Антропоцентризм русской философской мысли

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 16:31, контрольная работа

Описание работы

Несмотря на то, что русская философская мысль представлена самыми различными направлениями, ориентациями и школами, в ней при решении философских проблем доминировали творчески деятельный характер, ярко выраженная моральная установка, постоянная обращенность к историческим судьбам России, на место русского народа в семье европейских народов. Поэтому без освоения отечественного духовного наследия нельзя понять историю и душу русского народа, осмыслить место и роль России в мировой цивилизации.

Содержание

Введение………………………………………………………………………....3
Антропоцентризм русской философской мысли…………………..…..4
Существование человека и проблема смысла жизни…………………..7
Тема любви в русской философии……………………………….…….11
Русская философия в нравственных основах жизни и деятельности человека……………………………………………………………………...…14
Значение русской философии для духовного возрождения человека…………………………………………………………………..……17
Заключение…………………………………………………….………………19
Список использованной литературы……………………………....…………20

Работа содержит 1 файл

Антропоцентризм русской философской мысли.doc

— 90.00 Кб (Скачать)

Содержание:

Введение………………………………………………………………………....3

  1. Антропоцентризм русской философской мысли…………………..…..4
  2. Существование человека и проблема смысла жизни…………………..7
  3. Тема любви в русской философии……………………………….…….11
  4. Русская философия в нравственных основах жизни и деятельности человека……………………………………………………………………...…14
  5. Значение русской философии для духовного возрождения человека…………………………………………………………………..……17

Заключение…………………………………………………….………………19

Список использованной литературы……………………………....…………20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Русская философская мысль –  органическая  часть  мировой  философии  и культуры.  Русская  философия  обращается  к  тем  же   проблемам,   что   и западноевропейская, хотя подход к ним, способы их осмысления носили  глубоко национальный характер.

         Несмотря на то,  что  русская   философская  мысль  представлена  самыми различными  направлениями,  ориентациями  и  школами,  в  ней  при   решении философских  проблем  доминировали  творчески  деятельный   характер,   ярко выраженная  моральная  установка,  постоянная  обращенность  к  историческим судьбам России, на  место  русского  народа  в  семье  европейских  народов. Поэтому  без  освоения  отечественного  духовного  наследия  нельзя   понять историю и душу русского народа, осмыслить место  и  роль  России  в  мировой цивилизации.

     Целью данной работы является изучение русской  философии в целом и её направление  о человеке и его бытие. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Антропоцентризм русской философской  мысли
 

     Русская философия характеризуется антропоцентризмом и социальной направленностью. Ее глубокий и существенный религиозный интерес постоянно сопровождается темой человека, его судеб и путей, цели и смысле его жизни.

     Для русской философии человек, его  духовно-нравственная жизнь являются не просто особой сферой внешнего мира, его выражением. Напротив, человек есть микрокосм, который несет в себе разгадку тайны бытия, макрокосма. Человек не дробная, бесконечно малая часть Вселенной, а малая, но цельная Вселенная. Сущность человека в его цельности. Цельный человек сочетает в себе такие качества, как чувственный опыт, рациональное мышление, эстетическое восприятие мира, нравственный опыт, религиозное созерцание.

     В русской философии человек не обособляется от других людей. Все индивиды интегрированы, они не изолированы друг от друга. Субстанциональную основу составляет не Я, а Мы. Мы - это неразложимое единство. Не случайно русские мыслители отвергали идею Лейбница о замкнутости и изолированности монад. Для них монады не только взаимодействуют между собой, не только связаны с Богом и миром, но и обладают собственным бытием в такой взаимной связи. Сущность и специфика русского духа в его соборности.

     Через человека и во имя человека, для  его духовного совершенствования  и обустройства его земного бытия  русские философы постоянно обращаются к социальным вопросам. "Русская философия неразрывно связана с действительной жизнью, поэтому она часто является в виде публицистики". Почти у всех русских мыслителей, даже у тех, которые склонны к мистическим обобщениям, ощущается внутреннее стремление к неразрывности теории и практики, отвлеченной мысли и конкретной жизни. Все это носит в их творчестве целостный и устойчивый характер.

     В истории русской философии можно  в русской философии выделить два основных направления, касающихся человека:

     1) материалистические учения революционных  демократов (Белинского, Герцена, Чернышевского  и др.);

     2) концепции представителей религиозной  философии (Федорова, Вл. Соловьева,  Бердяева и др.).

