Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 15:13, реферат
Цель данной работы – анализ трактата «О количестве души» Аврелия Августина.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
1) рассмотреть биографические данные философа Аврелия Августина;
2) дать характеристику трактату Аврелия Августина «О количестве души».
Введение 3
1. Творческий путь философа 4
2. Августин о душе в трактате «О количестве души» 7
Заключение 10
Список литературы 11
Введение
1. Творческий путь философа
2. Августин о душе в трактате «О количестве души»
Заключение
Список литературы
Цель данной работы – анализ трактата «О количестве души» Аврелия Августина.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
1) рассмотреть биографические данные философа Аврелия Августина;
2) дать характеристику трактату Аврелия Августина «О количестве души».
На наш взгляд, выбранная нами тема является актуальной, так как Аврелий Августин – это виднейший христианский философ, который заложил основы христианской догматики, и развил учение о боге и человеке. Именно в это учение вписывается его рассуждение о душе и ее свойствах и стремлении к богу, которое изложено в трактате «О количестве души».
Объект работы – философия.
Предмет работы – трактат Аврелия Августина «О количестве души».
Работа состоит из введения, двух параграфов, заключения и списка литературы.
Аврелий Августин (лат. Aurelius Augustinus; 354—430) — Блаженный Августин, Святитель Августин — епископ Гиппонский, философ, влиятельнейший проповедник, христианский богослов и политик. Святой католической и православных церквей (при этом в православии обычно именуется с эпитетом блаженный — Блаженный Августин, что, однако, является лишь наименованием конкретного святого, а не более низким ликом, чем святость, как понимается этот термин в католицизме). Один из Отцов Церкви, основатель августинизма. Родоначальник христианской философии истории. Христианский неоплатонизм Августина господствовал в западноевропейской философии и католической теологии до XIII века, когда он был заменён христианским аристотелизмом Альберта Великого и Фомы Аквинского. Некоторая часть сведений об Августине восходит к его автобиографической «Исповеди» («Confessiones»). Его самый известный теологический и философский труд — «О граде Божием»[1].
Через манихейство, скептицизм и неоплатонизм пришёл к христианству, учение которого о грехопадении и помиловании произвело на него сильное впечатление. В частности, он защищает (против Пелагия) учение о предопределении: человеку заранее предопределено Богом блаженство или проклятие, но это сделано им по предвидению человеческого свободного выбора — стремление к блаженству, или отказ от него. Человеческая история, которую Августин излагает в своей книге «О граде Божием», «первой мировой истории», в его понимании есть борьба двух враждебных царств — царства приверженцев всего земного, врагов Божьих, то есть светского мира (civitas terrena или diaboli), и царства Божия (civitas dei). При этом он отождествляет Царство Божие, в соответствии с его земной формой существования, с римской церковью. Августин учит о самодостоверности человеческого сознания (основа достоверности есть Бог) и познавательной силе любви. При сотворении мира Бог заложил в материальный мир в зародыше формы всех вещей, из которых они затем самостоятельно развиваются.
Первоначальным своим образованием он обязан матери, христианке Св. Монике, умной, благородной и благочестивой женщине, влияние которой на сына, однако, нейтрализовалось отцом-язычником. В молодости Августин был настроен самым светским образом и, живя в Мадавре и Карфагене для изучения классических авторов, весь отдавался вихрю наслаждений. Жажда чего-то высшего пробудилась в нём лишь после чтения «Hortensius» Цицерона. Он набросился на философию, примкнул к секте манихеев, которой оставался верным около 10 лет, но не найдя нигде удовлетворения, чуть не пришёл в отчаяние; и лишь знакомство с платонической и неоплатонической философией, ставшей ему доступной благодаря латинскому переводу, на время дало пищу его уму. В 383 г. он отправился из Африки в Рим, а в 384 г. — в Милан, чтобы выступить здесь в качестве учителя красноречия. Здесь, благодаря местному епископу Амвросию, он ближе ознакомился с христианством, и это обстоятельство, в связи с чтением посланий апостола Павла, произвело радикальную перемену в его образе мыслей и жизни. Этому событию Католическая церковь посвятила даже особый праздник (3 мая). На Пасху 387 г. Августин вместе со своим сыном принял крещение от руки Амвросия. После этого он возвратился в Африку, предварительно распродав всё своё имущество и почти совершенно раздав его бедным. Некоторое время он провёл в строгом уединении главою духовной общины в 391 г., вступив в духовное звание с саном пресвитера, занялся деятельностью проповедника и в 395 г. был посвящён в епископы в Гиппоне[2].
