Аристотель

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 05:54, реферат

Описание работы

Глубокое провинциальное происхождение Аристотеля компенсировалось тем, что он был сыном известного врача Никомаха. Быть врачом означало в Древней Греции занимать большое общественное положение, и Никомах был известен всей Македонии.

Содержание

1.Введение
2.Основные аспекты философии Аристотеля
3.Категории Аристотеля . Учение о четырех причинах
4.Теория души и гносеология Стагирита
5.Этические, эстетические и политические взгляды Аристотеля
6.Заключение
7.Список литературы

Работа содержит 1 файл

АРИСТОТЕЛЬ.docx

— 41.08 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.Введение

2.Основные  аспекты философии Аристотеля

3.Категории  Аристотеля . Учение о четырех причинах

4.Теория  души и гносеология Стагирита

5.Этические,  эстетические и политические  взгляды Аристотеля

6.Заключение

7.Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Аристотель  родился  в  384г.  до  н.  э.  в  греческом  городе  Стагире.

Глубокое  провинциальное  происхождение  Аристотеля  компенсировалось  тем, что  он  был  сыном  известного  врача  Никомаха.  Быть  врачом  означало  в Древней  Греции  занимать  большое  общественное  положение,  и  Никомах  был известен  всей  Македонии.

Аристотель,  по  словам  очевидцев,  с  молодости  был  невзрачного  вида. Худощавый,  имел  худые ноги,  маленькие глазки  и  шепелявил.  Но  зато любил  одеться,  носил  по  несколько  дорогих  перстней  и делал необычную прическу.                                                                          Воспитываясь  в семье врача,  и  поэтому  сам  занимаясь медициной,  Аристотель,  однако,  не  стал  профессиональным  врачом.  Но медицина  осталась  для  него  на  всю  жизнь  настолько  родной  и понятной областью,  что  впоследствии  в  своих  труднейших  философских  трактатах он  дает  пояснения  на  примерах  из  медицинской  практики.

 Приехав  с севера  Греции,  Аристотель  в  самом  раннем  возрасте  (в 17  лет)  вошел в  школу  Платона.  Он  был  сперва  принципиальным платоником,  а впоследствии  отошел  от  строгого платонизма.  Первые  сочинения Аристотеля  в  стенах  Платоновской  Академии,  куда  он  поступает, отличаются  склонностью  его  к  риторике,  которой  он  впоследствии прозанимался  всю  жизнь.  В  364  году  до  н.э.  Аристотель  встречается с Платоном, и зародившаяся дружба  продлилась  до  самой  смерти  Платона, т.е.  в  течение  17  лет.  Аристотель  представлялся  Платону  ретивым конем,  которого  приходится  сдерживать  уздой.  Некоторые  античные источники  прямо  говорят  не  только  о  расхождении,  но  и  даже  о неприязни  между  двумя  философами.  Платон  сильно  не  одобрял свойственной  Аристотелю  манеры  держать  себя  и  одеваться.  Аристотель придавал  большое  значение  своему  внешнему виду,  а Платон  считал,  что это  неприемлемо  истинному  философу.  Но  Аристотель  по  -  видимому  еще и  дерзко  нападал  на  Платона,  что  в  дальнейшем  привело  к  созданию Аристотелем  собственной школы.  За  все эти  споры,  добродушный  Платон сказал,  что  "Аристотель  меня  брыкает,  как сосунок жеребенок свою мать".  В  Платоновской  школе  Аристотель  получает  важнейшие  основы знаний,  обладая  которыми,  впоследствии,  он  открывает  напротив Платоновой  свою  собственную  школу,  и  становится  завзятым  противником своего  учителя.

Имя  Аристотеля  в  мировой  литературе  непосредственно  связано  с  именем Платона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ  ФИЛОСОФИИ АРИСТОТЕЛЯ

Попробуем  рассмотреть  философию  Аристотеля  и  соотнести  ее  с  философией  Платона.  Центральная  идея  философии  Платона  -  эйдос  -  перешла  к  Аристотелю  почти  целиком.  Ни  Платон,  ни  Аристотель  не  мыслит  вещей  без  их  идей,  или  эйдосов.  Вся философия Сократа,  а  затем  и  Платона  проистекала  из  практики  и  жизненной  необходимости,  выходя  в  чисто теоретическую  область  лишь  в  высшем  своем  проявлении -  в учении  об  идеях.  По  Платону,  мир  вещей,  воспринимаемый посредством  чувств,  не  есть  мир  истинно  существующего:  чувственные вещи  непрерывно  рождаются  и  погибают,  изменяются  и  движутся,  в  них нет  ничего  постоянного,  прочного,  совершенного  и  истинного.  И  все  же вещи  не  полностью  отделены  от  истинно  существующего,  они все каким - то  образом  причастны  ему.  А  именно:  всем,  что  в  них  есть  истинно сущного,  утверждает  Платон,  чувственные вещи  обязаны своим причинам.