     Защиту  идей «русского социализма» исходя из необходимости освобождения трудящегося человека, прежде всего «мужика», предпринял А.И. Герцен. Его антропология рационалистична: человек вышел из «животного сна» именно благодаря разуму. И чем больше соответствие между разумом и деятельностью, тем больше он чувствует себя свободным. В вопросе о формировании личности он стоял на позиции ее взаимодействия с социальной средой.

     В работе «Антропологический принцип в философии» Н.Г. Чернышевский утверждает природно-монистическую сущность человека. Человек — высшее произведение природы. На взгляды Чернышевского оказало влияние учение Фейербаха, и многие недостатки последнего свойственны также и Чернышевскому. Как и всем представителям натуралистического направления философии человека, ему присуща и натуралистическая трактовка духовной жизнедеятельности человека.

     В концепциях русских религиозных  философов антропологическая проблематика занимает центральное место. Это  особенно относится к периоду  развития русской философии, начиная  с Ф.М. Достоевского, являющегося  мыслителем экзистенциального склада и внесшего в развитие этого направления значительный вклад. И хотя представители этого направления постоянно обращаются к Богу, однако в центре их внимания находится человек, его предназначение и судьба.

     В основе учения о человеке в русской религиозной философии находится вопрос о природе и сущности человека. Его решение часто видится на пути дуализма души и тела, свободы и необходимости, добра и зла, божественного и земного. Так, антропологические взгляды Достоевского зиждятся на той предпосылке, что человек в своей глубинной сущности содержит два полярных начала — бога и дьявола, добро и зло, которые проявляются особенно сильно, когда человек «отпущен на свободу». Это трагическое противоречие двух начал в человеке лежит и в основе философской антропологии Вл. Соловьева.

     Человек совмещает в себе всевозможные противоположности, которые все сводятся к одной великой противоположности между безусловным и условным, между абсолютною и вечною сущностью и преходящим явлением или видимостью. Человек есть вместе и божество и ничтожество. 
В не меньшей степени эта проблема души и тела отражена и в философии Н.А. Бердяева, В силу этой изначальной раздвоенности и дуализма человека его судьба оказывается трагичной по самой своей сути. 
Весь трагизм жизни по Бердяеву Н.А происходит от столкновения конечного и бесконечного, временного и вечного, от несоответствия между человеком, как духовным существом, и человеком, как природным существом, живущим в природном мире. С точки зрения представителей этого направления, главное для человека имеет духовная, божественная субстанция, а подлинный смысл человека и его существования заключается в том, чтобы соединить человека с Богом. В русской религиозной философии вопрос о человеке органически превращается в божественный вопрос, а вопрос о Боге — в человеческий. Человек раскрывает свою подлинную сущность в Боге, а Бог проявляется в человеке. Отсюда одна из центральных проблем этого направления — проблема богочеловека, или сверхчеловека. Ее антропология носит сугубо гуманистический характер, утверждая превосходство добра над злом и бога над дьяволом.

  1. Существование человека и проблема смысла жизни
 
 

     Большой вклад в решение проблемы смысла жизни был внесен русскими философами и писателями. Одним из постоянных сюжетов в творчестве Толстого являются размышления о цели человеческой жизни. Достоевский был уверен, что без твердого убеждения, для чего ему жить, человек "скорее истребит себя, чем останется на Земле".

     Вопрос  о смысле жизни, бесспорно, принадлежит  к так называемым вечным вопросам и вряд ли достижимо его окончательное решение. Это и понятно, ибо история человечества продолжается, и каждая ее страница приносит наряду с ответами и новые вопросы. Но когда все же человек впервые задумался над своим предназначением? Вероятно, это произошло тогда, когда потребности человека вышли за рамки элементарной нужды, вызванной физиологическими процессами. Возникают потребности духовного порядка, которые удовлетворяются через ценностные предпочтения, духовный выбор. И, наконец, на достаточно высоком уровне систем материальных и духовных ценностей возникает смысложизненная проблема.

     Смысл жизни определяется по-разному, в  зависимости от жизненной позиции  мыслителя. Но если говорить о тенденциях, то они представлены двумя противоположными направлениями и могут быть обозначены формулой "иметь или быть?"

     В основе этих направлений лежат глубокие социальные корни, тесно связанные  с определенными экономическими, политическими, духовно-нравственными  причинами. Так, установка "иметь" определяет социальный статус личности через собственность, формы которой возникают и развиваются на известных этапах исторического развития. Следует отметить, что различные религиозные учения и светские теории гуманизма отрицательно относятся к абсолютизации этой установки при определении жизненных ориентиров. Стремление к ограничению бездумного накопительства, скупости, неуемной жажды к обогащению – неотъемлемая составляющая многих этических правил, программ, требований. В условиях современного потребительского общества происходит вымывание исторических духовно-нравственных ориентиров и поэтому традиционные этические императивы приобретают обостренное звучание. Безграничный рост общественных и индивидуальных потребностей усугубляет экологические проблемы, пренебрежение которыми способно привести к глобальной катастрофе человеческого существования.