Августин умер 28 августа 430 г., во время первой осады Гиппона вандалами.
Обычно философское становление Августина делят на три этапа[3]:
1) Первый этап (386—395), характерно влияние античной (преим. неоплатонической) догматики; отвлеченность и высокий статус рационального: философские «диалоги» «Против академиков» (то есть скептиков, Contra academicos, 386 г.), «О порядке» (De ordine, 386 г.; первый труд, в котором дано обоснование семи свободных искусств как подготовительного цикла для изучения философии), «Монологи» (Soliloquia, 387 г.), «О жизни блаженной» (De Beata Vita, 386 г.), «О количестве души» (388—389 гг.), «Об учителе» (388—389 гг.), «О музыке» (388—389 гг.; содержит знаменитое определение музыки Musica est ars bene modulandi с подробным толкованием; пять из шести книг против того, что обещает заглавие, трактуют вопросы античного стихосложения), «О бессмертии души» (387 г.), «Об истинной религии» (390 г.), «О свободной воле» или «О свободном решении» (388—395 гг.); цикл антиманихейских трактатов. Часть трудов раннего периода также именуют кассициакскими, по названию загородного дома неподалёку от Медиолана (Cassiciacum, это место в нынешней Италии называется Casciago), где Августин работал в 386—388 гг.
2) Второй этап (395—410), преобладает экзегетическая и религиозно-церковная проблематика: «О книге Бытия», цикл толкований к посланиям апостола Павла, моральные трактаты и «Исповедь», антидонатистские трактаты.
3) Третий этап (410—430), вопросы о сотворении мира и проблемы эсхатологии: цикл антипелагианских трактатов и «О граде Божьем»; критический обзор собственных сочинений в «Пересмотрах».
Трактат «De quantitate animae» - «О количестве души» построен в духе диалогов Платона. Августин рассуждает со своим собеседником Еводием о том, что есть душа, зачем она человеку, какой она должна быть, что есть бог.
Душу Августин понимает чисто спиритуалистически, рассуждая в духе идей Платона. Душа, как пишет Августин в «О количестве души» «не есть ни земля, ни вода, ни воздух, ни огонь, ни соединение всех этих элементов или также некоторых из них»[4]. Философ видит человеческую душу как нематериальную сущность, как бестелесное образование. При этом он считает, что человеческая нематериальная душа находится в теле человека, которое вынуждено быть материальным, и здесь возникает проблема их взаимодействия, но сам Августин не может дать ответа на вопрос их взаимного сосуществования.
Душа, по его мнению, это некая самостоятельная субстанция внутри человека, но она не может обладать телесностью, и даже видом тела. В душе как таковой нет ничего материального, но она обладает функциональностью - имеет функцию мышления, воли, памяти, но не имеет ничего общего с биологическими функциями. Душа совершенна, и именно в этом ее основное отличие от тела человека. Такое понимание ранее бытовало и в греческой философии, но именно Августин стал первым, кто причислил совершенство к достоинствам, данным богом, и тем самым приблизил душу к богу и дал ей бессмертие.
Августин считает, что человек лучше знает свою душу, чем тело, так как знание о душе является данным свыше и определенным, в то время как знание о теле неопределенно и является сугубо земным.
Именно душа может познать бога, в то время как тело стремится воспротивиться этому познанию. Поэтому, по мнению Августина, превосходство души над телом требует, чтобы человек заботился о душе, подавлял чувственные наслаждения. Он рассматривает душу как «разумную субстанцию, приспособленную для управления телом»[5].
