Бенедикт Спиноза и его учения

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 17:35, контрольная работа

Описание работы

Хотя его наследие не так богато, как, например, наследие Рене Декарта, но его работы отличаются великолепной продуманностью и четкой структуризацией. Он был последовательным сторонником применения разума и логики во всех отраслях человеческой мысли, он сумел использовать доказательственный подход, применяемый обычно в математическом изложении даже в своих философских работах. Он был мужественным человеком и гениальным философом, поэтому его произведения составляют в наше время неотъемлемую часть истории мировой философии. Цель моей работы доказать это.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………..3
1.Историческая справка………………………………………………………………...4
1.1Жизненный путь и работы………………………………………………………….4
1.2Основа и развитие философской системы……………………………………..7
1.3Посмертное влияние Спинозы……………………………………………………8
1.4Материализм и атеизм Спинозы……………………………………………….....9
2.Философская концепция Спинозы………………………………………………..11
2.1Картина мира………………………………………………………………………..11
2.2Учения о Боге. Детерминизм Спинозы…………………………………………14
2.3Учение о человеке………………………………………………………………….15
2.4Предрассудки людей в их понятии Бога……………………………………….19
Заключение……………………………………………………………………………...21
Список использованных источников и литературы……………………………...22

Работа содержит 1 файл

философия.Б.Спиноза и его философское учение.docx

— 81.98 Кб (Скачать)

 

Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………………………..3

1.Историческая справка………………………………………………………………...4

1.1Жизненный путь и работы………………………………………………………….4

1.2Основа и развитие философской системы……………………………………..7

1.3Посмертное влияние Спинозы……………………………………………………8

1.4Материализм и атеизм Спинозы……………………………………………….....9

2.Философская концепция Спинозы………………………………………………..11

2.1Картина мира………………………………………………………………………..11

2.2Учения о Боге. Детерминизм Спинозы…………………………………………14

2.3Учение о человеке………………………………………………………………….15

2.4Предрассудки людей в их понятии Бога……………………………………….19

Заключение……………………………………………………………………………...21

Список использованных источников и литературы……………………………...22

 

 

 

                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

 

 

Бенедикт Спиноза  является  одним  из  наиболее  ярких  мыслителей  школы рационализм и представителей века Научного прогресса. Он жил с 1632 по  1677 год, во времена расцвета рационалистической философии. Хотя его наследие  не так богато, как, например, наследие Рене Декарта, но его  работы  отличаются великолепной   продуманностью   и    четкой    структуризацией.    Он   был последовательным сторонником применения разума и логики  во  всех  отраслях человеческой  мысли,  он  сумел  использовать   доказательственный   подход, применяемый обычно в  математическом  изложении  даже  в  своих  философских работах. Он был мужественным человеком и гениальным философом,  поэтому  его произведения составляют в наше  время  неотъемлемую  часть  истории  мировой философии. Цель моей работы доказать это.

Рассматривая философские произведения  Спинозы,  невозможно  игнорировать условия, в которых развивался его  научный  талант,  как   и те  условия,  в которых    ему приходилось    работать. Поэтому я разделила свой  реферат на   две части: «Историческая справка» и «Философская концепция Спинозы». В  первой части я    расскажу о  биографии философа,  об  основных  этапах  развития  его философской системы  и о  влиянии, которое оказали на него другие  философы  и которое он     оказал на своих современников и последователей. Во  второй  части я обозначу  и раскрою   основные  положения философской концепции Спинозы: общая картина мира, учение о Боге и учение о человеке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Историческая справка

 

 

1.1 Жизненный путь и работы

 

 

SPINOZA,     Benedict(us)   (de)  [лат.; рус.  Бенедикт/Барух (де) Спиноза;  исп.Bento d'Espinoza;    Baruch Spinoza]      (24 ноября 1632,  Амстердам   -    21  февраля1677, Гаага).

