Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 21:33, реферат
Барух Спиноза (известное написание его имени Бенедикт – латинизированная версия его подлинного имени) является одним из наиболее ярких мыслителей школы рационализма. Он жил с 1632 по 1677 год, во времена расцвета рационалистической философии. Хотя его наследие не так богато, как, например, наследие Рене Декарта, но немногие его работы отличаются великолепной продуманностью и четкой структуризацией. Последовательный сторонник применения разума и логики во всех отраслях человеческой мысли, он сумел использовать доказательственный подход, применяемый обычно в математическом изложении даже в своих философских работах.
1) Жизненный путь и работы Бенедикта Спинозы
2) Понятие Бога в работах и жизни Спинозы.
3) Развитие философской системы
4) Основные принципы философии Спинозы
5) Философия и этика
6) Заключение
7) Список литературы
Рассматривая, каким путем приходит Спиноза
к разрешению вопроса о нравственности,
мы заметим, что его монизм оказывает свое
влияние и на разрешение этой проблемы.
Нравственность не противополагается
природе; нравственная жизнь не противоречит
естественной; нравственность не состоит
в подавлении своей естественной природы;
напротив, нравственная жизнь есть высшее
проявление естественного свойства не
только человека, но и всех тел природы,
а именно стремления к самосохранению.
Нравственность не только не требует подавления
этого стремления, но есть это самое стремление
в сильнейшей степени. Мудрец стремится
к самосохранению в гораздо большей степени,
чем все прочие люди; он хочет проявить
свою активную сторону и не зависеть от
внешних тел, или же свести их влияние
к минимуму. Он стремится к наивысшему
могуществу; стремится к самосохранению
не только физическому, но и нравственному;
больше того, он стремится, чтобы большая
часть его существа стала бы вечной; для
этого он старается подавить свои страсти,
но подавить их не в аскетическом смысле,
а лишь только в том смысле, чтобы победить
их сильнейшей страстью, любовью к Богу.
Таким образом, любовь к Богу есть высшее
проявление стремления к самосохранению;
достигается же она жизнью согласной правилам
разума. Так незаметно, со ступеньки на
ступеньку, мы от факта, присущего всем
телам природы, .стремления к самосохранению,
доходим до высшего идеала, до блаженства,
состоящего в интеллектуальной любви
к Богу. Идеал так выводится из действительности,
что удивляешься тому, что он еще не достигнут
всеми. Из стремления к самосохранению
геометрическим путем, математически
выводится любовь к Богу. И хотя сам Спиноза
признает, что путь к добродетели крутой,
и поэтому достигнуть блаженства очень
трудно и удается лишь немногим, но из
его. понимания человеческой природы это
не вытекает. Напротив, в «Этике» действительно
математически из свойств человеческой
природы выводится достижение блаженства.
Для того, чтобы понять это противоречие,
обратимся к тому, как понимает Спиноза
человеческую природу; мы увидим, что в
его психологии господствует рационализм
и интеллектуализм. Он не только убежден,
что всякая страсть может быть познана,
но и в том, что это познание ее убивает
самую страсть. Дело в том, что он не знает
деления психической жизни на ум, чувство
и волю и на лежащие в их основе эмоции.
Для него вся психическая жизнь сводится
к представлениям; смутные представления
суть чувство; ясные представления - познание;
воля и познание суть одно и то же; нет
воли, существуют только отдельные акты
отрицания и утверждения, заключающиеся
в идеях. Следовательно ясно, что человек,
достигший познания, достиг всего и нравственного
совершенства, и блаженства, и свободы
от страстей. Единственная добродетель
есть ясное познание; только поступки,
руководимые познанием, добродетельны.
Поступки же, вытекающие из чувства, т.е.
из смутных представлений, не могут быть
добродетельны. Поэтому, такие чувства,
как раскаяние и сострадание, вредны, потому
что они не согласны с ясным познанием;
кроме того, они противоречат и стремлению
к самосохранению, так как связаны с чувством
неудовольствия, следовательно уменьшают
способность человека к самосохранению.
