Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 09:17, реферат
Цель написания данной контрольной работы – это дать представление об античной философии, некоторых ее школах и сущности их учения.
Задачи:
1. Дать представление о классическом этапе античной философии.
2. Охарактеризовать учение об идеях, утопию Платона.
3. Рассказать о критике теории идеи и метафизике Аристотеля.
4. Дать понятие об эллино-римском периоде античной философии, его основных философских школах (эпикурейцы, стоики, скептики, неоплатоники).
5. Сделать выводы о ценности, ошибках, соответствия или несоответствия реальному миру выше приведенных учений и школ, влияния их на современную философию.
1.Введение………………………………………………………………………..2
Глава 1. Классический этап античной философии
Платон. Учение об идеях, утопия………………………………………..4
Глава 2.
Аристотель: критика теории идеи, метафизика………………………………..7
Глава 3. Эллино-римский период
(эпикурейцы, стоики, скептики, неоплатоники)……………………………...10
Заключение……………………………………………………………………..14
Список литературы………………………………………………………… ..18
на тему: «Античная философия»
СОДЕРЖАНИЕ
1.Введение……………………………………………………
Глава 1. Классический этап античной философии
Глава 2.
Аристотель: критика теории идеи, метафизика………………………………..7
Глава 3. Эллино-римский период
(эпикурейцы, стоики, скептики, неоплатоники)……………………………...10
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Понятие «античная философия» занимает очень важное место в курсе философии. Это первооснова, начало возникновения философии. Она дала толчок для образования современной философии, для возникновения взглядов и мировоззрения людей на мир и на себя.
В принципе эта тема достаточно изучена в литературе по философии. Как об основополагающей, о ней уже очень много написано и раскрыто ее содержание, на мой взгляд, достаточно полно и образно. Хотя конечно, нет ни одной науки, а философию можно по части отнести к науке, т. к. она имеет дело с понятиями, законами, принципами и теориями, которая ответила бы полностью на все вопросы и философия не исключение.
Философия нужна людям разных специальностей. Это вызвано тем, что она дает знания по наиболее важным проблемам, стоящим перед каждым человеком, обучает правилам мышления, формирует мировоззрение, заставляет задумываться над смыслом бытия. Она помогает человеку найти свое место в жизни не столько в материальном, сколько в душевном и духовном плане, как разумному и чувствующему существу. Если не изучать философию, то человек, даже будучи, отличным специалистом в своей области, останется достаточно ограниченным, не выходящим за узкие рамки своих суждений о мире, бытие, хотя конечно кое-кому можно прожить и без нее, не задумываясь ни о чем.
Изучение философии – это трудный путь к образованности человека. Поскольку весь жизненный путь человека – это познание мира и самопознания, мучительных исканий истины, творческих удач и обретений, то без знаний, прежде всего о человеке, его месте в мире, смысле жизни и призвании, разностороннему, образованному человеку не обойтись.
Философия –
это наука о всеобщем. Можно
еще сказать, что философия есть
наука о мире в целом. Но то целое,
которым занимается философия, она
видит и в просторах Вселенной,
и в человеке, и в одной-единственной
элементарной частице. Философия, помимо
всего прочего, в отличие от духовного
мира человека, отождествляет мысль,
образ и действие. Человек действует,
реализуя свое миропонимание. В своих
действия человек символизирует
философию, которая воплощается, преобразуется
в объекты, в творения человека. Каждый
человек, народ, цивилизация реализует
свои философские ценности, например
стремление к нравственности, справедливости,
добру, красоте, свободе, совершенству.
Наша цивилизация является дочерней по отношению к античности. Античная философия входит в философию как историческая часть, один из этапов философии, который длился примерно с VII в. до н.э. (начиная с милетской школы) до феодальной эпохи (средневековье) V вв. н.э.
Философия выросла из мифов, которые повествовали о происхождении и творении мира, в которых широко использовались антропо- и зооморфные образы без какой-либо четкой рациональной мотивировки. По мере усиления рациональных мотивировок из мифологии стала образовываться философия. Античная философия разделяется на три периода развития: древне-греческий (VII–V вв. до н.э.), классический (со 2 пол. V в. до н.э. по IV в. до н.э.) и эллино-римский (поздняя античность: с IV в. до н.э. по V в. н.э.).
В античную философию входят такие школы и учения как: Платона, Аристотеля, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, неоплатонизм.
Цель написания данной контрольной работы – это дать представление об античной философии, некоторых ее школах и сущности их учения.
Задачи:
1. Дать представление о классическом этапе античной философии.
2. Охарактеризовать
учение об идеях, утопию
3. Рассказать о критике теории идеи и метафизике Аристотеля.
4. Дать понятие
об эллино-римском периоде
5. Сделать выводы
о ценности, ошибках, соответствия
или несоответствия реальному
миру выше приведенных учений
и школ, влияния их на современную
философию.
Глава 1. Классический этап античной философии
Философия (греч.
phileo – люблю и sophia – мудрость)
– наука о всеобщих закономерностях,
которым подчинены как бытие (т.е.
природа и общество), так и мышление
человека, процесс познания. Основным
вопросом философии является проблема
отношения сознания к бытию, духовного
к материальному. Античная философия
– совокупность философских учений,
развивавшихся в
Рассмотрим первый период античной философии, который называют классическим этапом. Он длился со 2 пол. V в. до н.э. по IV в. до н.э. Этот период связан с деятельностью выдающихся греческих философов – Сократа, Платона.