Эти  причины  -  формы  вещей,  не  воспринимаемые  чувствами,  постигаемые только  умом,  бестелесные  и  бесчувственные.  Платон  называет  их "видами"  или гораздо реже  "идеями".  "Виды",  "идеи"  зримые  умом  формы вещей.  Каждому  классу  предметов  чувственного  мира,  например,  классу "коней"  соответствует в бестелесном мире некоторый "вид",  или "идея" -  "вид"  коня,  "идея"  коня.  Этот  "вид"  уже  не  может  быть  постигаем чувствами,  как  обычный  конь,  но  может  быть  лишь  созерцаем  умом,  к тому  же  умом,  хорошо  подготовленным  к  такому  постижению.  Эти  "идеи" или,  "эйдосы"  не  рождаются,  не  умирают,  не  переходят  не  в  какое  то другое  состояние.  Существует  "царство  идей":

1.Идеи  высших  по  ценности  категорий  бытия.  Сюда  входят такие понятия, как  красота,  справедливость,  истина.

2.Движение  физических  явлений  -  идеи  движения,  покоя,  света, звука  и т.п.

3.Идеи  разрядов  существ  -  идеи  животного,  человека.

4.Идеи  для  предметов   производимых  человеческими усилиями - идеи  стола,  кровати  и  т.п.

5.Идеи  науки  -  идеи  чисел,  равенства,  отношения. 

 Принципы существования  идей:

а) идею  делает  идея;

б) идея  является  образцом  ,  взирая  на  которые,  Демиур  творил мир вещей;

в) идея  является  целью,  к  которой  как  к  высшему благу стремится все существующее.

 Мир  вещей  и   мир  идей  объединяет  душа  Космоса.  Она заставляет  идеи  присутствовать  в  вещах  и наоборот.  Между миром вещей  и  миром  идей  -  божество  -  Демиур.  Аристотель  решительно  критикует принципиальный  отрыв  идеи  вещи  от  самой вещи.  Идея  вещи,  по Аристотелю  находится  внутри  самой  же  вещи.  Тезис  о  пребывании  идеи вещи  внутри  самой  же  вещи  есть  то  основное  и  принципиальное,  в  чем заключается  основное  различие  между  Платоновской  и  Аристотелевской школах.  Идея  вещи,  по  Аристотелю,  обязательно  есть  некоторого  рода общность,  т.е.  эйдос  во  всех  смыслах.  Но  эйдос  вещи  ,есть  не только  обобщенность  ее  отдельных  элементов.  Он  представляет  собой  еще и  нечто  единичное.  Этой  единичностью  данный  эйдос  вещи  отличается  от других  эйдосов,  и  ,  следовательно,  от  всяких  других  вещей.  Эйдос вещи,  будучи  некой  общностью  и  некой  единичностью,  в  то  же  самое время  является  и  определенного  рода  цельностью.  Совершенно  невозможно отрывать  общее  от  единичного,  единичное  от  общего.  Т.е.  удалив какой-то  один  момент  цельности  ,  тем  самым  мы  ликвидируем  саму цельность.  Сняв,  к  примеру,  крышу с дома,  дом перестает быть  цельным,  и  собственно  говоря,  перестает  быть  домом.

Свое  учение  о  вещи  как  организме  Аристотель  излагал  много  раз  и разными  способами.

 

 

 

 

 

 

 

КАТЕГОРИИ АРИСТОТЕЛЯ. УЧЕНИЕ О ЧЕТЫРЕХ ПРИЧИНАХ

Аристотель  выделяет  четыре  причины,  или  четыре  принципа любой  вещи  ,  понимаемой  как организм.

Первый  принцип  -  о  том,  что  эйдос  вещи  вовсе не  является  ее занебесной  сущностью,  но  такой ее  сущностью,  которая  находится  в  ней самой  и  без  которой  вообще  нельзя  понять,  что  такое  данная  вещь.

