Аристотель (Aristoteles) Стагирский 384 – 322 до нашей эры

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 12:27, контрольная работа

Описание работы

Аристотель Стагирский, один из величайших философов античной Греции, родился в 384 г. до н. э. в Стагире, греческой колонии во Фракии, недалеко от Афона. От названия города производится имя Стагирит, которое часто давалось Аристотелю. Отец Аристотеля Никомах и мать Фестида были благородного происхождения. Никомах, придворный врач македонского царя Аминты III, прочил своего сына на ту же должность и, вероятно, сам первоначально обучал мальчика врачебному искусству и философии, которая в то время была нераздельна с медициной.

Работа содержит 1 файл

аристотель.docx

— 45.88 Кб (Скачать)

Точно так же, как  нельзя хорошо поступать, не зная добродетели, так и нельзя по-настоящему любить, не зная, что такое любовь и что  должно быть истинным предметом влечения. Тема любви (эроса) и дружбы — наиболее хорошо засвидетельствованная тема рассуждений Сократа (ср. Платон. «Феаг» 128b: «я всегда говорю, что я ничего не знаю, кроме разве одной совсем небольшой науки — эротики. А  в ней я ужасно силен»); эта  тема так или иначе была отражена в сочинениях всех сократиков —  Антисфена, Эсхина, Федона, Ксенофонта и Евклида мегарика. Кроме очевидно присутствовавшей игры словами, производными от «спрашивать» и «любить», любовная тема был важна как психологическое  обоснование тождества истины и  добра: желать лучше узнать и быть при этом безусловно благорасположенным к узнаваемому предмету можно  только любя его; и наибольший смысл  имеет любовь к конкретному человеку, точнее, по Сократу, к его душе, —  в той мере, в какой она добродетельна  или стремится к этому.

В каждой душе есть доброе начало, как у каждой души есть демон-покровитель. Сократ слышал голос своего «демония», предостерегавший его или его друзей (если они  советовались с Сократом) совершать  те или иные поступки (замечательно, что «демоний» Сократа проявлял свою запретительную силу только в  случаях смертельной угрозы для жизни, в менее важных случаях он молчал). Свой внутренний голос Сократ считал своеобразным оракулом, посредством которого бог сообщает ему свою волю — соответственно, Сократ не смел ослушаться божественных указаний. Именно за это подозрительное с точки зрения государственной религии учение в конце жизни он был обвинен в неблагочестии.

После поражения  Афин в Пелопоннесской войне (в ходе которой Сократ трижды становился участником военных сражений) в 404-403 годах в  городе была установлена проспартанская «тирания тридцати», во главе которой  встал Критий, бывший слушатель Сократа. Хотя Сократ никак не сотрудничал  со спартанской властью во время  тирании, спустя четыре года после свержения  диктатуры афиняне привлекли  Сократа к суду по обвинению в  расшатывании устоев государства, стараясь таким образом найти причину  упадка демократической власти и  ослабления Афин после «века Перикла».

Обвинителей было трое: молодой поэт Мелет, владелец кожевенных мастерских Анит и оратор Ликон; текст  обвинительного приговора сообщает Ксенофонт в «Воспоминаниях о  Сократе»: «Сократ виновен в том, что не признает богов, признаваемых государством, а вводит другие, новые  божества; виновен также в том, что развращаетмолодежь». Защита Сократа на суде стала поводом к написанию «Апологий», наиболее известная из которых принадлежит Платону. По приговору суда Сократ выпил цикуту и скончался через несколько минут в полном сознании.

После смерти Сократа  во множестве возникли сократические  школы, основанные его учениками, появляется жанр сократического диалога, персонажем которого неизменно является Сократ, и «воспоминаний» о Сократе. Ученики  хотели рассказать о личности Сократа  людям, не имевшими возможность его  знать при жизни, и понять, какое  значение может иметь его жизнь  для тех, кто его никогда не увидит. Для всей этой литературы была характерна типизации персонажей, их личных качеств и всех происходящих с ними событий, так что в результате имеющийся перед нами облик Сократа хотя исторически малодостоверен, зато интересен как уникальный историко-культурный миф, к которому обращались все новые поколения философов: «Сократ первый показал, что во всякое время и во всяком возрасте, что бы с нами ни происходило и что бы мы ни делали, — в жизни всегда есть место философии» (Плутарх. Должно ли старику заниматься государственными делами). (М. А. Солопова)


Информация о работе Аристотель (Aristoteles) Стагирский 384 – 322 до нашей эры