Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 10:54, контрольная работа
Философия буквально означает «любовь к мудрости». Но уже греки стали расходиться в представлениях о том, какого рода мудрость отличает философа. Так, к примеру, прославленные «семь мудрецов», жившие на рубеже VII и VI веков до н. э., давали общие наставления типа «Говори к месту», «Знай свое время», «Ничего сверх меры», и именно этими афоризмами житейской мудрости увековечили свои имена. Но не меньше почитали греки создателя великих эпических поэм «Одиссеи» и «Илиады» Гомера, не говоря уже о жрецах, совершавших обряды, делавших предсказания и толковавших изречения оракула.
1. Античная натура философии. Демокрит и Аристотель их взгляды на строение Вселенной 3
2. Недостаточность классического описания природы. Гипотеза Планка 13
Список использованной литературы 17
Итак, активным и ведущим началом в указанной паре у Аристотеля является форма. Ее безусловный приоритет в каждой вещи очевиден. Вещь собственно и представляет собой то, что составляет ее форму. Такую форму вещи, в отличие от ее внешнего облика, Аристотель характеризует как субстанциальную форму. Форма есть то, чем одна вещь отличается от другой, и форма — это всеобщий принцип сходства и разнообразия. Это в одинаковой степени относится как к вещам чисто природным, так и к вещам, созданным человеком.
Определенную форму, согласно Аристотелю, имеют и дерево, и статуя. Материя и форма суть принципы возникновения и исчезновения вещей. Если мы возьмем медный шар, то материей для него будет медь, а формой — сам шар. И возникновение медного шара заключается в том, что медь как материя обретает определенную форму, а именно форму шара. Точно так же исчезновение медного шара может заключаться только в том, что он утрачивает свою форму, но при этом остается медь и остается шар в качестве формы. Но как понимать эту «чистую» форму шара? И где она находится? Этот вопрос вызывает определенное затруднение, которое как будто подталкивает Аристотеля назад — к платоновскому взгляду на идеальное. Но при этом он его существенно меняет.
Аристотель разрешил главный парадокс платонизма, возвратив вещам их сущность. В мироздании, согласно Аристотелю, существуют только отдельные вещи. Существуют отдельные дома, доказывает он, но не существует «дом вообще». Родовое своеобразие вещи определяется не неким образцом в отдельном мире, а ее же субстанциальной формой. Но у того же Аристотеля сущность вещи продолжает нуждаться в вечной и неизменной опоре, в качестве которой как раз и выступают «чистые» формы, а по-другому — идеи в уме Бога-перводвигателя.
Аристотель характеризует Бога как «форму форм», которая, будучи неподвижной, приводит весь мир в движение. Занимаясь проблемой возникновения и исчезновения вещей, Аристотель разрабатывает учение о четырех видах причин: материальной, формальной, действующей и целевой. Например, когда строится дом, то материальной причиной будут кирпичи, бревна и т. п., формальной причиной — форма дома, его устройство, действующей причиной — деятельность строителя, а целевой причиной — назначение дома, допустим, чтобы в нем жить. 5
Материальные элементы сущего рассматриваются Аристотелем в основном в «Физике». В отличие от нее, метафизика изучает мир в его целостности, а точнее — мир в его существенных и необходимых формах. Ее интересует лишь «сущее как таковое», т. е. то, что существует всегда и везде и не может быть другим. Такого рода сущее Аристотель именует «категориями».
К ним Аристотель относит: 1) сущность, 2) качество, 3) количество, 4) отношение, 5) место, 6) время, 7) положение, 8) обладание, 9) действие, 10) страдание.
По сути дела, он исследует и другие необходимые формы сущего, а именно «форму» и «материю», «движение», «необходимость» и «привходящее» (на современном языке «случайность»). Таким образом Аристотель впервые выделяет категории как формы нашего языка, которые имеют предметный смысл и объективное значение. И действительно, если мы говорим, что Солнце больше Земли, то мы уверены, что слово «больше» имеет в нашем языке тот же смысл, что и в действительности. Другое дело, что категории являются не только необходимыми формами языка. Прежде всего они являются формами нашего мышления, воплощающими себя как в языке, так и в поступках, во всех разумных действиях человека. По существу категории есть необходимые условия истинности нашего знания о мире. Ведь, будучи формами мышления, они одновременно выступают объективными формами окружающего нас мира.
Аристотель считает, что душа есть не только у человека, а и у любого живого организма. Живое у Аристотеля тождественно одушевленному. Самой элементарной душой, согласно Аристотелю, обладает растение, у которого есть способность роста, питания и размножения. Далее он говорит о душах животных, у которых есть способность к ощущению. И только душа человека является разумной душой. При этом питающая способность растения, согласно Аристотелю, присутствует также у животного и человека. Последнее, однако, не означает того, что у животного, согласно Аристотелю, есть две души, а у человека их даже три.
