Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 21:01, курсовая работа
Античная цивилизация -- величайшее и прекраснейшее явление в истории человечества. Созданная древними греками и древними римлянами цивилизация, просуществовавшая более 1200 лет (с VIII в. до н.э. вплоть до падения Западной Римской империи в V в. н.э.), была не только культурным центром своего времени, давшим миру выдающиеся образцы творчества во всех сферах человеческого духа. Она стала колыбелью двух близких нам современных цивилизаций: западной и византийско-православной -- евразийской.
ВВЕДЕНИЕ
1. КАТЕГОРИЯ СУБСТАНЦИИ
2. ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВЫХ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ ПРОГРАММ
2.1. Великое открытие элеатов
2.2. Атомистическая программа
2.3. Математическая программа
3. АНТИЧНЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ НА ОРГАНИЧЕСКИЙ МИР
3.1. Античные толкования проблемы происхождения и развития живого
3.2. Биологические воззрения Аристотеля
3.3. Накопление рациональных биологических знаний в античности
3.4. Античные представления о происхождении человека
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
2.2. Атомистическая
программа
Одной из вершин
античной культуры являлось атомистическое
учение Демокрита, основоположника античного
материализма. Жизнь Демокрита -- образец
глубокой преданности науке, познанию
мира. Занятия наукой, философией он ставил
превыше всего; истина для него -- высшая
ценность. Демокрит заявлял, что одно причинное
объяснение он предпочитает обладанию
(самым могущественным в то время) персидским
престолом. Он много путешествовал по
Востоку, был в Египте, Вавилонии, Индии
и Эфиопии, усвоил научные и философские
достижения древневосточных культур.
Демокрит поставил
перед собой задачу создать такое
учение, которое смогло бы преодолеть
противоречия, зафиксированные элеатами.
Иначе говоря, такое учение, которое обеспечивало
соответствие картины мира, открывающейся
человеческим чувствам, картине мира,
конструируемой деятельностью мышления,
дискурсивно (дискурсивный - рассудочный,
понятийный, логический, опосредствованный,
в отличие от чувственного, созерцательного,
интуитивного, непосредственного). На
этом пути он осуществил переход от континуального
к дискретному видению мира. Демокрит
исходил из безоговорочного признания
истинного бытия существующим и существующим
как многое. Он убедительно показал, что
мыслить бытие как многое, мыслить движение
можно, если ввести понятие о неделимости
элементарных оснований этого бытия --
атомов. Бытие в собственном смысле этого
слова -- это атомы, которые движутся в
пустоте (небытии).
В противоположность
элеатам Демокрит учил, что реально
существует не только бытие, но и небытие.
Бытие -- это атомы, небытие -- пустота,
пустое пространство. Пустота неподвижна
и беспредельна; она не оказывает никакого
влияния на находящиеся в ней тела, на
бытие. Идея пустоты привела Демокрита
к идее бесконечного пространства, где
во всех направлениях беспорядочно носятся,
перемещаются атомы (как пылинки в солнечном
луче).
Представление
о пустоте -- это достаточно сильная абстракция,
требующая высокого уровня теоретического
мышления.
Атом -- неделимая,
совершенно плотная, непроницаемая, не-воспринимаемая
чувствами (вследствие своей, как правило,
малой величины), самостоятельная частица
вещества, атом неделим, вечен, неизменен.
Атомы никогда не возникают и никогда
не погибают. Они бывают самой разнообразной
формы -- шарообразные, угловатые, крючкообразные,
вогнутые, выпуклые и т.п. Атомы различны
по размерам. Они невидимы, их можно только
мыслить. В процессе движения в пустоте
атомы сталкиваются друг с другом и сцепливаются.
Сцепление большого количества атомов
составляет вещи. Возникновение и уничтожение
вещей объясняются сложением и разделением
атомов; изменение вещей -- изменением
порядка и положения (поворота) атомов.
