Артур Шопенгауэр

Автор: Александра Лили, 04 Июня 2010 в 18:35, доклад

Описание работы

«Мир — это воля и представление»
Жизнь. Артур Шопенгауэр, один из выдающихся и наиболее оригинальных мыслителей XIX в., родился 22 февраля 1788 г. в Данциге, в семье состоятельного коммивояжера. Он учился в частном коммерческом училище Гамбурга и в процессе учебы показал такие прекрасные способности, что его отец, обеспокоенный страстью сына к науке, предложил ему вместо продолжения учебы поехать вместе со всей семьей в путешествие по Европе. Артур согласился и в течение двух лет побывал в Австрии, Швейцарии, Франции, Англии, Бельгии, не говоря уже о том, что объездил всю Германию. Вернувшись домой, Артур поначалу не думал продолжать обучение и поступил на службу к одному крупному коммерсанту. Однако это поприще оказалось молодому человеку не по вкусу. Кроме того, примерно в это время (1805 г.) его отец, отличавшийся неуравновешенной психикой, покончил жизнь самоубийством, что подтолкнуло Артура к окончательному выбору жизненного пути. Так, и 1809 г., уже в 21-летнем возрасте, Шопенгауэр стал студентом Геттингенского университета, где поначалу изумил медицину, а затем философию. Следует сказать, что благодаря широкому кругу интересов он сумел получить всестороннее образование, став специалистом в таких областях естествознания, как медицина, астрономия, химия, физика. Не останавливаясь на достигнутом, он переезжает в Берлин, где в местном университете в это время преподают такие светила философии, как Фихте и Шлейермахер. После окончания курса учебы Артур
написал диссертацию «О четверояком корне достаточного основания», которую защитил не в Берлине, а в Йенском университете. В 1813 г. он познакомился с Гете, дружба с которым повлияла на все его творчество.

Работа содержит 1 файл

Артур Шопенгауэр.doc

— 42.50 Кб (Скачать)

Артур Шопенгауэр

(1788-1860)

«Мир — это  воля и представление»

Жизнь. Артур  Шопенгауэр, один из выдающихся и наиболее оригинальных мыслителей XIX в., родился 22 февраля 1788 г. в Данциге, в семье  состоятельного коммивояжера. Он учился в частном коммерческом училище Гамбурга и в процессе учебы показал такие прекрасные способности, что его отец, обеспокоенный страстью сына к науке, предложил ему вместо продолжения учебы поехать вместе со всей семьей в путешествие по Европе. Артур согласился и в течение двух лет побывал в Австрии, Швейцарии, Франции, Англии, Бельгии, не говоря уже о том, что объездил всю Германию. Вернувшись домой, Артур поначалу не думал продолжать обучение и поступил на службу к одному крупному коммерсанту. Однако это поприще оказалось молодому человеку не по вкусу. Кроме того, примерно в это время (1805 г.) его отец, отличавшийся неуравновешенной психикой, покончил жизнь самоубийством, что подтолкнуло Артура к окончательному выбору жизненного пути. Так, и 1809 г., уже в 21-летнем возрасте, Шопенгауэр стал студентом Геттингенского университета, где поначалу изумил медицину, а затем философию. Следует сказать, что благодаря широкому кругу интересов он сумел получить всестороннее образование, став специалистом в таких областях естествознания, как медицина, астрономия, химия, физика. Не останавливаясь на достигнутом, он переезжает в Берлин, где в местном университете в это время преподают такие светила философии, как Фихте и Шлейермахер. После окончания курса учебы Артур

написал диссертацию  «О четверояком корне достаточного основания», которую защитил не в Берлине, а в Йенском университете. В 1813 г. он познакомился с Гете, дружба с которым повлияла на все его творчество.

С 1820 г. Шопенгауэр становится приват-доцентом Берлинского университета, где в то время полновластным властителем дум был Гегель. Так получилось, что Шопенгауэр, то ли из упрямства, то ли из «спортивного интереса», то ли еще по какой-либо причине объявлял свои лекции точно в то же время, что и Гегель. Нетрудно догадаться, на чьей стороне было преимущество — Гегель собирал полные аудитории, в то время как на лекции Шопенгауэра приходило всего несколько человек, да и те со временем переходили к Гегелю. Реакция Шопенгауэра была соответствующей: мировая история философии, пожалуй, не знает другого такого примера неприкрытой личной ненависти, которую Шопенгауэр испытывал к Гегелю. «Прислужник власти», «шарлатан тупоумный, тошнотворный, неграмотный», «убийца истины» — вот характерные эпитеты, которыми Шопенгауэр награждал своею соперника. Надо сказать, что в этом своем безудержном порыве Шопенгауэр оказался не одинок. Позднее датский философ, основоположник экзистенциальной философии, Сёрен Кьеркегор также назовет Гегеля «жалким профессоришкой» и безжалостно высмеет всю гегелевскую систему.

