Атеизм как специфическая форма свободомыслия

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 22:22, реферат

Описание работы

Атеизм, как можно видеть из вышесказанного, есть явление противоестественное, болезненное и силой стремящееся переделать на своих уродливых началах человеческую науку и жизнь. Он легко решает «мировые загадки» и забывает об ограниченности человеческого разума, стремится к естественности, желает изгнать из науки всё непонятное, забывая, что его учение есть тоже, в сущности, метафизическое, и что всё так называемое знание только и возможно при наличии веры. Одну тайну атеисты объясняют другой, и, в то время как христианская религия предполагает вполне понятную и в некотором смысле естественную идею веры в одно Начало всех других начал, одну Причину для других причин, атеисты создают непонятный заколдованный круг взаимодействия причин, где одна причина является следствием одного явления и основою другого. А другие допускают существование слепого случая, забывая целесообразность в природе.

Содержание

Происхождение атеизма………………………………………………………….3

Закономерности развития атеизма……………………………………………….5

Исторические формы атеизма…………………………………………………..10

Атеизм в духовном мире личности и общества……………………………….12

Список использованной литературы…………………………………………...15

Работа содержит 1 файл

рефератАТЕИЗМ.doc

— 74.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

Государственное высшее учебное заведение

ДОНЕЦКИЙ  НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 
 

Кафедра философии 
 
 

РЕФЕРАТ

По философии  на тему:

«АТЕИЗМ КАК СПЕЦИФИЧЕСКАЯ  ФОРМА СВОБОДОМЫСЛИЯ» 
 
 
 

      Выполнила:

      Студентка гр. ТЗИ-07

      Ковалёва  А.А.

      Принял:

      Тоцкий  И.М. 
 

Донецк, 2009

СОДЕРЖАНИЕ 

Происхождение атеизма………………………………………………………….3

Закономерности  развития атеизма……………………………………………….5

Исторические  формы атеизма…………………………………………………..10

Атеизм  в духовном мире личности и общества……………………………….12

Список  использованной литературы…………………………………………...15

 

ПРОИСХОЖДЕНИЕ АТЕИЗМА

     Атеизм  зародился в глубокой древности. Он появился как следствие упадка общественной нравственности. Чем человек  нравственно выше, тем более он религиозен, тем впечатлительнее он к проявлениям Божественного Разума. Ведь Бог не только служит предметом познания ума — Он ещё та цель, к которой мы должны стремиться. А поэтому понятно, что, если мы становимся выше в нравственном отношении, мы ближе к Богу и что, совершая дурные поступки, то есть, становясь безнравственными, мы удаляемся от Бога и, быть может, даже Его отрицаем. Постоянные удовольствия, часто не совсем невинные, превращение забот о материальном состоянии в прихоти — всё это не даёт нам возможности глубже вникнуть в те истины, которые даны нам в Евангелии, исключает возможность стать истинными последователями Христа. Мы замыкаемся в круг исполнения требований нашей физической природы и, в конце концов, начинаем отрицать Бога. Таково истинное происхождение атеизма в истории и сознании отдельного человека.

     Наши  учёные, занимающиеся естественными  науками, думают приобрести из наблюдения природы истинное понятие о Боге. Действительно, природа свидетельствует  о совершенстве, мудрости и величии  её Творца и в самом деле способна сделать всякого непредубеждённого человека истинно религиозным. Но всё дело в том, что многие учёные-натуралисты, провозглашающие объективность в научном исследовании, приступают к изучению явлений природы с тем предубеждением, что Бога нет. А другие, «осмотрев всё небо и не найдя там следов Бога», как выразился астроном Лаланд, обращаются к наукам метафизическим и, не находя возможности употреблять при изучении их те же средства, что и в экспериментальных науках, отрицают их, а следовательно, отрицают бытие Бога. Вот вам другая причина появления в человеке атеизма. Известно изречение английского мыслителя Бэкона, что недостаточное знакомство с естественными науками склоняет людей к безбожию, основательное изучение их — приводит людей к Богу. Да это и понятно. Нахватавшись верхушек из естественных наук, нельзя судить о всей природе; только глубокое и основательное их изучение, дающее возможность иметь связное представление о том, что такое окружающий нас мир, может иметь положительные результаты в религиозном отношении.

     Атеизм, как можно видеть из вышесказанного, есть явление противоестественное, болезненное и силой стремящееся  переделать на своих уродливых началах  человеческую науку и жизнь. Он легко  решает «мировые загадки» и забывает об ограниченности человеческого разума, стремится к естественности, желает изгнать из науки всё непонятное, забывая, что его учение есть тоже, в сущности, метафизическое, и что всё так называемое знание только и возможно при наличии веры. Одну тайну атеисты объясняют другой, и, в то время как христианская религия предполагает вполне понятную и в некотором смысле естественную идею веры в одно Начало всех других начал, одну Причину для других причин, атеисты создают непонятный заколдованный круг взаимодействия причин, где одна причина является следствием одного явления и основою другого. А другие допускают существование слепого случая, забывая целесообразность в природе.