Если атомы вечны и неизменны, то вещи
преходящи и изменчивы. Таким образом,
атомизм соединил в одной картине рациональные
моменты двух противоположных учений
-- учений Гераклита и Парменида: мир вещей
текуч, изменчив, а мир атомов, из которых
состоят вещи, неизменен, вечен.
По Демокриту,
мир в целом -- это беспредельная
пустота, начиненная многими отдельными
мирами. Отдельные миры образовались
в результате того, что множество
атомов, сталкиваясь друг с другом,
образуют вихри -- кругообразные движения
атомов. В вихрях крупные и тяжелые атомы
скапливаются в центре, а более легкие
и малые вытесняются к периферии. Так возникли
земля и небо. Небо образует огонь, воздух,
светила. Земля -- центр нашего мира, на
краю которого находятся звезды. Каждый
мир замкнут. Число миров бесконечно. Многие
из них могут быть населенными. Демокрит
впервые описал Млечный Путь как огромное
скопление звезд. Миры преходящи: одни
из них только возникают, другие находятся
в расцвете, а третьи уже гибнут.
Исторической
заслугой античного атомизма являлось
также формулирование и разработка
принципа детерминизма (причинности).
В соответствии с этим принципом
любые события влекут за собой
определенные следствия и в то
же время представляют собой следствие
из некоторых других событий, совершавшихся
ранее. Демокрит понимал принцип детерминизма
механистически, отождествляя причинность
и необходимость. Все, что происходит в
мире, не только причинно обусловлено,
но и необходимо, неизбежно. Он отвергал
объективное существование случайности,
говоря, что человек называет событие
случайным, когда не знает (или не хочет
узнать) причины события. Мир атомистов
-- мир сплошной необходимости, в котором
нет объективных случайностей.
Концепция атомизма
-- одна из самых эвристичных, одна из самых
плодотворных и перспективных научно-исследовательских
программ в истории науки. На основе принципа
атомизма, рассмотрения тел как суммы
бесконечно большого числа малых неделимых
атомов Демокрит сформулировал идею математического
метода неделимых, позволяющего определять
отношения площадей фигур или объемов
тел. Метод неделимых, возрожденный в европейской
математике в XVI--XVII вв., стал одной из вех
на пути создания интегрального исчисления.
Концепция атомизма сыграла вьщающуюся
роль в развитии представлений о структуре
материи, в ориентации движения естественно-научной
мысли на познание все более глубоких
структурных уровней организации материи.
И сейчас, через 2500 лет после ее возникновения,
программа атомизма (применяемая уже не
к атомам, а к элементарным частицам, из
которых они состоят) является одним из
краеугольных оснований естествознания,
современной физической картины мира.
2.3. Математическая
программа
Если Демокрит
решает сформулированное элеатами противоречие
в духе первичности и единственности
чувственной реальности, то Платон считает
логически допустимым другой путь. Противоречие
между знаниями, полученными органами
чувств, и знаниями, полученными логикой,
мышлением, Платон объясняет не трудностями
процесса познания (как софисты) и не структурой
чувственного материального мира (как
Демокрит), а возможным наличием двух реальностей,
двух миров.
Первый мир --
это мир множества единичных,
изменяющихся, подвижных, отражаемых чувствами
человека вещей; это -- материальный мир.
Второй мир -- это мир вечных, общих и неизменных
сущностей; мир общих идей, понятий; он
постигается не чувствами, а разумом.
«Идея» (имеет
своим корнем слово «видеть», «вид»)
для Платона -- это то, что видно
разумом в вещи. Идея вещи не является
отражением вещи, а наоборот: идея вещи
хотя и существует в отрыве от самой вещи,
но тем не менее представляет собой некоторый
принцип оформления вещей, принцип их
конструирования. Идея -- это некоторое
конструктивное начало вещи, ее прообраз,
парадигма, порождающая модель, принцип
конструирования вещи. Идея -- это старые
мифологические боги, переведенные на
абстрактно-всеобщий, философско-категориальный
язык. Вместе с тем идея -- это и некоторое
общее понятие, обобщение. Но это такое
обобщение, которое характеризуется почти
математической предельностью, это такой
предел абстрагирования, идеализации
вещи, за которым вещь уже теряет свои
существенные признаки. Объективный идеализм
Платона состоит не столько в том, что
идеи являются обобщением вещей, существующим
вне этих вещей, а в том, что идеи -- это
активный, конструктивный, порождающий
базис самих вещей, такое исходное начало,
без которого сама вещь существовать не
может.
