призыв сатаны». «Подлинное же творчество человека должно в героическом усилии прорвать порабощающее царство объективации... и выйти на свободу, к преображенному миру, миру экзистенциальной субъективности и духовности, то есть подлинности, к царству человечности, которая может быть лишь царством Богочеловечности».

Можно сделать вывод, что, с одной стороны, творчество - это высшее проявление свободы, создающей из «ничто» подлинное и ценностное, с другой - процесс деобъективации затвердевшего в формах бытия, природы и истории. «Творчество всегда есть освобождение и преодоление. В нем есть переживание силы. ...Ужас, боль, расслабленность, гибель должны быть побеждены творчеством по существу есть выход, исход, победа». [1] Творчество - это откровение «я» Богу и миру, в нем оправдание человека, как бы ответный шаг на его пути к трансцендентному.

 

 

 


Заключение

 

Из данной работы можно сделать вывод о том, что Бердяев является одним из важнейших представителей русской философии. Суть философии Бердяева – «познание смысла бытия через субъект», т.е. человека. Исходным пунктом его философии является превосходство свободы над бытием. В одном ряду с ней находятся такие понятия, как творчество, личность, дух, Бог. Бытие раскрывается в человеке через человека.

Главная проблема философии Бердяева - смысл существования человека и в связи с ним смысл бытия в целом.

У Бердяева ключевая роль принадлежала свободе и творчеству («Философия свободы» и «Смысл творчества»): единственный механизм творчества — свобода. В дальнейшем Бердяев ввел и развил важные для него понятия: царство духа, царство природы, объективация — невозможность преодолеть рабские оковы царства природы, трансцендирование — творческий прорыв, преодоление рабских оков природно-исторического бытия.

Понятие «личность» понимается Бердяевым как неповторимая, уникальная субъективность. Через присущую ей свободу и возможность свободного творчества она направлена на созидание нового мира. История человечества предстает в виде процесса развития личностного начала человека, а сам он достигает наивысшего блаженства в единении с Богом в своем творческом акте, направленном на достижение высших божественных ценностей: истины, красоты и блага, на достижение нового бытия, нового, подлинного мира, царства Духа.

Личность - это ноуменальный центр мироздания, обнаруживаемый через выявление на проблему бесконечности и всеобъемлимости духа конкретного человека. Даже трансцендентное открывается в духе и через дух личности. Однако присущая ей свобода двойственна: она дана человеку и от Бога как просветленная свобода к добру, истине, красоте, вечности и от Божественного “ничто”, которое заключает в себе возможность зла и отпадение от Бога.

 

Творчество Н.А. Бердяева и сегодня вызывает большой интерес своими поисками смысла жизни и назначения человека, неустанным обоснованием ценностей свободного духа. Несмотря на некоторый налет утопизма, романтизма, не всегда оправданный радикализм, оно подкупает своей искренностью и внутренней взволнованностью. Бердяев глубже многих других заглянул в русскую душу. Он всегда оставался патриотом России и верил в ее национальное возрождение.


Список использованной литературы

 

1. Андреев, А.Л. Искусство, культура, сверхкультура. (Философия искусства Н.А. Бердяева)/ А.Л. Андреев - М.: Знание, 1991. – 64 с.

2. Барабанов, Е.Г. "Русская идея" в эсхатологической перспективе: [О наследии Н.А.Бердяева]/ Е.Г. Барабанов //Вопр. философии. - 1990. - №8.- 73 с.

3. Бердяев, Н.А. Автобиография. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых/ Н.А. Бердяев; С.П.б., - 1991.- №2. – 162 с.

4. Бердяев, Н.А. Война и кризис интеллигентского сознания: сила и насилие/ Н.А. Бердяев//Сов. лит.- 1990.- №7.- с. 106 - 116.

5. Бердяев, Н.А. Русская идея. "Вопросы философии", 1990, № 1-2.

6. Бердяев Н.А. Русская революция и мир коммунистический://Социол. исслед.- 1990. - №10. - с. 86-103.

7. Бердяев Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии). М.: “Книга”, 1991.

8. Бердяев Н.А. Смысл истории. М.: “Мысль”, 1990.

9. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: “Правда”, 1989.

10. Бердяев Н.А. Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. Критический этюд о Н. К. Михайловском. СПб. 1901. С. 62 – 63.

11. Русская философия. Словарь. Под ред. Маслина М.А. М.: “Республика”, 1995.

12. Современная философия: словарь и хрестоматия. Под ред. Кохановского В.П. Ростов-на-Дону: “Феникс”, 1996.

13. Философский энциклопедический словарь. Москва «Советская энциклопедия» 1983.

14. Шрейдер Ю.А. Свобода как творческая ориентация в мире. "Вопросы философии", 1994, № 1.

 

 

 

24

 



Информация о работе Бердяев Н.А.