Второй  принцип  затрагивает  материю  и  форму.  Кажется,  что  материя  и форма  -  обычное  и  всем  понятное  противопоставление,  и  кажется,  здесь даже  не  о  чем  говорить.  К  примеру,  материя  этого  стола  есть дерево.  А  форма  этого  стола  есть  тот  вид,  которые  приняли деревянные  материалы  ,  обработанные  для  определенной  цели.  Кажется, что  все  здесь  очень  просто  и  понятно. Тем не  менее,  эта проблема являлась  одной  из  глубочайших  философских  проблем  Аристотеля.  Ведь  у Аристотеля  материал  вовсе  не  просто только  материал.  Материал  у Аристотеля  уже  имеет  собственную  форму.  Все,  даже  самое сумбурное, беспорядочное,  бесформенное  и  хаотичное  уже имеет свою  собственную форму.  Облака  и  тучи  во  время  грозы  выглядят  абсолютно  бесформенно. Однако  если  туча  не  обладала  в самом деле  никакой  формой,  то  как бы  она  могла  быть  для  нас  какой-то  познаваемой  вещью.  Отсюда Аристотель  делает  вывод,  что  материя  вещи  есть  только  еще  самая возможность  ее  оформления,  и  возможность  эта  -  бесконечно разнообразная.  И,  тем  не  менее,  без  материи эйдос  оставался бы только  ее  отвлеченным  смыслом,  без  всякого  воплощения  этой  мысли  в действительности.  Только  полное  отождествление  материи  вещи  с  ее  эйдосом  делает  вещь  именно  вещью.  Эйдос и материю умел  различать и Платон,  и  совсем  неплохо  их  отождествлял,  но  то  ,  что сделал  Аристотель  в  этой  области  ,  является  почти  ,  можно  сказать  революцией  в  отношении  платонизма.  Из  тех  философов  античности,  кто  различал  форму  и  материю,  Аристотель был самым глубоким  и самым тонким  их  отождествителем.  Материя не  есть  эйдос  ,  ни  эйдос  вообще, ни  какой-нибудь  эйдос  в частности.  По  Аристотелю,  только  космические сферы  выше  Луны  являются  эйдетически  полноценными.  А то,  что совершается  внутри  лунной  сферы,  в  подлунной,  это  всегда  частично  и  несовершенно,  а  иной  раз  и  совсем  уродливо.

Аристотель  выступает,  как  принципиальный  материалист,  т.е.  проповедует  материю  в  качестве  принципа  живой  реальности  существующего  вокруг  нас  мира,  лишь  в  своем  учении  о  материи  в  виде  царства  случайности.

 По Аристотелю,  движение  -  это  вполне  специфическая  категория  и  ровно  ни  на  что  другое  не  сводимая.  Таким  образом,  по  Аристотелю,  движение  является  такой  же  основной  категорией,  как  и  материя  и  как  форма.  Аристотель  ставит  вопрос  о  возможности  самой категории движения.  Он  выделил  четыре  принципа  существования  всякой  вещи  как организма:  материя,  форма,  действующая  причина.

 Последним  принципом  существования  всякой  вещи  по  Аристотелю  является  цель.  Цель  -  специфическая категория,  ни  на  что  другое  не  сводимая.  Аристотель  своей  теорией  четырехпринципной  структуры вещи  исходил  исключительно из  того,  что каждая  вещь  есть  результат  творчества.  Причём  не  важно,  хорошее  ли  это  произведение  или  плохое.  Всё многообразие  вещественного  мира,  по  Аристотелю,  основано  на  разных  соотношениях  эйдоса  (формы,  или идеи)  и  материи  в  их  причинно  -  следственном  воплощении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕОРИЯ ДУШИ И  ГНОСЕОЛОГИЯ СТАГИРИТА

Учение о душе, по существу, занимает центральное место в  мировоззрении Аристотеля, поскольку  душа, по представлению  Стагирита, связана, с одной стороны, с материей, а с другой - богом. Поэтому психология - и часть физики, и часть теологии (первой философии, метафизики). К физике относится, однако, не вся душа, а та ее часть, которая не может существовать, как и физические сущности вообще, отдельно от материи. Но "физическая" часть души и физические сущности не тождественны, поэтому не все в природе одушевлено - Аристотель не анимист, так же как он и не гилозоист. Одушевлено лишь живое, между одушевленностью и жизнью ставится знак равенства.