 

      ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ АТЕИЗМА 

     Многочисленные  исследования советских и зарубежных учёных-марксистов раскрывают закономерности становления и развития атеистических учений.

     Атеизм  в рабовладельческом обществе –  исторически первое критическое  осмысление религии с позиций  философского материализма в его  наивной форме. Был развит в Индии, Китае, античном мире. Атеизм в рабовладельческом обществе возник на основе достижений естественных знаний, философии, литературы и искусства; выражал интересы прогрессивных демократических кругов рабовладельческого общества. Атеизм связан со свободомыслием в культуре древнего мира, где существовала светская культура, в которой имели место элементы антирелигийного скептицизма, стихийного материализма. В основе критики религиозной мифологии у атеистов древности лежит учение о материальном первоначале мира, идея его развития по естественным законам. Большую роль в развитии античного атеизма сыграла атомистическая теория Демокрита, Эпикура и Лукреция, выводом из которой была идея вечности и бесконечности мира, подрывавшая представление о мире как порождении богов. Душа, согласно атомистам, состоит из атомов и разлагается вместе с телом; загробной жизни нет. Освобождение от страха смерти – одно из проявлений гуманизма античного атеизма. Причины возникновения религии усматривались в невежестве, страхе перед явлениями природы, а также в обмане. Однако взгляды античных атеистов носили элитарный характер: освобождение от религии предназначалось не для всех. При этом античные атеисты не отвергали существования богов, придавая понятию бога нерелигиозный смысл. Достоинство атеизма в рабовладельческом обществе – в постановке вопросов атеизма, которые решались в последующие эпохи.

     Свободомыслие в феодальном обществе – форма  идейной борьбы оппозиционных феодализму социальных слоев против «духовной  диктатуры церкви», защищавшей феодальные порядки; направлено против господствующих монотеистических религий, в особенности христианства и ислама в их ортодоксальном виде. Социальная база – крестьянские и городские и городские слои. Господство религии во всех сферах общественного сознания в эпоху феодализма обусловило специфическую форму критики религии, несвободную от религиозных наслоений; к тому же свободомыслие этого времени выступало не как система взглядов, а как совокупность отдельных идей, в той или иной мере подрывавших религиозное мировоззрение. Идеи эти опирались на антирелигиозные настроения народных масс. Свободомыслии в феодальном обществе проявлялось в светской литературе, в философии, в социально-политических учениях, выступавших в религиозной форме. Одним из направлений свободомыслия было переосмысление идеи монотеистического бога в нерелигиозном духе. Отвергалось творение мира из ничего, промысел божий, загробный мир, воздаяние, бессмертие души. Свободомыслие в феодальном обществе расчистило пути для атеизма буржуазного.

     Атеизм буржуазный – исторически прогрессивное направление в буржуазной идеологии и культуре, характеризующееся критическим осмыслением религии на основе стихийно-диалектического и метафизического материализма. Буржуазный атеизм возник в борьбе с феодальной идеологией. В своём развитии он прошел 3 этапа: атеизм и свободомыслие эпохи Возрождения, атеизм Нового времени, современное буржуазное свободомыслие. В эпоху Возрождения (15-16вв.) формируется ранняя буржуазная культура с антицерковной и антирелигиозной направленностью; одним из её идейных источников явились атеизм в рабовладельческом обществе и свободомыслие в феодальном обществе. В качестве методологической основы критики использовали скептицизм. Большое влияние на разрушение религиозной картины мира оказало гелиоцентрическое учение Н. Коперника. Критика религии заключалась в раскрытии противоречий в христианском учении, в «приземлении» библейских легенд и персонажей, в отрицании веры в ад и рай, мифа о сотворении Адама и Евы, христианских обрядов. Буржуазный атеизм Нового времени опирался на естественно-научные открытия, которые способствовали созданию материалистической философии, носившей в целом метафизический характер. В 17-18 вв. осуществился переход от скрытых форм материализма – пантеизма и деизма – к открытому материализму. Вершина – открытый атеизм французских просветителей Д. Дидро, Ж. Ламетри, К. Гельвеция, П. Гольбаха. Родоначальником научной критики библии был Б. Спиноза. Атеисты Нового времени подвергли критике религиозную мораль, что служило теоретическим обоснованием борьбы с феодализмом как строем безнравственным. Гольбах и Дидро убедительно показали, что религия не может содействовать улучшению нравов и даже убежденность в существовании бога и страх перед ним не удерживают человека от дурных поступков. Для атеизма Нового времени характерна  борьба за свободу совести, за веротерпимость, что связано с его общей гуманистической направленностью. В Буржуазном атеизме 17-19 вв. получила всестороннее обоснование идея земного происхождения религии, её причины усматривались в обмане, страхе перед внешними силами, в невежестве, бедствиях, страданиях, в деятельности воображения, в воспитании. Здесь показано отрицательное воздействие религии на общественную жизнь в целом и на отдельную личность. Преодоление религии рассматривалось как результат просветительной деятельности просвещённой элиты.