Предки философа жили в Португалии и носили фамилию Эспиноз,    днако  из-за      преследований   евреев инквизицией   они    покинули  эту страну  (1598),  сменив фамилию на Spinoza. После завоевания Нидерландами независимости в войне с Испанией  (1621),    они переехали в Амстердам   (1622),   поселившись   на     Waterlooplein,  40.     Михаэль Спиноза -  отец    Баруха  -   занимал почетную Должность   в еврейской   общине в то время, но не  обладал большим достатком. Он   был     трижды женат и имел трех детей - двух дочерей и сына (Ребека,  Мирьям и    Барух    от второго брака). Мать  мальчика умерла,  когда Баруху  было  всего шесть лет.

Бенедикт     родился   в Амстердаме 24 ноября 1632 года. Своё  обучение он начал   в       еврейском     шестиклассном училище,  которое   готовило  раввинов. Основными    предметами   были древнееврейский   язык,  богословие;   изучались  работы     Ибн,  Маймонида,  Крескаса     итд.    Училище   было   известно   своими преподавателями и хорошей  библиотекой. Уроки латыни и,  возможно,  немецкого  Спиноза    брал   у   немца     Фельбиндера.    (К тому  времени Спиноза уже знал испанский   и    португальский  -  как языки своего отца;   голландский от    своего окружения;   немного французский и итальянский).    В училище Спиноза проявил себя как очень способный ученик.

После смерти отца в 1654,  Спиноза  познакомился  с  доктором  Daniel  de Prado, высказывавшем   «неортодоксальные»    мысли    о природе  Бога,  ангелах,бессмертии      души, и  сблизился  с  коллегиантами.  Постепенно,  в результате   своих        занятий,  Спиноза  отошёл  от  ортодоксального   иудаизма.   Стараясь заставить    его   отказаться   от  высказывания   своих   взглядов,  ему предлагали деньги     (ежегодная пенсия в 1 000 флоринов),   покушались на его жизнь. В 1655 Спинозу обвинили в ереси перед Трибуналом Конгрегации.

Историк Артур Герцберг в свое  время назвал  Бенедикта Спинозу первым современным евреем, потому что Спиноза первым вышел из еврейской  общины  не для      того,     чтобы     перейти в христианство.  «В  системе Спинозы,  — писал еврейский  философ   Луис Якобе, — Бог и природа рассматриваются как разные названия    одного   и    того  же. Бог не существует за пределами  или  отдельно  от природы. Он    не создал    природу, но Сам есть природа. Эта  доктрина  столкнула Спинозу      как с     иудаизмом, так и с христианством.  Абсурдно  приписывать  Богу такие атрибуты, как воля и разум, — это все равно , что требовать от  Сириуса, чтобы он лаял       только    потому, что  люди  назвали  его  Собачьей  звездой»1.

Спиноза  стремился создать   этическую систему, основанную на разуме,  а  не  на сверхъестественном откровении.

  27 июля  1656  Спиноза подвергся великому  отлучению в Амстердамской синагоге   и   изгнанию из сефардской общины. После он провёл  несколько  недель (возможно,  месяцев)   в Оверкерке -  деревне   к югу от Амстердама,   а затем возвратился в Амстердам.

  Отлучение  23-летнего   Спинозы  раввинами  Амстердама   было   следствием отрицания им ангелов, бессмертия души и  Божественного  происхождения  Торы.

Руководители общины  предупредили  Спинозу,  чтобы  он  отказался  от  своей ереси, но когда он не  подчинился,  издали  запрещение:  “Будь  он  проклят,

когда он выходит, и проклят, когда входит. Пусть Бог не прощает  его  грехов. Пусть Бог гневается и сердится на этого человека  и обрушит на  него  все проклятия, которые  записаны  в  Торе.  Пусть  Бог  вычеркнет  его  имя  под небесами и пусть Бог уничтожит его и выбросит  из  колен  израильских...”2

Отлучение (на иврите — херем) Спинозы было  абсолютным.  Ни  один  еврей  не должен был иметь с ним дела, говорить с ним или стоять ближе  четырех  шагов от  него.  После  херема,  по-видимому,  Спиноза  больше  уже   никогда   не разговаривал ни с одним евреем.