Поэтому психология в своей  низшей, физической части совпадает  по своему предмету с биологией. Обе  науки изучают живое, но по-разному: психология изучает живое в аспекте  целевой и движущей причин, а это  и есть душа, биология же - в аспекте  причины формальной и материальной. Аристотель отдает предпочтение психологии перед биологией, говоря, что "занимающемуся  теоретическим рассмотрением природы  следует говорить о душе больше, чем о материи, поскольку материя  скорее является природой через душу, чем наоборот" .

Определение души. В своем трактате: "О душе" Аристотель определяет душу в системе понятий своей метафизики - сущности, формы, возможности, сути бытия, энтелехни. Душой может обладать только естественное, а не искусственное тело (топор души не имеет). Это естественное тело должно обладать возможностью жизни. Осуществление (энтелехия) этой возможности и будет душой. Аристотель говорит здесь, что "душа необходимо есть сущность в смысле формы естественного тела, обладающего в возможности жизнью. Сущность же есть энтелехия: стало быть, душа есть энтелехия такого тела" , или: "Душа есть первая энтелехия естественного тела, обладающего в возможности жизнью" , или: "Душа есть суть бытия и форма (логос) не такого тела, как топор, а такого стественного тела, которое в самом себе имеет начало движения и покоя" . Эти, на первый взгляд, трудные формулировки не должны нас пугать. Аристотель желает сказать, что душа включается лишь при завершенности способного к жизни естественного тела. Душа - спутница жизни. Ее наличие - свидетельство завершенности тела, осуществленности возможности жизни. Но это значит, что Аристотель понимает жизнь очень широко.

Виды  души. Аристотель различает три вида души. Два из них принадлежат к физической психологии, поскольку они не могут существовать без материи. Третья метафизична. В своем минимуме душа есть везде, где есть жизнь. "Отправляясь в своем рассмотрении от исходной точки, мы утверждаем, что одушевленное отличается от неодушевленного наличием жизни" . А чтобы быть живым, достаточно обладать способностью к питанию, к росту и к закату (естественный цикл живого), т. е. быть растением. Способность к питанию - критерий растительной души. В своем же максимуме душа есть там, где есть ум, при этом даже только ум. Таков бог, о котором, как мы видели, Аристотель говорил, что "жизнь без сомнения присуща ему, ибо деятельность разума есть жизнь" .

Вообще говоря, чтобы быть живым, достаточно обладать хотя бы одним  из таких признаков, как ум, ощущение, движение и покой в пространстве, а также движение в смысле питания, упадка и роста. Так, чтобы быть животным, достаточно чувства осязания: "животное впервые появляется благодаря ощущению" . Способность к осязанию - критерий наличия животной души, так же как способность к питанию - растительной. В свою очередь, способность к ощущению (а осязание - его минимум) влечет за собой удовольствие и неудовольствие, приятное и неприятное, а тсм самым желание приятного. Кроме того, некоторым живым существам присуща способность к движению в пространстве. Так как способности к ощущеншо не может быть без растительной способности, то животные обладают не только животной, но и растительной душой. Таковы две низшие, "физические" души. Вторая выше первой и включает ее в себя. Где есть животная душа, там есть и растительная, но не наоборот. Поэтому животных меньше, чем растений.

"Наконец, совсем немного  существ обладает способностью  рассуждения и размышления". Эти  существа распадаются на две  группы: люди и бог. Люди, обладая  способностью к рассуждению и  размышлению, обладают как животной, так и растительной душой. Бог,  как было уже сказано, обладает  лишь разумной душой. Человек  - и растение, и животное. Бог - только бог. Так образуется  лестница живых существ в психологическом аспекте. В принципе эта лестница непрерывна, но все же она распадается на три пролета:

1) растительная душа - первая  и самая общая способность  души, чье дело - воспроизведение  и питание, а воспроизведение  - минимальная причастность к божественному . Растения не ощущают, потому что они воспринимают воздействие среды вместе с материей. Растения не способны отделить от материи форму;

2) животные отличаются  от растений тем, что обладают  способностью воспринимать формы  ощущаемого без его материи. Здесь слово "формы" употреблено не в метафизическом смысле. Это не сущности, не даваемые в ощущениях и совсем не воспринимаемые животными, а внешние формы, образы отдельных предметов и явлений, данных в ощущениях и в их синтезе в представлениях. Такова животная душа;

Информация о работе Аристотель