Античная философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 16:08, доклад

Описание работы

Античная философия, то есть философия древних греков и древних римлян, зародилась в VI в. до н. э. в Греции и просуществовала до VI в. н. э. (когда император Юстиниан закрыл в 529 г. последнюю греческую философскую школу, Платоновскую Академию). Таким образом, античная философия просуществовала около 1200 лет. Однако её невозможно определять только с помощью территориальных и хронологических определений. Самый важный вопрос – это вопрос о сущности античной философии.

Работа содержит 1 файл

античная философия.doc

— 34.50 Кб (Скачать)

Античная философия, то есть философия  древних греков и древних римлян, зародилась в VI в. до н. э. в Греции и просуществовала до VI в. н. э. (когда император Юстиниан закрыл в 529 г. последнюю греческую философскую школу, Платоновскую Академию). Таким образом, античная философия просуществовала около 1200 лет. Однако её невозможно определять только с помощью территориальных и хронологических определений. Самый важный вопрос – это вопрос о сущности античной философии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общая характеристика основных периодов развития античной философии:

античная философия  мыслитель

Античная философия в собственном развитии прошла четыре главных этапа:

   1. досократический - зарождение и формирование философии;

   2.классический (сократический) - зрелость и расцвет;

   3.эллинистический - закат;

   4.римский - период упадка и смерти античной философии.

 

 

1. Главные трудности, которыми занимались "досократики": объяснение явлений природы, сущности Космоса, окружающего мира, поиски первоначала всего сущего. Способ философствования -- декларирование собственных взглядов, перевоплощение их в догму.

Представители первого периода: милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) ; атомисты (Демокрит, Левкипп); элейская школа; Гераклит Эфесский и пр.

Фалес утверждал, что основа мира – вода, Анаксимен утверждал, что это воздух, который насыщает  все живое, Анаксимандр считал, что это первичная материя – апейрон, который является бесконечным, неопределенным не только в пространстве, но и во времени.

 

2. Философы сократического этапа также пробовали объяснить сущность природы и Космоса, но сделали это глубже "досократиков":

* меньше уделяли внимания поиску  первоначала;

* выдвинули идеалистическую версию  происхождения сущего;

* допускали роль богов;

* положили начало спору меж материализмом и идеализмом;

* показали энтузиазм к проблеме  человека, общества, страны;

* внесли вклад в развитие логики.

Способа философствования - диалогическо-доказательственный;

Представители сократического этапа: софисты, Сократ, Платон, Аристотель.

 

Для эллинистического периода типично:

*распространение антиобщественной философии киников;

*зарождение стоического направления философии;

* деятельность "сократических" философских школ: Академии Платона, Ликея Аристотеля, киренской школы (киренаиков) и др.;

*философия Эпикура и пр.

 

Отличительные черты  эллинистической философии:

* кризис античных моральных  и философских ценностей;

* понижение ужаса перед  богами и другими сверхъестественными  силами, уважения к ним;

* отрицание прежних  авторитетов, пренебрежение к  государству и его институтам;

* поиск физической  и духовной опоры в самом  себе;

* рвение к отрешению от реальности.

Представители римского периода: Сенека, Марк Аврелий, Тит Лукреций Кар.

 

Для философии римского периода было типично:

* фактическое слияние  древнегреческой и древнеримской  философий в одну -- античную философию;

* влияние на античную  философию традиций и идей  философии покоренных народов  (Востока, Северной Африки и  др.);

* маленькое внимание  к проблемам окружающей природы;

* завышенное внимание  к проблемам человека, общества  и государства;

* расцвет эстетики;

* преобладание идеализма  над материализмом;

* все более нередкое  объяснение явлений окружающего  мира волей богов;

* завышенное внимание  к проблеме погибели и загробной жизни;

* рост влияния на  философию идей христианства  и раннехристианских ересей;

* постепенное слияние  античной и христианской философий,  их перевоплощение в средневековую  теологическую философию.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Асмус В.Ф., Античная философия, Москва «Высшая школа», 1976 г. с 3-17
  2. Богомолов А.С., Античная философия, Московский Университет, 1985г.
  3. Лавриненко В.Н., Ратникова В.П., Философия: учебник для вузов. –М.:ЮНИТИ, 2000 г.
  4. Лосев А.Ф., История античной философии, -М.: Черо, 1998 г., с 3-4

Информация о работе Античная философия