     Направление, характеризуемое символом "быть" скорее всего, относится к удовлетворению потребностей духовного порядка. Сюда относится вся сфера требований, определяющих человека как такового, сфера должного для конкретной личности. Следует отметить, что содержание должного (кем должен быть человек) не является вневременной, постоянной константой. Каждая эпоха предъявляет свои требования, но, тем не менее, ядро морально-нравственных, составляющих общечеловеческие, ценностей служит наиболее общей основой ориентирования общества и индивида.

     В реальной действительности личность испытывает постоянную необходимость удовлетворения, как духовных, так и материальных потребностей. Речь, скорее всего, должна идти не об абсолютизации одних или других, а о взаимодействии. Соотношение рассматриваемых направлений в деятельности конкретной личности зависит от многих причин (политических, экономических, воспитательных и т.д.).

     Для развития человека необходим, разумеется, какой-то минимум собственности: индивид, лишенный элементарных условий удовлетворения своих потребностей и нужд не в состоянии развиваться как морально-нравственнная личность. Но обладание богатством еще не говорит о значимости той или иной личности. История России богата именами сподвижников, которые вовсе не были богатыми людьми: летописец Нестор, протопоп Аввакум, А.С.Пушкин, П.Я.Чаадаев, В.С.Соловьев и многие другие. Еще Аристотель считал устойчивым такое общество, в котором большинство обладает средним достатком. Действительно, многие социальные потрясения XX века инициировались тем, что возникала резко выраженная поляризация – нищета для подавляющего большинства и роскошь для незначительного меньшинства. Поэтому рассматриваемая дилемма, перенесенная в сферу политики, составляет существенное содержание политических программ различных партий и движений.

     Процессы  возникновения, функционирования, трансформации  ценностных систем связаны с изменениями  в различных сферах человеческого бытия и поэтому их временные масштабы, длительность не всегда совпадает с социально-экономическими, политическими и другими изменениями. Например, эстетические ценности античности представляют непревзойденные образцы и по сей день; гуманистические идеалы Возрождения и Просвещения включены в социальные программы современности.

     Ценность  как термин используется в философии  для обозначения социальной, культурной значимости явлений окружающего  мира. Многообразные предметы культуры, общественные отношения и природные явления, охваченные человеческой деятельностью, могут выступать в качестве объектов ценностных отношений, т.е. быть оценены с позиций добра и зла, истины и неистины, прекрасного и безобразного, человеческого и нечеловеческого, допустимого и недопустимого и образуют предметные ценности. Способы и критерии оценок, закрепленные в общественном сознании в форме нормативных представлений (установки, императивы, запреты, идеалы), выступают предельно общими ориентирами и составляют субъективные ценности. Предметные и субъективные ценности характеризуют две стороны любого ценностного отношения, раскрывают его существенное содержание.

     Ценностная  ориентация индивида закрепляется жизненным  опытом, дает возможность отличать существенное, важное, значимое для жизнедеятельности от второстепенного, не существенного. Ведущей стороной этого процесса являются мировоззренческие, нравственные убеждения и соответствующее им поведение. Устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностей обуславливает целостность личности, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевому усилию для их реализации.

     В переломные эпохи особенно видна  роль и значение ценностной ориентации. Можно упомянуть в связи с  этим так называемый эффект "экзистенциального  вакуума", в котором оказывается человек, потерявший или не нашедший в силу ряда причин духовные ориентиры своей деятельности. Подобное состояние проявляется в скуке, приводящей к уходу от действительности, к наркомании, пьянству, потере смысла жизни. Эта ситуация характерна для нашего времени, когда старые идеалы сокрушены, а новые для значительной части населения еще не состоялись.

     В настоящее время весьма актуальным является рассмотрение влияния рыночных отношений на ориентацию личности. Изменение экономических отношений кардинально изменяет образ жизни человека, мотивы поведения. В основе рыночных отношений лежат, как известно, экономический либерализм, конкуренция, стремление к наибольшей прибыли. Все это, безусловно, порождает инициативу и позволяет более активно использовать свои способности и знания. Но нельзя забывать о высокой степени конфликтности этих отношений. Участники рынка не находятся в состоянии симметрии – побеждает сильнейший. Но применение силы в любой форме – это уже преддверие насилия, принуждения, убийства. Все это и происходит при господстве дикого рынка.

Информация о работе Антропоцентризм русской философской мысли