Даже те, кто очень мало слышал и знает о философии, в том числе, античной, тем не менее, хоть раз в жизни слышал такое имя, как – Платон (427–347 гг. до н.э.). Это выдающийся мыслитель античности. Он воспринял сократовский метод спора, доведя его до совершенства, и учение об общечеловеческой истине использовал для решения основных проблем бытия: как устроен мир, каковы причины развития и т.д. От Платона берет начало термин диалектика (от dialegomai – беседую), а также главное философское направление – идеализм.
Платон в дополнение к физическому и этическому роду рассуждения ввел третий – диалектический и тем завершил становление философии. Платон еще называл диалектиком того, «кто умеет ставить вопросы и давать ответы».
Главным достижением Платона стала разработка концепции, в соответствии с которой помимо нашего чувственного мира, который мы видим, слышим и т.п. существует еще мир сверхчувственный – мир идей, который есть лишь отпечатки невидимого мира, не данного нам в ощущениях. Т. е. для примера можно сказать, что существует не только предмет, но и «идея предмета».
Платон рассматривал
двояко соотношение друг с другом
вещи и идеи: как переход от вещей
к идее и как переход от идеи
к вещам.
Он считал, что идеи объективны, т.е. был объективным идеалистом. Платон не только убежден в объективности идей, но даже считает, что они могут существовать (на небе) и без сопричастности к ним вещей, порой переселяясь в них, порой покидая их. В стране идей все совершенно, прекрасно и неизменно; и каждая идея представляет собой вечный образец того, что производит природа. Каждая идея представляет собой идеал, к осуществлению которого следует стремиться на Земле.
Платон соглашался
с Гераклитом, что в нашем мире
все течет и изменяется, но мир
идей неизменен, как неизменны боги.
Мир идей был нужен Платону
для обоснования возможности
познания вещей в мире. Он соединил
диалектику Гераклита с понятиями
Сократа и атомами-идеями Демокрита,
выделил чувственный и
Мир идей нужен
был еще и потому, что этим Платон
объяснял убеждение Сократа, что
все люди приходят к одинаковым мыслям.
Помимо этого, платоновское учение характеризует
страстное влечение к идеальному
сверхчувственному миру (известное
выражение, который знает каждый
– «платоническая любовь») и стремление
сделать действительность насколько
возможно полным отражением идеала (из-за
чего он чуть было не поплатился жизнью,
пытаясь создать идеальное
Платон мечтал
создать всеобъемлющую
Платон одним
из первых дал идеалистическое
Размышляя об обществе, Платон использует концепцию идей. Величайшим благом является справедливость, несправедливость – это зло. Справедливое государственное устройство Платон «выводит» из трех частей души: разумной, аффективной и вожделеющей. Он мысленно строит идеальное государство, которое могло бы предотвратить многочисленные несправедливости. Исходя из идеала, он строит идеальное государство, которое было бы столь же неизменным, как и его идея. В ходе достижения идеала, Платон получил, как свидетельствует более чем двухтысячная послеплатоновская история, утопию, которая представляет собой идеализацию, представление общественных отношений древней Спарты более совершенными, чем они были на самом деле. После Платона создавались новые утопии и каждый раз – из самых благих устремлений.
Подводя итог, можно разделить идеи Платона на пять пунктов, из которых только последний, пятый пункт не выдержал критики времени:
1. Идея вещи есть смысл вещи. Это является ответом на вопрос, что такое данная вещь.
2. Идея вещи есть такая цельность всех отдельных частей и проявлений вещи, которая уже не делится на отдельные части данной вещи и представляет собою в сравнении с ними уже новое качество. Это подразумевает, что идея вещи есть целостность всех составляющих ее частей, неделимая на эти части.
3. Идея вещи
есть та общность составляющих
ее особенностей и
4. Идея вещи
невещественна. Понимается это
как то, что любая вещь имеет
три состояния (газ, жидкость,
твердое тело), а идея вещи не
может иметь физических
5. Идея вещи
обладает своим собственным и
вполне самостоятельным
В качестве недостатков
учения об идеях Платона можно
сказать, что он рассматривает теории
идеи в отрыве от всякого их и
научного, и вообще реально-жизненного
назначения. Его упрекали в том, что
он проповедовал учение об абсолютной
изолированности мира идей по отношению
к миру вещей. Проводя свою теорию
идей, Платон доходит до того, что
рассматривает идеи как некоего
рода мифы. Но, тем не менее, мифология
эта у него всегда продумана и
далека от наивной веры в народные
сказки; даже боги у него нарисованы
в виде логически продуманных
и научно обоснованных идей. Т. е. можно
сказать, что у него надо различать
прогрессивную и отсталую формы
мифологии Платона.
Глава 2.
Аристотель:
критика теории идеи,
метафизика
Классический период античной философии связан также с деятельностью еще одного выдающегося греческого философа – Аристотеля (384–322 гг. до н.э.), взгляды которого явились вершиной древней философии.
Аристотель продолжил линию преемственности, которая началась с Сократа. В целом ряде отношений Аристотель выступает вроде бы как решительный противник Платона. Он упрекал того в проповеди абсолютно изолированных идей. По сути же он продолжает дело своего учителя. Аристотель детальнее Платона входит в тонкости различного рода ситуаций.