Так, в безуспешной  борьбе с мощным противником, прошло берлинское десятилетие Артура Шопенгауэра. В 1831 г., когда в Берлине разразилась  эпидемия чумы от которой скончался  Гегель, Шопенгауэр буква./! и и > бежал  во Франкфурт, где и прожил все оставшиеся годы. Слава долго не приходила к нему, несмотря па I < > что он написал большое количество блестящих философских работ. Успех, и то недолгий, пришел к нему иг на родине, а в Норвегии, где ему присудили премии* за сочинение «О свободе человеческой воли». .Лини. в 50-е гг., уже на склоне лет, он стал приобретать и VI >

личную славу  выдающегося философа, причем этому  в немалой степени способствовал  горячий поклонник и популяризатор  его таланта, некто Ю. Фрауэнштедт, приложивший уйму сил для распространения  идей шопенгауэровской философии.

Однако Шопенгауэру  не довелось дожить до своего триумфа. Силы покидали его, а в 1857 г., гуляя  с любимым пуделем, он потерял равновесие от головокружения и упал, сильно разбив голову; все последующие три года его мучили головные боли. В сентябре 1860 г. он заболел воспалением легких. Понимая, что это, скорее всего, конец, Шопенгауэр отдал последние распоряжения, причем на вопрос, где он хочет быть похороненным, ответил: «Все равно. Они меня найдут». На надгробии он повелел написать: «Артур Шопенгауэр». Без дат рождения и смерти, без эпитафий, без каких-либо пояснений. Умер он легко и быстро. 21 сентября домоправительница, вошедшая к нему после завтрака, увидела его сидящим на диване со спокойным и светлым лицом: великий мыслитель «ушел».

Основные  работы. «Мир как воля и представление», «О свободе человеческой воли», «О воле в природе», «Две основные проблемы этики», «Парерга и паралипомена», «Афоризмы житейской мудрости».

Шопенгауэр  о мире как представлении. Основой идеей философии Шопенгауэра является понимание истины в виде личного, индивидуального, субъективного представления обо всем, что существует в мире, и о самом мире. Истина, говорит Шопенгауэр, заключается для меня в том, что «нет ни солнца, ни земли, а есть лишь глаз, который видит, рука, которая чувствует тепло земли, т. е. весь окружающий меня мир есть всего лишь мое представление о нем — то, что я воспринимаю вокруг себя.

Шопенгауэр  о природе представления. Всякое представление, по Шопенгауэру, имеет в своей основе ц! | начала — субъект и объект. Они неотделимы друг

заметить, что  и остальные естественно-научные  законы (химии, математики, геометрии, астрономии) также основаны на волевых принципах. Неживая природа являет нам образцы воли и в бурном речном потоке, и в морских штормах, и во всевозможных стихийных бедствиях. Однако воля, подчеркивает Шопенгауэр, везде проявляется с разной степенью активности, возрастая по мере оживления природных сил. «То, что является в облаках, ручье и кристалле, это — слабый отзвук воли, которая полнее выступает в растении, еще полнее в животном и наиболее полно в человеке».

Воля  в человеке. Человек — высшая стадия существования природы. Он — венец всего материального мира, в нем, как в единственно возможном субъекте, наиболее полно сконцентрирована мировая воля. Она проявляет себя в войнах, конфликтах, столкновениях, порывах, стремлениях, страстях. Причем более всего она видна в духе соперничества. Даже в самом незначительном движении человека заключена воля. Ничто в мире, говорит Шопенгауэр, не заставит меня встать с табуретки, кроме моей собственной воли. Поэтому воля определяет все наши поступки, и т. к. человек обладает со знанием, то он является и наиболее уязвимым из всех живых существ. Он страдает от своих неуемных вожделений и страстей, от неудовлетворенности своим положением, от вечных страхов и тревог, от несбывшихся мечтаний. Более того, приобретая знание (что так же является проявлением воли), он умножает свои страдания, причем чем тоньше и глубже знание, тем сильнее страдания. В этом смысле гений — самый большой страдалец.

