Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 22:29, доклад
Обсуждавшиеся выше проблемы человеческого появления, развития и существования относятся к человеку как таковому. Однако, человек вообще – понятие абстрактное, родовое. В действительности каждый человек находится в постоянном процессе развития, что в свою очередь требует особых научных понятий. Общепризнанными понятиями характеризующими ступени развития человека являются понятия индивид, индивидуальность, ли
Обсуждавшиеся выше проблемы человеческого появления, развития и существования относятся к человеку как таковому. Однако, человек вообще – понятие абстрактное, родовое. В действительности каждый человек находится в постоянном процессе развития, что в свою очередь требует особых научных понятий. Общепризнанными понятиями характеризующими ступени развития человека являются понятия индивид, индивидуальность, личность.
Термин «индивид» употребляется прежде всего для обозначения
всякого отдельно взятого представителя
человеческого рода. В социальной философии
словом "индивид" издавна обозначался
единичный представитель какой-либо группы
(исторически определенного сообщества,
общины, корпорации). Уникальность реальной
жизни и деятельности отдельного человека
в это понятие не входит. Индивид экземплярен.
Это не просто "один", а всегда "один
из". Различия людей как индивидов -
это, во-первых, различия между самими
общественными группами, к которым они
принадлежат, а во-вторых, различия в том,
насколько полно типические признаки
одной и той же группы выражены в разных
ее представителях. С помощью понятия
"индивид" подчеркивается исходная
зависимость каждого отдельного человека
от социальных условий, в которых совершалось
его личностное формирование (от объективного
социального положения, характера включения
в общественное производство, от решающего
для его группы общего интереса и т.д.).
Понятие «индивидуальности» акц
Высшим этапом в развитии человека является превращение человека вличность. Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук. Психология изучает личность в качестве устойчивой целостности психических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей, волевых качеств. Социологический подход выделяет в личности социально-типическое. Он анализирует процесс развития личности во взаимосвязи с социальными общностями и социальными группами, обществом в целом. Философия рассматривает личность с точки зрения ее положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества. Понятие «личность» означает, что человек может выступить ответственным субъектом своего действия и переживания, он осознает свои восприятия и знает цену собственным инициативам. Принято выделять две основные концепции личности – сущностную и ролевую. Первая понимает личность как наличие определенного ценностного ядра, формирующегося в процессе деятельности и общения в социальной среде. Данное ядро представляет собой определенную устойчивость. Ролевая концепция ставит под сомнение наличие устойчивого ядра и утверждает множественность социальных ролей личности в зависимости от окружающих обстоятельств.
Личность есть носитель системы ценностей,
которые опредмечиваются и в вербальном,
и в объектных планах. Поэтому считается,
что личность может "сделать" самое
себя, т.е. строить свою жизнь, сообразуясь
с идеальным планом-замыслом, и в определенной
мере подчинить себе обстоятельства. Личность
всегда нуждается в самовыражении, она
устойчива и узнаваема. В этом смысле утверждение,
что личность есть органическая целостность,
а не конгломерат случайным образом проявляющихся
черт и особенностей, правомерно. В структуру
личности входят – система потребностей,
система деятельностей, система способностей
и система целей и ценностей. Устойчивость
личности является следствием развития
автономности в самосознание и жизненную
позицию. Последнее – одно из важнейших
отличий личности от индивида состоит
в способности активно отстаивать свои
убеждения, осознавая в качестве субъекта
социальной деятельности их правоту. Становление
личности происходит в процессе усвоения
людьми опыта и ценностных ориентаций
данного общества, который традиционно
принято называтьсоциализацией. Человек учится выполнять
социальные роли в семье, организации,
социальном институте, государстве. Однако,
данный процесс не происходит сам по себе.
Лишь в процессе различных типов деятельности
(и прежде всего труда), а также общения,
коммуникации с другими участниками социальной
жизни, происходит формирование личности.
Вместе с тем, социализируясь человек
все больше осознает свое собственное
значение в обществе, свою роль и социальные
функции. Данный процесс принято называть индивидуализацией.
Вместе с тем, автономность
личности и ее жизненная
1. Творчество как создание духовных и материальных ценностей — ценностный (аксиологический) аспект.
2. Творчество как создание или открытие нового, небывалого — эвристический аспект.
3. Творчество как самовыражение и саморазвитие человека — гуманистический аспект.
Переживания личности неизбежно соотносимы с ценностями. Понятие ценностей отражает значимость тех или иных объективных явлений для жизни людей. Ценностное отношение формируется в процессе человеческой деятельности. К ценностям, обеспечивающим жизнь человека, относятся здоровье, определенный уровень материальной обеспеченности, общественные отношения, обеспечивающие реализацию личности и свободу выбора, семья, право и др. Ценности, традиционно относимые к рангу духовных - эстетические, нравственные, религиозные, правовые и общекультурные (образовательные), - рассматриваются обычно как части, составляющие единое целое, называемое духовной культурой. Моральные (нравственные) ценности, во главу угла ставят вопрос о соотношении добра и зла, природе счастья и справедливости, любви и ненависти, смысле жизни.Эстетические ценности также являются определенным переживанием человеком окружающей действительности, выражаемые с помощью представлений о красоте, совершенстве, возвышенном и низменном. Правовые ценности традиционно понимаются как совокупность общественных представлений относительно меры вины, а также способов наказания. Ценности, закрепляясь в обычаях, традициях превращаются в нормы. Однако, возникает вопрос – что делать с теми, кто заведомо полагает данные ценности и нормы неприемлимыми. Т.е. насколько общество готово защищать мораль одних с помощью насилия над другими?
Информация о работе Антропология человека с точки зрения философии