Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:18, доклад
АНТИНОМИЯ (от греч. antinomia — противоречие в законе) — рассуждение, доказывающее, что два высказывания, являющиеся отрицанием друг друга, вытекают одно из другого. Характерным примером логической А. является «Лжеца» парадокс.
Наибольшую известность из открытых уже в 20 в. получила А., указанная Б. Расселом.
Примером достаточно простой и оригинальной А. может быть следующее рассуждение. Некотор
АНТИНОМИЯ
(от греч. antinomia — противоречие в законе)
— рассуждение, доказывающее, что два
высказывания, являющиеся отрицанием
друг друга, вытекают одно из другого.
Характерным примером логической А. является
«Лжеца» парадокс.
Наибольшую
известность из открытых уже в 20 в. получила
А., указанная Б. Расселом.
Примером
достаточно простой и оригинальной
А. может быть следующее рассуждение.
Некоторые слова, обозначающие свойства,
обладают тем самым свойством, которое
они называют. Так, прилагательное «русский»
само является рус, «многосложное» — многосложно,
а «шестислоговое» имеет шесть слогов.
Такие слова, относящиеся к самим себе,
называют а у -тологическими; слова, не
имеющие свойства, обозначаемого ими,
гетерологическими. Последних в языке
подавляющее большинство: «сладкое» не
является сладким, «холодное» — холодным,
«однослоговое» — однослоговым и т.д.
Разделение прилагательных на две группы
представляется ясным и не вызывающим
возражений. Оно может быть распространено
и на существительные: «слово» само является
словом, «существительное» — существительным,
но «стол» — это не стол, а слово «глагол»
— не глагол, а существительное. А. обнаруживается,
как только задается вопрос, к какой из
двух групп относится само прилагательное
«гетерологическое». Если оно аутологичсское,
то обладает обозначаемым им свойством
и должно быть гетерологическим. Если
же оно гетерологическое, то не имеет называемого
им свойства и должно быть поэтому аутологическим.
А. Рассела
связана с понятием множества. Относительно
каждого множества представляется осмысленным
задать вопрос, является оно своим собственным
элементом или нет. Напр., множество всех
людей не является человеком, так же как
множество стульев — это не стул. Но множество,
объединяющее все множества, представляет
собой множество и, значит, содержит самое
себя в качестве элемента. Назовем множества,
не содержащие себя в качестве элемента,
обычными, содержащие себя — необычными
и рассмотрим множество, составленное
из всех обычных множеств. Поскольку это
множество, о нем можно спрашивать, обычное
оно или нет. Ответ, однако, оказывается
обескураживающим. Если оно обычное, то,
согласно своему определению, оно не должно
содержать самое себя в качестве элемента,
поскольку содержит все обычные множества.
Но это означает, что оно является необычным
множеством. Допущение, что рассматриваемое
множество представляет собой обычное
множество, приводит, т.о., к противоречию.
Значит, оно не может быть обычным. С др.
стороны, оно не может быть также необычным:
необычное множество содержит самое себя
в качестве элемента, а элементами рассматриваемого
множества являются только обычные множества.
В итоге множество всех множеств, не являющихся
собственными элементами, есть свой элемент
в том и только том случае, когда оно не
является таким элементом. Полученное
противоречие говорит о том, что такого
множества не существует. Но если столь
просто и ясно заданное множество не может
существовать, то в чем различие между
возможными и невозможными множествами?
Наивное, или интуитивное, представление
о множестве как сколько угодно обширном
соединении в чем-то однородных объектов
способно вести, т.о., к противоречию и
нуждается в прояснении и уточнении.
А. Рассела
не имеет специфически математического
характера, ее можно переформулировать
в чисто логических терминах. Рассел
предложил следующий популярный
вариант открытой им А. Представим,
что совет какой-то деревни так
определил обязанности
Необходимым
признаком логической А. обычно считается
логический словарь, в терминах которого
она формулируется. Однако в логике
нет четких критериев деления
терминов на логические и внелогические.
Кроме того, в логических терминах можно
сформулировать и внелогические утверждения.
На первых
порах изучения А. казалось, что их
можно выделить по нарушению какого-то
еще не исследованного положения
или правила логики. Особенно активно
претендовал на роль такого правила
введенный Расселом «принцип порочного
круга», согласно которому в совокупность
не должны входить объекты, определимые
только посредством этой же совокупности.
Все А. имеют общее свойство —
самоприменимость, или циркулярность.
В каждой А. объект, о котором идет речь,
характеризуется посредством совокупности
объектов, к которой он сам принадлежит.
Если мы, к примеру, говорим: «Это высказывание
ложно», мы характеризуем данное высказывание
путем ссылки на совокупность всех ложных
высказываний, включающих и данное высказывание.
Однако циркулярность — свойство и многих
непарадоксальных рассуждений. Такие
примеры, как «самый большой из всех городов»,
«наименьшее из всех натуральных чисел»,
«один из электронов атома меди» и т.п.,
показывают, что далеко не всегда циркулярность
ведет к противоречию. Однако провести
различие между «вредной» и «безвредной»
циркулярностью не удается.
А. свидетельствуют
о несовершенстве обычных методов
образования понятий и методов
рассуждения. Они играют роль контролирующего
фактора, ставящего ограничения
на пути конструирования систем логики.
Один
из предлагавшихся путей устранения
А. — выделение наряду с истинными
и ложными бессмысленных высказываний.
Этот путь был предложен Расселом, объявившим
А. бессмысленными на том основании, что
в них нарушаются требования особой «логической
грамматики». В качестве последней Рассел
предложил теорию типов, вводящую своеобразную
иерархию рассматриваемых объектов: предметов,
свойств предметов, свойств свойств предметов
и т.д. Свойства можно приписывать предметам,
свойства свойств — свойствам и т.д., но
нельзя осмысленно утверждать, что свойства
свойств имеются у предметов. Напр., высказывания
«Это дерево — зеленое», «Зеленое — это
цвет» и «Цвет — это оптическое явление»
осмысленны, а, скажем, высказывания «Этот
дом есть цвет» и «Этот дом есть оптическое
явление» — бессмысленны.
Исключение
А. достигается также путем отказа
от «чрезмерно больших множеств», подобных
множеству всех множеств. Этот путь
был предложен нем. математиком Е.
Цермело, связавшим появление А. с неограниченным
конструированием множеств. Допустимые
множества были определены им некоторым
списком аксиом, сформулированным так,
чтобы не выводились известные А.
Были предложены и др. способы устранения А. Ни один из них не лишен, однако, недостатков.