Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 21:56, контрольная работа
Авторы одного из последних энциклопедических словарей по истории философии определяют ее как особую форму познания мира, вырабатывающую систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее основных проявлениях.
Введение 3
1. Зарождение древнегреческой философии: условия и предпосылки 4
2. Античная философия 9
2.1 Этапы ее развития 9
2.2 Основные проблемы античной философии 11
2.3 Школы античной философии 12
3. Творчество Платона и Аристотеля –выдающееся достижение в истории мировой культуры 19
Заключение 24
Список литературы 25
3. Творчество
Платона и Аристотеля –выдающееся достижение
в истории мировой культуры
Авторы одного из последних энциклопедических словарей по истории философии определяют ее как особую форму познания мира, вырабатывающую систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее основных проявлениях.
Философия
оказывается интересна хотя бы потому,
что дала жизнь всем без исключения
наукам, даже тем, которые, казалось бы,
к ней не могут иметь никакого
отношения. Вместе с тем она продолжает
свое участие в жизни этих наук; ведь если
та же самая физика имеет определенный
предел своих возможностей (может ответить
только на вопрос “как?”, но не на вопрос
“почему?”), то философия таких пределов
не имеет — ее горизонты в познании мира
и человека поистине безграничны.
1.
Зарождение древнегреческой
философии: условия
и предпосылки.
Античная философия возникла и жила в «силовом поле», полюсами
которого являлись, с одной стороны, мифология, а с другой –
формирующаяся именно в
Скачок в развитии
В античной Греции философия формируется в тот период, когда смысл
человеческой жизни, ее
Кризис мифологического
В Греции в VI веке до н.э. происходит постепенное разложение традиционного типа социальности, предполагавшего более или менее жесткое разделение сословий, каждое из которых имело свой веками устоявшийся уклад жизни и передавало как этот уклад, так и свои навыки и умения из поколения в поколение. В качестве той формы знания, которая была общей для всех сословий, выступала мифология; и хотя каждая местность имела своих собственных богов, по характеру своему и способу отношения к человеку эти боги принципиально друг от друга не отличались [2. стр. 78-79].
Социально-экономические
Философ говорил своему
К социокультурным
Протофилософское значение гомеровского эпоса можно выразить в следующих позициях: Гомеровские поэмы структурированы в соответствии с чувством гармонии, пропорции, меры, которые впоследствии в контексте философии станут онтологическими принципами; Гомеровский стих обнаруживает подлинное искусство мотивации, то есть поэт не просто излагает факты, а находит им объяснение, отыскивает их причины и мотивы. Данный способ изложения фактов подготовил греческую ментальность к восприятию философии, которая тоже будет искать истоки, основания вещей; Гомеровский эпос представляет реальность мифопоэтическими средствами, но во всей ее полноте. Имплицитно гомеровский стих содержит вопрос: какова роль человека в универсуме? Вопрос, который станет «классическим» вопросом греческой философии. Философия также будет стремиться выразить реальность во всей ее полноте, но в форме рациональных понятий.
К социокультурным
Публичная религия представлена поэмами Гомера и Гесиода. Боги этой религии – персонифицированные явления природы. Тем самым, публичная религия натуралистична. Свой характер она передает и философии. Ссылка на природу есть константа греческой мысли.
Возникнув в конце VII – начале VI в. до н.э., древнегреческая философия до конца своего развития, пресекшегося в VI в. н.э., оставалась характерным, своеобразным и значительным явлением культурной жизни античного общества. Она возникла в греческих городах-государствах на рубеже VII–VI вв. до н. э. Сначала на западном побережье Малой Азии (в Ионии), затем в греческих городах Южной Италии, в прибрежных греческих городах острова Сицилия и, наконец, в собственно Греции – в Афинах (V в. до н. э.). Испытав период блестящего расцвета в VI–V вв. до н. э., философия античной Греции продолжала развиваться в эпоху образования монархии Александра Македонского (IV в. до н. э.) и при его приемниках, а затем под властью Римской империи и в период разделения ее – в Восточной империи – вплоть до начала VI в. н. э..
Греческие философы принадлежали в большинстве к различным слоям «свободных», то есть по преимуществу рабовладельческого класса. Их общественно-политические, нравственные и педагогические учения выражали взгляды и интересы этого класса. Тем не менее в разработке даже этих вопросов, а особенно в разработке основ философского мировоззрения, древние греки создали учения, высокого поднимающиеся над тесным историческим горизонтом рабовладельческого общества.
Основоположником
Древнегреческая философия возникла не как область специальных философских исследований, а в неразрывной связи с зачатками научны знаний – математических и естественнонаучных, в связи с зачатками политических знаний, а также в связи с мифологией и искусством. Только в эпоху так называемого эллинизма, начиная с III в. до н.э., некоторые науки, прежде всего математика и медицина, обособляются в специальные области исследования. Однако и после этого древнегреческая философия продолжает развиваться как мировоззрение, заключающее ответы не только на вопросы собственно философские, но и на вопросы наук: математических, естественных и общественных [1. стр. 8-9].
Философия Древнего Рима
Характерная особенность древнегреческой философии состоит прежде всего в противопоставлении философских размышлений практической деятельности, в ее своеобразном отношении к мифологии. Духовное развитие в VII–IV вв. до н. э. шло от мифологии и религии к науке и философии. Важным звеном и условием этого развития оказалось усвоение греками научных и философских понятий, выработанных в странах Востока – в Вавилоне, Иране, Египте, Финикии. Особенно велико было влияние вавилонской науки – математики, астрономии, географии, системы мер. Космология, календарь, элементы геометрии и алгебры были заимствованы греками от их предшественников и соседей на востоке.
Постепенно в античной философии
возникает два основных
типа философского
2.
Этапы развития. Основные
проблемы и школы
античной философии.
2.1. Этапы развития.
О периодизации античной