Характеризуя
душу растения и животного, Аристотель
замечает, что здесь каждое предшествующее
каким-то образом сохраняется в
последующем. А потому не будет преувеличением
сказать, что в животном присутствуют
способности растения, а в человеке —
животного, а через него и растения. В аристотелевской
трактовке питания и ощущения, присущих
живому организму, доминирует подход к
душе как способу жизнедеятельности тела.
Но все упирается в способность познавать
истину как субстанциальную форму вещи,
которая из отдельного тела никак не выводима.
В результате, обособив в трактате «О душе»
ум от какого-либо тела, Аристотель оказывается
на позиции философского идеализма, впервые
заявленной Платоном. Тем не менее, философский
идеализм Аристотеля представлен в учении
о душе вовсе не так, как у Платона. И прежде
всего потому, что бесплотный ум у Аристотеля
не владеет истиной изначально, усматривая
ее прямо и непосредственно в мире идей.
Дело в том, что бесплотному уму в учении
Аристотеля истина не дана, а он производит
ее своей собственной деятельностью. Речь
по сути идет об особенностях теоретической
деятельности. Другое дело, что ум у Аристотеля
телесных органов не имеет, и потому понятийная
деятельность осуществляется разумной
душой за счет некой общей для всех людей
способности.
При выводе формулы излучения черного тела М. Планк около 1900 года выдвинул гипотезу, которая в современной формулировке, такова: осцилляторы могут находиться только в некоторых избранных состояниях, в которых их энергия является целым кратным наименьшего количества энергии :6
при излучении или поглощении осциллятора переходят из одного из этих состояний в другое скачком, минуя промежуточные состояния.
При выводе формулы гипотеза позволила рассчитать среднюю энергию осциллятора как частное от деления суммы квантованных энергий на общее количество осцилляторов. Частное от деления двух рядов дало математически изящную формулу, что явилось ключевым моментом при выводе формулы. Члены ряда были представлены как квантованные энергии каждого из осцилляторов.
Э.
Вихман обращает внимание не только на
квантование энергии в
, где энергия, частота, Х –постоянная, имеющая размерность действия.
Размерность можно образовать из констант е и С , а именно: . К настоящему времени известны из экспериментов все фундаментальные величины, поэтому .
Следовательно величина отличается от постоянной почти на три порядка. Таким образом, соображения размерности не дают обнадеживающего результата. Далее отмечается, что невозможно придумать классический механизм, который приводил бы к этой формуле энергии. Это не удалось сделать до настоящего времени никому.
Формула выражает фундаментальный принцип квантовой физики. В ней заложен универсальный характер связи между энергией и частотой. Эта связь полностью чужда классической физике и мистическая константа есть проявление не постигнутых тайн природы. Таким образом, не взирая на фундаментальные экспериментальные открытия в течении 100 лет гипотеза Планка остается не доказанной теоретически.
При расчете модели атома водорода был выведен и обоснован постулат Н. Бора о квантовании момента импульса электрона на орбите. Фактически была доказана гениальная догадка Бора. Докажем гипотезу М. Планка.
Докажем,
что предельное соотношение гравитационно-
, где , .
Элементарная величина заряда е известна, коэффициент был определен как соотношение между гравитационном и электромагнитным радиусом при выводе исходной формулы, поэтому имеем . Элементарный заряд выражается через фундаментальные постоянные как и превосходит заряд в , поэтому .
Формула Планка доказана. Снимается вопрос о размерности, так как очевидно . Следовательно, при выделении произведения постоянных постоянная Планка будет равна .7
Повторим вывод с современных позиций.
Гравитационно-
, где -есть отношение расстояний гравитационного и электрического эквивалентного взаимодействия фундаментальных масс
Соблюдая
размерность и численную
. Было доказано, что левая часть это энергия , поэтому имеем
или . Гипотеза М. Планка доказана.
Соотношение
размерностей в численном виде выражается
также через известные
.
Правило квантования орбит Бора утверждает, что в стационарном состоянии атома электрон, двигаясь по круговой орбите, должен иметь квантовые значения момента импульса, удовлетворяющие условию ,
Второй постулат Бора утверждает, что при переходе атома из одного стационарного состояния в другое испускается или поглощается один фотон. Если энергии атома в двух стационарных состояниях, то Таким образом, Бор реализовал гипотезу Планка.
Правило квантования орбит совместно с динамическими уравнениями электрона на орбите дают энергетические и геометрические характеристики системы водород-электрон.
Уравнение
гравитационно-
Имеем
динамическое уравнение
, заменим массу электрона на ее значение
получим
или
. Сокращая на соотношение гравитационно–
.
Таким образом, получили выражение для первого Боровского радиуса.
.