В целом, благодаря  введению в философию помп I и I воли учение Шопенгауэра стали называть волюнтаризмом.

Шопенгауэр  о жизни. Жизнь, таким образом, представляет собой длинную череду беспрерывных человеческих страхов, обид, тревог, потерь, мучений и лишений. К тому же она дополнена обязательной и повсеместной борьбой за существование, причем исход этой борьбы заранее предопределен не в пользу человека. Вечное мучение определяется ненасытными желаниями людей, но и временное достижение какой-либо цели не приносит успокоения, ибо всякая «цель иллюзорна, с обладанием исчезает и тень притягательности; желание возрождается в новой форме, а с ним и потребность». Так и живет человек, от желания к страданию, и обратно. Не зря Шопенгауэр сравнивает нашу жизнь с движением маятника, где крайними точками являются страдание и скука. Шесть дней в неделю мы страдаем и мучаемся в беспрерывных заботах и нужде, а на седьмой день не знаем, чем себя занять от скуки и тоски. Итак, человеческая жизнь, по мнению Шопенгауэра, есть трагедия.

 Шопенгауэр о человечестве. Вся история человечества есть история непрерывных войн, переворотов, мятежей и заговоров. Поэтому никто из людей не чувствует безопасности среди себе подобных. Вся жизнь проходит в борьбе с другими людьми, в конфликтах, скандалах и склоках. Так что человеку приходится выбирать между тем, чтобы стать победителем, и тем, чтобы быть побежденным: «Люди делятся на жертв, с одной стороны, и на демонов — с другой». Но и это еще не все. Даже если ты по природе миролюбив, тих и спокоен, будь готов к тому, что на тебя нападут просто так — ради забавы или из вредности: «Человек — единственное животное, способное истязать других ради самой цели: заставить страдать». Однако и этих палачей Шопенгауэру по-настоящему жалко, ведь их удел все равно таков же, как и у их жертв, — несчастье и страдание. «Самое большое преступление человека состоит в том, что он родился», — с горечью констатирует Шопенгауэр.

«Нет объекта  без субъекта» — вот положение, которое навсегда делает невозможным  всякий материализм. Солнца и планеты  без глаза, который их видит, и рассудка, который их познаёт; их можно назвать словами, но эти слова для представления — кимвал звенящий. С другой стороны, однако, закон причинности и идущие по его следам наблюдение и изыскание природы неизбежно приводят нас к достоверной гипотезе, что каждое высокоорганизованное состояние материи следовало во времени лишь за более грубым, что животные были раньше людей, рыбы — раньше животных суши, растения — раньше последних, неорганическое существовало раньше всего органического; что, следовательно, первоначальная масса должна была пройти длинный ряд изменений, прежде чем мог раскрыться первый глаз. И всё же от этого первого раскрывшегося глаза, хотя бы он принадлежал насекомому, зависит бытие всего мира, как от необходимого посредника знания — знания, для которого и в котором мир только и существует и без которого его нельзя даже мыслить, ибо он всецело — представление, и в качестве такого нуждается в познающем субъекте как носителе своего бытия. 

Чистая, бесформенная материя — это основа эмпирического мира, сами по себе никогда не восприемлемая, но всегда неизменно предполагае мая, — представляет собою непосредственное отражение, вообще — зри мый образ вещи в себе, то есть воли; поэтому к ней, в условиях опыт, применимо всё то, что безусловно присуще самой воле, и в образе ирг меннои неразрушимости она, материя, воспроизводит истинную вечное и* воли. А ввиду того, что природа не лжет, ни одно наше воззрение, зари дившееся из чисто объективного восприятия ее и прошедшее через при вильное логическое мышление, не может быть совершенно ложно: нет, N худшем случае оно страдает большой односторонностью и неполнотой, Именно таким воззрением, бесспорно, и является последовательный мн« териализм, например эпикуровский, как и противоположный ему абсолютный идеализм, например берклиевский, — как и вообще всякий фило» софский принцип, зародившийся из верного понимания и добросонест» но разработанный. Но только всё это — в высшей степени односторонние

миросозерцания, и поэтому, при всей их противоположности, все они одновременно истинны, — каждое со своей определенной точки зрения; а г шит лишь над этой точкой подняться, как истинность их сейчас же оказывается относительной и условной. Высшей же точкой, с которой можно бы обозреть их все, увидеть их истинными только относительно, понять их несостоятельность за данными пределами, — может быть точки абсолютной истины, насколько она вообще достижима.

Информация о работе Артур Шопенгауэр