Антропология человека с точки зрения философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 22:29, доклад

Описание работы

Обсуждавшиеся выше проблемы человеческого появления, развития и существования относятся к человеку как таковому. Однако, человек вообще – понятие абстрактное, родовое. В действительности каждый человек находится в постоянном процессе развития, что в свою очередь требует особых научных понятий. Общепризнанными понятиями характеризующими ступени развития человека являются понятия индивид, индивидуальность, ли

Работа содержит 1 файл

философия.doc

— 37.50 Кб (Скачать)

Обсуждавшиеся выше проблемы человеческого появления, развития и существования относятся к  человеку как таковому. Однако, человек  вообще – понятие абстрактное, родовое. В действительности каждый человек  находится в постоянном процессе развития, что в свою очередь требует особых научных понятий. Общепризнанными понятиями характеризующими ступени развития человека являются понятия индивид, индивидуальность, личность.        

Термин «индивид» употребляется прежде всего для обозначения всякого отдельно взятого представителя человеческого рода. В социальной философии словом "индивид" издавна обозначался единичный представитель какой-либо группы (исторически определенного сообщества, общины, корпорации). Уникальность реальной жизни и деятельности отдельного человека в это понятие не входит. Индивид экземплярен. Это не просто "один", а всегда "один из". Различия людей как индивидов - это, во-первых, различия между самими общественными группами, к которым они принадлежат, а во-вторых, различия в том, насколько полно типические признаки одной и той же группы выражены в разных ее представителях. С помощью понятия "индивид" подчеркивается исходная зависимость каждого отдельного человека от социальных условий, в которых совершалось его личностное формирование (от объективного социального положения, характера включения в общественное производство, от решающего для его группы общего интереса и т.д.). Понятие «индивидуальности» акцентирует внимание на том особенном, специфическом, своеобразном, что отличает данного конкретного человека от других людей. Оно может рассматриваться как антитеза по отношению к понятию среднетипичного. С представлением о развитой индивидуальности связывается наличие многообразных социальных качеств, сообщающих человеку подлинную неповторимость.

Высшим этапом в развитии человека является превращение человека вличность. Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук. Психология изучает личность в качестве устойчивой целостности психических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей, волевых качеств. Социологический подход выделяет в личности социально-типическое. Он анализирует процесс развития личности во взаимосвязи с социальными общностями и социальными группами, обществом в целом. Философия рассматривает личность с точки зрения ее положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества. Понятие «личность» означает, что человек может выступить ответственным субъектом своего действия и переживания, он осознает свои восприятия и знает цену собственным инициативам. Принято выделять две основные концепции личности – сущностную и ролевую. Первая понимает личность как наличие определенного ценностного ядра, формирующегося в процессе деятельности и общения в социальной среде. Данное ядро представляет собой определенную устойчивость. Ролевая концепция ставит под сомнение наличие устойчивого ядра и утверждает множественность социальных ролей личности в зависимости от окружающих обстоятельств. 

Личность есть носитель системы ценностей, которые опредмечиваются и в вербальном, и в объектных планах. Поэтому считается, что личность может "сделать" самое себя, т.е. строить свою жизнь, сообразуясь с идеальным планом-замыслом, и в определенной мере подчинить себе обстоятельства. Личность всегда нуждается в самовыражении, она устойчива и узнаваема. В этом смысле утверждение, что личность есть органическая целостность, а не конгломерат случайным образом проявляющихся черт и особенностей, правомерно. В структуру личности входят – система потребностей, система деятельностей, система способностей и система целей и ценностей. Устойчивость личности является следствием развития автономности в самосознание и жизненную позицию. Последнее – одно из важнейших отличий личности от индивида состоит в способности активно отстаивать свои убеждения, осознавая в качестве субъекта социальной деятельности их правоту. Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностных ориентаций данного общества, который традиционно принято называтьсоциализацией. Человек учится выполнять социальные роли в семье, организации, социальном институте, государстве. Однако, данный процесс не происходит сам по себе. Лишь в процессе различных типов деятельности (и прежде всего труда), а также общения, коммуникации с другими участниками социальной жизни, происходит формирование личности. Вместе с тем, социализируясь человек все больше осознает свое собственное значение в обществе, свою роль и социальные функции. Данный процесс принято называть индивидуализацией.           

 Вместе с тем, автономность  личности и ее жизненная позиция  предполагают точное осознание  границ поступков. Для характеристики  данных сторон степени развития  личности принято использовать  понятия «свобода», «ответственность»  и «творчество». В истории философии можно наблюдать две взаимоисключающие точки зрения на понятие свободы. Одни философы (например, Спиноза, Гольбах, Гегель) сближают это понятие с понятием необходимости; они либо отрицают наличие в свободе элемента случайности, либо преуменьшают его значение. Свое крайнее выражение такая точка зрения получила у Гольбаха. «Для человека, — писал он, — свобода есть не что иное, как заключенная в нем самом необходимость». Другие философы, напротив, противопоставляют понятие свободы понятию необходимости и тем самым сближают его с понятием случайности, произвола. Весьма распространенным является представление о свободе как возможности выбора. И это вполне справедливо. В этом понятии свободы отчетливо можно видеть наличие обоих противоположных моментов — случайности и необходимости. Необходимый момент выбора находит свое выражение в двух категориях — категории потребности и категории долга (моральной ответственности). Категория потребности выражает личностно необходимый момент выбора (человек нуждается, испытывает настоятельную потребность в каком-либо роде деятельности или в каком-либо предмете, который он может «добыть» только с помощью труда). Категория долга (ответственности) выражает общественно необходимый момент выбора (человек обязан, должен работать, трудиться, чтобы не быть тунеядцем, иждивенцем). Случайность же оказывается лишь незнанием окружающих обстоятельств. Условием и критерием развития личности выступает творчество. Принято различать три аспекта творчества:

1. Творчество как создание  духовных и материальных ценностей — ценностный (аксиологический) аспект.

2. Творчество как создание или  открытие нового, небывалого —  эвристический аспект.

3. Творчество как самовыражение  и саморазвитие человека —  гуманистический аспект.

Переживания личности неизбежно соотносимы с ценностями. Понятие ценностей отражает значимость тех или иных объективных явлений для жизни людей. Ценностное отношение формируется в процессе человеческой деятельности. К ценностям, обеспечивающим жизнь человека, относятся здоровье, определенный уровень материальной обеспеченности, общественные отношения, обеспечивающие реализацию личности и свободу выбора, семья, право и др. Ценности, традиционно относимые к рангу духовных - эстетические, нравственные, религиозные, правовые и общекультурные (образовательные), - рассматриваются обычно как части, составляющие единое целое, называемое духовной культурой. Моральные (нравственные) ценности, во главу угла  ставят вопрос о соотношении добра и зла, природе счастья и справедливости, любви и ненависти, смысле жизни.Эстетические ценности также являются определенным переживанием человеком окружающей действительности, выражаемые с помощью представлений о красоте, совершенстве, возвышенном и низменном. Правовые ценности традиционно понимаются как совокупность общественных представлений относительно меры вины, а также способов наказания. Ценности, закрепляясь в обычаях, традициях превращаются в нормы. Однако, возникает вопрос – что делать с теми, кто заведомо полагает данные ценности и нормы неприемлимыми. Т.е. насколько общество готово защищать мораль одних с помощью насилия над другими?


Информация о работе Антропология человека с точки зрения философии