     Атеизм  русских революционных демократов – высшая ступень в развитии революционно-демократического атеизма. Революционно-демократический  атеизм возник одновременно с буржуазным атеизмом в эпоху кризиса феодализма, но отличался от него рядом особенностей: обращенностью к широким массам трудящихся, связью с идеями утопического социализма, большей последовательностью. Зачатки идей революционно-демократического атеизма впервые «формулируются с известной определённостью» в 16 в. Т. Мюнцером. Опираясь на материалистическую традицию русских и западноевропейских предшественников, русские революционные демократы в значительной мере преодолели метафизическую и механическую ограниченность их материализма, соединив его с диалектикой, дали более глубокое и цельное философское и естественнонаучное обоснование атеизма. Отвергнув теорию обмана, которой придерживались французские просветители, русские атеисты обратились к анализу условий жизни людей и пришли к выводу, что причины возникновения и существования религии кроются в беспомощности людей перед силами природы, в нищете и обездоленности угнетённых масс. В России в 19 в. революционно-демократический атеизм превратился в широкое движение передовой интеллигенции и оказал благотворное влияние на развитие русской демократической культуры и культуры других народов.

     Марксистский  атеизм – высшая форма атеизма, качественно  новая ступень в развитии атеистической  мысли. Марксистский атеизм преодолел историческую и классовую ограниченность прежних учений, став подлинно научной теорией, выражающей интересы рабочего класса. Марксистский атеизм  свободен от классовой ограниченности, обращен не к отдельным представителям образованной части общества, а к широким народным массам. Он является идеологией рабочего класса, выражает его интересы и стремления, служит делу духовного раскрепощения трудящихся масс от груза пережитков и заблуждений прошлого, осуществляет социологический, гносеологический и психологический анализ религии. Основополагающими принципами марксистского атеизма являются: оценка религии как совокупности идей, порожденных зависимостью человека от стихийных сил природы и определённых социальных условий жизни; выяснение связи между религией и интересами реакционных классов, заинтересованными в увековечивании религиозных и социальных иллюзий; уяснение того факта, что борьба с религией есть в первую очередь борьба с теми общественно-экономическими порядками, извращённым отражением которых она является; вывод, что упразднение религии является одной из решающих предпосылок раскрепощения творческой активности масс для борьбы за изменение условий жизни. Марксистский атеизм утверждает такой взгляд на смысл жизни, перспективы исторического развития, судьбы человеческого существования на земле, который, с одной стороны, отвергает гелигиозно-богословскую интерпретацию, а с другой – даёт научно-обоснованное решение этих фундаментальных проблем бытия, воспитывает у человека уверенность в собственных силах, возвышает достоинство личности, ограждает её от бесплодной растраты своих сил и способностей.

 

      ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ  АТЕИЗМА 

     Атеизм, как система взглядов, отрицающих веру в сверхъестественное (духов, богов, загробную жизнь), отрицающих всякую религию, в каждую историческую эпоху отражал достигнутый уровень знаний и интересы тех классов и социальных групп, идейным оружием которых он выступал. Атеизм неразрывно связан с материалистическими воззрениями на природу.

     Как система взглядов атеизм возник в рабовладельческом обществе. Фалес, Анаксимен, Гераклит, Демокрит, Эпикур, Ксенофан, Лукреций Кара пытались объяснить все явления естественными причинами – их атеизм носил наивный, умозрительный, непоследовательный характер.

     В средние века в условиях засилья церкви и религии атеизм не получил значительного развития.

     Буржуазный  атеизм, представителями которого были Спиноза, Фейербах, французские материалисты 18 века, сыграл большую роль в подрыве господства религии. Буржуазные атеисты разоблачили реакционность церкви, что сыграло историческую роль в борьбе с феодализмом и его ниспровержением. Однако, буржуазный атеизм был непоследовательным и ограниченным, более просветительским и был обращен к узкому кругу людей.

     Воинствующий  атеизм представлен русскими революционными демократами. Герцен А.И., Чернышевский Н.Г., Добролюбов Н.А. пропагандировали революционно-демократические идеи переустройства общества без религиозных дог.

     Марксистский  атеизм свободен от классовой ограниченности, характерной для немарксистских его форм. Философской основой марксистского атеизма является диалектический и исторический материализм, наука об обществе в его развитии, материалистически решающая основной вопрос философии – вопрос об отношении сознания к бытию, духовного к материальному – применительно к истории и исследующая на этой основе общесоциологические законы исторического развития и формы их реализации в деятельности людей. Марксистский атеизм даёт всестороннюю критику религии, указывает пути и средства её преодоления. Устранение социально-экономического и национального гнёта подрывает наиболее глубокие социальные корни религии. Атеистические воззрения приобретают научный характер.

     Предметом научного атеизма является выяснение социальных и гносеологических корней, причин возникновения и существования религии, выявление социальной роли религии в обществе, определение путей преодоления религиозных предрассудков. Социалистическое общество формировало нового человека, вооруженного научным мировоззрением, свободного от религиозных и других пережитков прошлого.

Информация о работе Атеизм как специфическая форма свободомыслия