Мир идей (или
идеальный мир) -- это реальность,
которая существует, хотя и далеко
от земного мира, но не на бесконечном
расстоянии от него. Никто из богов или
героев не пребывал в этом мире. Мир идей,
идеальный мир первичен по отношению к
миру чувственных вещей, материальному
миру. Материальный мир произволен от
идеального. Материальный мир -- это сфера,
в которой уже происходит затухание конструктивной
активности идей, ее уменьшение, сокращение,
затемнение и т.д. То, что в мире идей характеризуется
идеальной формой, в материальном мире
характеризуется напластованием случайных,
индивидуальных, неповторимых свойств
конкретных чувственных вещей. И чем дальше
от земли и ближе к миру идей, тем стабильнее,
устойчивее, неподвижнее организован
мир. Так, далекие звезды отличаются стабильностью,
неизменностью, неподвижностью. На уровне
планетных сфер уже появляются неустойчивость,
подвижность, нестабильность. А в самом
мире земных вещей конструктивное идеальное
начало ослабевает в такой мере, что вещи
повсеместно становятся изменчивыми,
движущимися, индивидуализированными,
разнообразными, неповторимыми и т.п.
Значительную
роль в своей теории идей Платон
отводит математике. У Платона
все бытие пронизано числами,
числа -- это путь к постижению идей,
сущности мира. О значении, которое
он придавал математике, свидетельствует
надпись над входом в платоновскую
Академию: «Несведущим в геометрии вход
воспрещен». Эта высокая оценка математики
определялась философскими взглядами
Платона. Он считал, что только занятия
математикой могут служить реальным средством
познания вечных, идеальных, абсолютных
истин. Платон не отвергал значения эмпирического
знания о мире земных вещей, но считал,
что это знание не может быть основой науки,
так как оно приблизительно, неточно и
лишь вероятно. Только познание мира идей,
прежде всего с помощью математики, является
единственной формой научного, достоверного
познания. Математическими образами и
аналогиями пронизана вся философия Платона.
Вслед за пифагорейцами
Платон закладывал основы программы
математизации познания природы. Но
если пифагорейцы рассматривали
Космос как некоторую однородную гармоничную
сферу, то Платон впервые вводит представление
о неоднородности бытия, Космоса. Он разделяет
Космос на две качественно различные области:
божественную (вечное, неизменное бытие,
небо) и земную (преходящие, изменчивые
вещи). Из представления о божественности
Космоса Платон делает вывод, что небесные
светила могут двигаться только равномерно,
по идеальным окружностям и в одном и том
же направлении Найдыш В.М. Концепции современного
естествознания: Учебник. -- Изд. 2-е, перераб.
и доп. - М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004. - С. 84..
3. АНТИЧНЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ
НА ОРГАНИЧЕСКИЙ МИР
3.1. Античные
толкования проблемы
Достижения в
развитии биологических знаний в
античности не были столь выдающимися,
как в астрономии и математике,
но тем не менее значительный прогресс
здесь тоже был налицо. Античность
реализовала функцию первичного
накопления эмпирического материала
об органических явлениях и процессах.
Это еще не научная биология, но уже ее
отдаленные предпосылки.
Античные натурфилософы
обращали свои взоры на органический
мир и строили первые умозрительные
схемы, объяснявшие его происхождение
и развитие. На основе этих умозрительных
представлений в конце концов сложились
два противоположных подхода к решению
вопроса о происхождении жизни.
