Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 11:53, реферат
Я придаю особое значение тому обстоятельству, что первая американо-советская конференция по социальным и политическим аспектам науки и техники была посвящена "антинаучным тенденциям в культуре США и СССР". Культурологи традиционных ориентаций, наверное, сочли бы более важной и уместной какую-нибудь другую тему, чем проблема "антинауки". Весьма вероятно также, что многих академических ученых гораздо больше волнует распространение антипатий к традициям западной литературы и искусства. Еще кто-то сочтет более насущными проблемами нашей цивилизации разгул оголтелого национализма,
Холтон Дж. Что такое "антинаука"?
Смысл проблемы в первом приближении
Почему феномен "антинауки"
Должен вызывать у нас тревогу?
Антинаука как альтернативное миропонимание:
Отрицание права науки на истину
Концептуальная структура "картины мира"
Что такое "модерн"? Социологический подход
Модерн: взгляд философа
Структура модернистской картины мира и ее альтернатив
Три способа исправить положение
На пути к выводам
От автора
Я придаю особое значение тому обстоятельству, что первая американо-советская конференция по социальным и политическим аспектам науки и техники была посвящена "антинаучным тенденциям в культуре США и СССР". Культурологи традиционных ориентаций, наверное, сочли бы более важной и уместной какую-нибудь другую тему, чем проблема "антинауки". Весьма вероятно также, что многих академических ученых гораздо больше волнует распространение антипатий к традициям западной литературы и искусства. Еще кто-то сочтет более насущными проблемами нашей цивилизации разгул оголтелого национализма, фанатизм религиозного фундаментализма, этническую вражду, – в общем, то торжествующее насилие, которое Фрейд в книге "Почему война?" назвал "инстинктами разрушения". В сравнении с такими сюжетами наша тема выглядит чем-то второстепенным, легковесно-эфемерным. Однако из дальнейшего станет ясно, что выбор нашей темы правомерен и не случаен, в том числе (и не в последнюю очередь) потому, что она исторически и логически тесно связана как раз с теми самоочевидными социальными опасностями и угрозами, о которых я только что упомянул.
Прежде всего мы должны разобраться с приставкой "анти-", чтобы верно уловить суть проблемы. Я вижу свою задачу в данном очерке в том, чтобы наметить способы корректного и отвечающего существу дела обсуждения феномена "антинауки".
Дж. Холтон, разграничивая социологический и философский подходы к изучению модерна, говорит о единстве этих подходов лишь на уровне определения предмета и хронологических рамок исследования. «Важный момент их единства заключается ещё и в том, что идеология антинауки враждебно и непримиримо противостоит мировоззренческой концепции модернизма»]. Говоря о мировоззрении модерна, надо выделить его сущностные характеристики. По Холтону, это высокий статус объективности, стремление к количественным результатам взамен качественных, антиидивидуализм и интерсубъективность, глобализм, установка на доказательность теорий, тенденция к тиражированию и воспроизводимости результатов, скептическое отношение к авторитетам (результат нивелирования личности исследователя), секулярность, антиромантичность, эволюционизм и др. Соответственно, существует некое «контрмировоззрение», неотъемлемой частью которого выступает «антинаука». Яркими факторами, влияющими на его популярность, названы обеспокоенность людей колоссальным вмешательством техники в жизнь человека, экологическое движение и скептицизм относительно права науки на монополию как особой формы тоталитаризма. Здесь уместно вспомнить книгу П. Козловски «Культура постмодерна», изданную за три года до доклада Холтона. Козловски добавляет в картину постмодерной идентичности также движение за мир, женское движение, некоторые социальные движения и проблему ядерной энергии. Примечательно, что один из докладов на майской конференции 1991 года также был посвящён проблеме негативного отношения общества к использованию ядерной энергии – С. Вирт: «Почему люди стали бояться реакторов? »).
Это «контрмировоззрение», с одной стороны, является серьёзным вызовом картине мира эпохи модерна, причём Холтон утверждает, что сила данного подхода вовсе не в теоретической обоснованности, а в поддержке общественного мнения. С другой стороны, принципиально невозможно построить картины мира, не содержащей в себе элементов научности. Это отмечал ещё М. Хайдеггер в 1938 году в докладе «Время картины мира»: «Основной процесс Нового времени есть покорение мира как картины. Слово «картина» означает теперь: конструкт опредмечивающего представления. Человек борется здесь за позицию такого сущего, которое всему сущему задает меру и предписывает норму. Поскольку эта позиция обеспечивается, артикулируется и выражается как мировоззрение, новоевропейское отношение к сущему в своем решающем развертывании превращается в размежевание мировоззрений, причем не каких угодно, а только тех, которые успели с последней решительностью занять крайние принципиальные позиции, возможные для нового человека. Ради этой борьбы мировоззрений и в духе этой борьбы человек вводит в действие неограниченную мощь всеобщего расчета, планирования и организации. Наука как исследование есть незаменимая форма этого самоустроения мира... С борьбой мировоззрений Новое время только и вступает в решающий и, вероятно, наиболее затяжной отрезок своей истории». Поскольку наличие «антимодерной» парадигмы мировоззрения, контрадикторно противостоящая модерну, предполагает абсолютное отрицание одного из полюсов, наука – глашатай модерна – устами Дж. Холтона призывает отказаться от «антинауки», так же, как и последняя предлагает отказаться от истинной науки.
Борьба научного (шире – модерного) мировоззрения со своим зеркальным двойником – антинаукой предполагает следующие действия:
1)"Традиционный путь, идти
по которому, впрочем, становится
всё труднее: формирование у
людей уже с раннего
2)"Выявление внутренних противоречий и несообразностей в альтернативной картине мира».
Этот путь менее эффективен и напоминает чёрный PR.
3)"Широкое и гласное освещение неудач, провалов и обманов паранауки, вздорности её претензий (по сути, продолжение пункта 2 – Р. Х); настойчивая борьба политическими средствами против любых попыток узаконить паранауку в рамках школьной системы (продолжение пункта 1 – Р. Х).
Таким образом, три пункта стратегии Дж. Холтона можно свести к двум, из которых один не эффективен, а второй заключается в политическом устранении влияния «антинауки» в обществе. Настораживает невозможность науки, а вместе с ней и модерна в целом, доказать необходимость своей монополии в рамках честной дискуссии с оппонентом. Единственным приемлемым объяснением можно считать такую диалектическую sui generis мысль, что одна из контрадикторных оппозиций не в состоянии полностью ликвидировать противоположную, а следовательно, научная картина мира принципиально не наберёт такой силы, чтобы ликвидировать сопутствующую сторону медали, аверсом которой она выступает. Скорее, противостояние науки и «антинауки», как и противостояние модерна и «антимодерна», является необходимым элементом диалектического круговорота, где каждый из противоположных элементов обязательно присутствует и имеет равные возможности доминировать в рамках общественного мнения. Такое объяснение позволяет понять, почему борьба между этими феноменами проходит скорее за доминирование в политической жизни общества, а не за монополию в построении картины мира.