Поэтому для него нет и отдельных категорий
нравственных переживаний, отличающихся
особым психическим характером, а нравственность
есть вывод, следствие ясного познания.
Поэтому, хотя в его «Этике» есть ряд правил
в духе христианской морали, например,
отвечать на ненависть любовью, но это
не будут нравственные переживания в нашем
смысле, так как эти правила суть следствия
разумной жизни. Для мудреца ненависть
есть вообще представление, соединенное
с чувством неудовольствия, а потому вредное;
поэтому же вредно и сострадание. Отдельной
категории нравственных переживаний,
с особым оттенком должного в «Этике»
нет. Есть только смутные и ясные представления.
Этот интеллектуализм характерен для
«Этики» он делает возможным выведение
нравственной жизни из естественной, выводит
все из принципа разумного эгоизма; мудрец
живет в мире и согласии с другими людьми,
отвечает на ненависть любовью, но все
это потому, что отвечает принципу разумного
эгоизма. Поэтому у Спинозы нет и особых
общественных чувств, обязательных для
человека. Общество есть просто результат,
слияние в одно целое отдельных личностей.
Но исходит его философия из существования
отдельного человека. Задача «Этики» -
как достигнуть блаженства отдельному
человеку. Цель -- высшее самосохранение;
путь - ясное познание; следствие же блаженной
жизни есть мир и согласие между людьми.
Человек стремится к интеллектуальной
любви к Богу; но следствием этого стремления
есть жизнь в согласии с другими людьми.
Другие люди рассматриваются с такой же
точки зрения, как и все окружающие тела
природы. Согласие с ними полезно, а раздор
вреден; нет ничего полезнее для человека,
чем другой человек, руководимый правилами
разума. Поэтому мудрец стремится, чтобы
благо, которым он обладает, стало доступным
всем; стремится просветить других людей,
помочь им в их борьбе со страстями и с
природой. Но все это следствия его стремления
к блаженству, которая составляет истинную
цель его жизни. Все построение «этики»
исходит из этого предположения; вся ее
задача есть освобождение от страстей
и достижение блаженства. Об этом же свидетельствует
и предисловие к «Трактату об усовершенствовании
разума», где Спиноза доказывает, что единственное
настоящее благо есть познание, а освобождение
от страстей состоит в чувстве соединения
с природой. В этом предисловии поставлена
задача: как достигнуть соединения с природой.
«Этика» дает ответ: интеллектуальная
любовь к Богу есть следствие ясного познания.
В своем учении о природе Бога Спиноза раскрывает природу Бога (как субстанции) и его свойства-атрибуты. К последним он относит::
*** то, что он необходимо существует; ·
*** то, что он един;
*** то, что он существует и действует только по причине заключенной в нем самом;
*** то, что он составляет свободную причину всех вещей, причем причину
имманентную;
*** то, что все существует в боге и зависит от него;
*** то, что без него ничего не может существовать, ни быть представлено;
*** то, что все предопределено, причем не из свободы божественной воли, а из абсолютной природы бога, т.е. его абсолютного могущества.
Логическим следствием из атрибутов Бога
он считает существование модусов. Данные
модусы суть бесконечные воплощения исходной
субстанции-бога и составляют чувственный
мир. Человека Спиноза рассматривает
как один из модусов, который обладает
повышенным содержанием разума, и единственный
из модусов, может достигать определенной
свободы путем осознания необходимости
собственного поведения. Стремление
к антропоцентризму, свойственное человеку,
может привести к ошибочному восприятию
действительности и возникновению суеверия.
К таким суевериям Спиноза относит все
господствовавшие в то время религии,
считая их необоснованными плодами человеческого
воображения. Он выступает за развитие
особой религии, которая была бы порождением
мудрости, т.е. разума, приложенного
к пониманию природы Бога.