Первый, религиозно-идеалистический,
исходил из того, что возникновение
жизни не могло осуществиться
естественным, объективным, закономерным
образом на Земле; жизнь является следствием
божественного творческого акта (креационизм),
и потому всем существам свойственна особая,
независимая от материального мира «жизненная
сила» (vis vitalis), которая и направляет все
процессы жизни (витализм).
Наряду с таким
идеалистическим подходом еще в
древности сложился и материалистический
подход, в основе которого лежало представление
о том, что под влиянием естественных
факторов живое может возникнуть
из неживого, органическое из неорганического.
Так сложилась концепция самозарождения
живого из неживого. Например, согласно
учению Анаксимандра, живые существа образуются
из апейрона по тем же законам, что и вещи
неорганической природы. Он считал, что
животные родились первоначально из влаги
и земли, нагретых солнцем. Первые животные
были покрыты чешуей, но, достигнув зрелости,
они вышли на сушу, чешуя их лопнула, и,
освободившись от нее, они начали вести
свойственный каждому их них образ жизни.
Все виды животных возникли независимо
друг от друга. В древней натурфилософии
еще нет идеи генетической связи между
видами, представления об историческом
развитии животного мира. Правда, в отношении
человека Анаксимандр, по-видимому, уже
допускал возможность его происхождения
от организмов другого вида.
Еще более обстоятельная
теория происхождения живого была создана
Эмпедоклом, с именем которого связывают
первую догадку о том, что существуют ископаемые
остатки вымерших организмов. Биологические
воззрения Эмпедокла были тесно связаны
с его философией. Он исходил из существования
четырех элементов («стихий») мира (огонь,
воздух, вода и земля), каждый из которых
состоит из вечных частиц, способных вступать
во взаимодействие друг с другом, и двух
«сил» -- Любви и Вражды, которые соединяют
(Любовь) или разъединяют (Вражда) разрозненные
частицы. Эти две силы -- двигатели всех
процессов во Вселенной.
Возникновение
живых существ Эмпедокл представлял
себе так: жизнь началась на нашей
планете еще до того, как народилось
Солнце; в ту досолнечную пору Землю
непрерывно орошали обильные дожди; поверхность
Земли превратилась в тинообразную массу;
из недр Земли, которая содержит внутренний
огонь, наружу периодически прорывался
огонь, который поднимал вверх комья тины,
принимавшей различные формы; во взаимодействии
земли, воды, воздуха и огня создавались
сперва растения -- предшественники и предтечи
подлинных живых существ, а со временем
стали появляться и сами животные формы,
но это были причудливые существа, по сути,
это были даже не животные существа, которые
мы знаем, а лишь их отдельные обрывки,
части, органы.
Эмпедокл рисует
прямо-таки сюрреалистическую картину
биогенеза: «Головы выходили без
шеи, двигались руки без плеч, очи
блуждали без лбов».
Но, влекомые силой
Любви, все эти органы, беспорядочно
носясь в пространстве, как попало соединяясь
друг с другом, образовывали самые различные
уродливые создания, большинство из которых
были нежизнеспособными и недолговечными
монстрами. Велением Вражды всем несовершенным
и неприспособленным монстрам суждено
было со временем погибнуть. Остались
лишь немногие целесообразно устроенные
организмы, которые могли питаться и размножаться.
Эти гармоничные целесообразные организмы
стали размножаться половым путем, благодаря
чему сохранились до наших дней.
При всей примитивности
этой картины, нельзя не отметить в ней
рациональных представлений, гениально
предвосхищавших дарвиновскую идею естественного
отбора. И у Эмпедокла, и у Дарвина решающая
роль принадлежит случаю и отрицается
телеологизм -- принцип целесообразной
направленности органического развития.
Несмотря на свою примитивность, первые
исторические формы концепции самозарождения
сыграли свою прогрессивную роль в борьбе
с креационизмом.
Информация о работе Античная натурфилософия: проблема субстанций