В сочинении «О количестве души» Августин перечисляет семь стадий или степеней (gradus), которые обычно проходит душа на пути к духовному созерцанию. Созерцание он понимает как истинную премудрость совершенной любви - в радости единения с Богом. Латинское слово quantitas имеет четыре значения: количество, объем, сумма, сила. Некоторые исследователи переводят название этого труда "О количестве души" по-другому: "О степенях (ступенях?) души" или "О стадиях души".
Первые три стадии душевного пути относятся, по мнению Августина, к органическому, чувственному и рациональному уровням человеческой жизни.
Первая ступень - одушевление (animatio), ощущение жизни, соотносимое с растениями. Вторая ступень - чувство (sensus), связанное с ощущениями, которые присущи животным (в том числе с образами памяти и сновидениями). Третья ступень - искусство (ars), некий творческий потенциал души, способность к искусствам и наукам, которая есть у всех людей.
Но настоящее продвижение души сформировавшегося христианина к совершенству божьему начинается на четвертой стадии - стадии добродетели (virtus), сопровождаемой нравственным очищением; душа именно здесь только начинает осознавать себя чистой, нравственной, полностью лишенной всего телесного.
Пятая стадия называется покоем (tranquilitas), то есть, олицетворяет собой умиротворение, наступающее благодаря укрощению чувственных человеческих телесных страстей и устремленности к Богу. Шестая стадия – это так называемое вступление души в Божественный Свет (ingressio in lucem), когда душа старается проникнуть в Божественное; если ей это удается, она входит в седьмую и последнюю стадию - стадию созерцания истины (contemplatio), обретения вечного соединения и вселения в обитель (mansio).
Эта последняя стадия представляет собой подлинно мистическое созерцание.
И здесь Августин приходит к пониманию религии, как высшей степени выражения бога. Он считает, что «высочайший и истинный бог нерушимым и неизменным законом подчинил тело душе, душу себе, а через это и все – себе; и не оставляет души ни в каком действии ее или наказанием, или наградой»[6]. При этом Августин пишет, что душе дано свободное воление. «Но свободное воление дано душе не так, чтобы, предпринимая что-либо, она ниспровергла в какой-нибудь части божественный порядок и закон. Ибо дано оно мудрейшим и непобедимейшим Господом всякой твари. Но видеть это дано немногим; и способным к тому делает каждого только истинная религия».
Эта истинная религия, по мнению Августина, есть та, которая через примирение воссоединяет душу с единым богом, от которого та как бы оторвалась из-за греха. «Овладевает же она душой и начинает вести ее в упомянутом третьем действии; в четвертом – ожидает; в пятом – преобразует; в шестом – вводит; в седьмом – пасет. Все это делается в одном случае скорее, в другом – медленнее, соответственно степени любви и заслуг той или иной души; и все это делает Бог в высшей степени справедливо, правильно и прекрасно, как бы не вздумали распоряжаться собой те, относительно которых Он это делает»[7].
Итак, трактат «О количестве души» - это диалогическая, восходящая к традициям Платона, форма изложения учения о душе и боге. Августин видит душу самостоятельной частью человеческого существа, не обладающей телесностью, но имеющей различные функции, дающие ей возможность приблизиться к богу и поэтапно очиститься от скверны телесности и грязи мира.
Именно душа, по мнению Августина, руководит человеком, именно в душе скрыты возможности спасения для человека, открывшего свое существо слову божьему.
В наш век материализма данные рассуждения кажутся смешными и нелепыми, однако, до сих пор человечество не знает, существует ли душа и если да, то что она такое. Поэтому точка зрения Августина, хоть и догматическая и достаточно жестко навязывающая свою позицию, имеет право на существование.
12
[1] Герье В. Н. Блаженный Августин. М., 2003. – С. 50.
[2] Герье В. Н. Блаженный Августин. М., 2003. – С. 67.
[3] Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. М.: Мысль. 1979. С. 181—340.
[4] Августин Аврелий. О количестве души. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 79.
[5] Августин Аврелий. О количестве души. – СПб.: Алетейя, 2000.- С. 98.
[6] Августин Аврелий. О количестве души. – СПб.: Алетейя, 2000 – С. 214.
[7] Там же.