  Исключенный из еврейской  общины, Спиноза изменил свое  имя  на  латинский эквивалент - Benedict (буквально: «делающий хорошее»).  В 1656-1660  гг.  в школе Ф. ван ден Эндена, где он помогал учить детей,  Спиноза улучшил свои познания в лытыни, изучил основы греческого,  введение  в неосхоластическую философию, естественные науки. Здесь же  он  познакомился  с  работами  Ренэ Декарта (по другим данным  еще  в  1651,  в  любом  случае,  окружавшие  его коллегианты были заинтересованы в картезианстве), что во  многом  определило его взгляды в области философии.

  Вокруг него сгруппировался  кружок преданных ему друзей  и  учеников  (круг которых позже Спиноза  из  соображений  осторожности  расширял  неохотно)  - Симон де Врис, Людвиг Мейер, Брессер, фон Шуллер, Ярих Иеллес, Ян  Риувертц.

  В 1660 Амстердамская  синагога официально запросила   муниципальные  власти осудить Спинозу как «угрозу благочестию  и  морали»,  и  последний  вынужден покинуть Амстердам, поселившись в Рийнсбурге - деревне близ  Лейдена  (в то время центре коллегиантов), в доме хирурга Германа Хомана.  На  жизнь себе  Спиноза зарабатывал  шлифовкой  линз,  (это  было  не  трудно  учитывая  его теоретическую подготовку в области математики и физики) и рисованием.  Здесь он написал такие произведения, как «Краткое рассуждение о Боге,  человеке  и его счастье», «Трактат об усовершенствовании разума», бульшую  часть «Основ философии Декарта»  и  первую  книгу  «Этики»,  содержащую  учение  о  бытии (первоначальное название -  «О  боге,  о разумной  душе  и высшем  счастье человека»), которая должна была, соответственно,  состоять  из  3  частей  и быть изложена в виде диалога.

  В  июне  1663  Спиноза   переехал  в  Воорбург,  близ  Гааги.  В 1664  он опубликовал в  Гааге  «Основы  философии  Декарта»  (единственное  сочинение изданное за подписью  Спинозы  при  его  жизни)  вместе  с  «Метафизическими размышлениями». Первый документ, свидетельствующий о  сложившемся  мнении  о Спинозе как об атеисте, относится к  1668,  когда  некоего  Адриана  Кербаха допрашивали  относительно  его  знакомства   с   философом.   Опубликованный анонимно в Амстердаме «Теолого-политический  трактат»  (1670)  лишь  укрепил это мнение. От серьезных преследований Спинозу  спасало  то,  что  во  главе государства стояли братья де Витт,  благосклонно  относившиеся  к  философу. Параллельно с трактатом  (и  во  многом  для  него)  он  написал  «Еврейскую грамматику».

  В мае 1670 Спиноза  переехал в Гаагу (с 1671 живя  в  Paviljoensgrachts  - сейчас Domus Spinozana), где остался вплоть до своей смерти. В 1673  Спиноза отказался от приглашения пфалцского курфюрста занять  кафедру философии в Гейдельбергском университете, аргументируя это боязнью потерять  свободу в высказывании  мыслей.  В  1675  он  закончил  «Этику»  -  труд,  который   в систематизированной форме содержит все основные положения его философии,  но после того как в 1672  братья  де  Витт  «потеряли  власть»  (были  убиты  в результате государственного переворота), он  не  решился  опубликовать  его, хотя рукописные копии ходили  в  кругу  ближайших  друзей.  В  1675  Спиноза познакомился  с  немецким  философом  Э.В.  фон   Чирнгаусом,   а   в   1676 остановившейся в Гааге Г.В.Л. Лейбниц часто посещал Спинозу.

