Аристо́тель —
древнегреческий натуралист классического
периода, философ, создатель логики и наиболее
влиятельный из диалектиков древности;
основоположник формальной логики. Аристотель
был первым мыслителем, создавшим всестороннюю
систему философии, охватившую все сферы
человеческого развития — социологию,
философию, политику, логику, физику.
Аристотель разработал множество физических
теорий и гипотез, основываясь на знаниях
того времени. Собственно и сам термин
«физика» был введён Аристотелем. К
физике относятся сочинения, названные
«Физика», «О небе», «О возникновении и
уничтожении», «Метеорологика».
Физика Аристотеля основана на учении
о четырёх элементах (четырёх стихиях).
В трудах Аристотеля ведётся речь об отношении
между этими стихиями, их развитии, как
они воплощаются в явлениях природы и
т.п.
Основные постулаты физики Аристотеля:
- Естественное
место — каждый элемент тяготеет к своему
естественному месту, каким-то образом
расположенному относительно центра Земли,
а значит и центра Вселенной.
- Гравитация/Левитация —
на объекты действует сила, двигающая
эти объекты к их естественному месту.
- Прямолинейное
движение — в ответ на эту силу тело
двигается по прямой линии с постоянной
скоростью.
- Зависимость
скорости от плотности — скорость обратно
пропорциональна плотности среды.
- Невозможность
вакуума — так как движение в вакууме
была бы бесконечно большой.
- Всепроникающий
эфир — каждая точка пространства заполнена
материей.
- Бесконечная
вселенная — пространство ничем не ограничено.
- Теория
континуума — между атомами был бы вакуум,
таким образом материя не может состоять
из атомов.
- Эфир —
объекты из надлунного мира сделаны из
иной материи, чем земные.
- Неизменный
и вечный космос — Солнце и планеты —
совершенные, неизменяемые сферы.
- Движение
по окружности — планеты совершают совершенное
круговое движение.
«Метафи́зика» —
известнейший сборник сочинений Аристотеля
и первая основополагающая работа одноимённого
раздела философии. Состоит из 14 книг,
собранных из различных работ Андроником Родосским, в которых
описывается учение о первоначалах, которые
и составляют предмет мудрости. Аристотель
насчитывает четыре первоначала, или высшие
причины бытия: форма (сущность, суть бытия)
(«Что это есть?»), материя («Из чего?»),
цель («Ради чего?») и перводвижитель («Откуда
начало движения?»). Он также проводит
различие между возможностью и действительностью.
Последние книги Метафизики посвящены
критике эйдосов как отдельно существующих
от вещей сущностей.
1 книгу Аристотель начинает с утверждения,
что все люди от природы стремятся к знанию.
Источником же знания является чувство
и память, которые в совокупности образуют
опыт. На опыте воздвигается умение - знание
общего. Однако практические умения - это
еще не высшее знание, каковым является
только знание самоценное – мудрость
- знание причин и начал. Аристотель говорит,
что обычно мудрыми называли тех, кто много
знает, однако все знать нельзя, но можно
знать причины всего. Как раз философы
с самого начала интересовались причинами:
как происхождения Вселенной, так и того,
что хорошо. Такое знание он называет божественным.
Далее, в 3 главе 1 книги, Аристотель перечисляет
четыре причины всего: Сущность, Материя,
Начало движения, Благо.
Аристотель критикует своих предшественников
за особый акцент на материальной причине:
на воде, воздухе, огне или всех элементах
сразу. К началам движения он относил ум,
дружбу и вражду.
Во 2 книге Аристотель определяет философию
как знание об истине, причем истина оказывается
целью знания.
В 3 книге Аристотель указывает на трудности
познания причин: существуют ли сущности
и где они пребывают? Он также критикует
представление о богах, утверждая, что
те, кто едят не могут быть вечными.
12 книга посвящена
понятию сущность. Аристотель подчеркивает,
что под этим словом могут пониматься
тела, элементы или числа. Здесь же он приводит
свое знаменитое утверждение, что все
изменяется из сущего в возможности в
сущее в действительности. Причем все,
что подвержено изменению материально.
13 и 14 книги посвящены критике эйдосов
и чисел, якобы существующих помимо вещей.
Аристотель подобно Платону разделяет
прекрасное и благо, ибо первое относится
к неподвижному, а второе - к действию.
Однако в пику своему учителю он противопоставляет
общее сущности.