  В воскресенье 21 февраля  1677 Спиноза умер  от  болезни   легких,  которой страдал в течение  20  лет  (ему  было  44  года).  После   описи  имущества (которое включало 161 книгу) и его распродали, а часть документов,  в том числе, и часть переписки уничтожили. Друзья  философа  издали  в  Амстердаме посмертно Opera Posthuma на латинском языке (1677) и в голландском  переводе Nagelate  Schriften,  (1678),  что в переводе  на  русский язык  означает «Оставленные письмена».

 

 

1.2 Основа и развитие философской системы

 

 

 В его философской  системе Спинозы незаметно резких  скачков, он достаточно последователен в своих убеждениях. Достаточно сравнить  «Краткий  трактат  о природе Бога, Человека и его счастья» и «Этику», чтобы увидеть, что  в  этих двух книгах, несмотря на разделяющие их более  чем  15  лет,  основные  идеи Спинозы принципиально не изменились, хотя и пробрели большую выверенность  и структурированность. Характерной особенностью метода  Спинозы  являлось  его стремление к четкой формализации рассуждений и доказательств.  Он  стремился сделать философию такой же точной наукой, как была в  его  время  геометрия.

Не случайно, что в названиях  его  книг  так или иначе часто присутствуют

слова  «геометрический  способ  доказательства».  Это  касается  как  «Основ философии  Декарта,  доказанные  геометрическим  способом»,  так  и  «Этики» (Полное название начинается со  слов  «Этика,  доказанная  в геометрическом порядке…»).

  Cвязь философии Спинозы с картезианством настолько очевидна,  что долгое время   рационалистическое   учение   Ренэ   Декарта   рассматривалось   как единственный ее источник. Не случайно, что одна из 6 крупных  работ  Спинозы посвящена   доказательству   идей   Декарта.   Спиноза   был   его   младшим современником и просто не мог не испытать значительного  влияние  мыслителя.

Поднимаемые  им  вопросы   могут   рассматриваться   как   попытки   решения картезианских положений, а его учение - как, с одной стороны, разработка,  с другой, - реакция на эту влиятельную философию.  «Несомненно,  что  из  всех ближайших последователей Декарта он был самым оригинальным, и  ему  пришлось сыграть в дальнейших судьбах философии такую роль, как никому» -  пишет Радлов.

  «Основы философии  Декарта» содержат введение, поясняющее, что Спиноза  не всегда разделяет взгляды, изложенные в  книге.  Принимая  физику  Декарта  в целом (хотя и  выражая  некоторую  неудовлетворенность  к  концу  жизни),  в картезианской метафизике он находил  три  неудовлетворительных  особенности: трансцендентность (т.е. нахождение вне мира) Бога; дуализм души  и  тела;  и приписывание свободы воли Богу и человеку (последнюю и сам Декарт  признавал чудом, наряду с вещью из ничего и Человеком-Богом3) - эти доктрины  делают мир непостигаемым . В отличие от Декарта, который основное внимание  уделял методу, Спиноза интересовался больше применением этого метода для  получения знаний об окружающем мире и рассуждениям по поводу этого мира.

  Искались и другие  источники. Теолог Буддеус в «О спинозизме до  Спинозы», пытается проследить традицию, идущую от античности. Взгляды  Спинозы  близки к  стоическому  учению.  Безусловно   «родственной»   философской   системой является учение итальянского пантеиста Дж. Бруно. Иоэль  стал  указывать на зависимость Спинозы от  еврейской  философии,  в  частности,  от  учения  Х. Крескаса. Затем стали указывать и на  некоторую связь его философии с аверроизмом, с Маймонидом -  ссылки  на  Маймонида  имеются и в переписке Спинозы, и в «Этике», Л. Абарбанелем. Фрейденталь впервые указал на то,  что Спиноза был знаком со  схоластическими  учебниками  философии  (например,  с Суаресом) и что некоторые его определения заимствованы  из  схоластической философской  литературы.  Влияние  схоластики  особенно  ощутимо  в   ранних произведениях  -  «Кратком  трактате  о  Боге,  человеке  и  его   счастье», «Метафизических мыслях».

Информация о работе Бенедикт Спиноза и его учения