Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 00:52, контрольная работа
Целью данной работы является составить общую характеристику античной философии.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1) изучить и проанализировать философскую литературу;
2) изучить античную философию Древней Греции и Древнего Рима;
3) дать сравнительную характеристику философии Древнего Востока и философии Древней Греции.
Введение.
Основные формы материализма и идеализма в философии античности.
Развитие диалектических идей в античной философии.
Сравнительная характеристика философии Древнего Востока и философии Древней Греции (восточной и западноевропейской философских традиций).
Заключение.
Список используемой литературы
Содержание:
Введение.
Заключение.
Список используемой
литературы
Введение
«Латинское слово «antiguus» означает «древний», но когда говорят об античной философии, то имеют в виду не древнюю философию вообще (китайскую, индийскую), а только философию Древней Греции и Древнего Рима. Античная философия зародилась в конце VII – начале VI в. до н.э. и просуществовала до V в. н.э.
Это особый исторический тип философствования, порожденный специфическими условиями рабовладельческого общества».
Периодизация античной философии.
Античную философию в целом можно кратко охарактеризовать следующим образом.
1.
Большинство философов этого
периода основой всего сущего
считали Космос, созданный по
типу разумного, живого
2.
Многие античные философы
3.
Античная философия не
4.
В этой философии были
5.
В философии этого периода
были раскрыты особенности
6.
В античной философии была
разработана концепция не
7.
Значительное внимание в
8.
В античной философии было
разработано учение об
Целью данной работы является составить общую характеристику античной философии.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1) изучить и проанализировать философскую литературу;
2)
изучить античную философию
3) дать сравнительную
Актуальность исследования заключается в том, что античная философия является неотъемлемой частью философии в целом.
В философии в зависимости от решения ее основного вопроса выделяется два направления - идеализм и материализм. Их противоположность фиксируется самыми разными мыслителями, хотя сам вопрос - вопрос об отношении мышления и бытия, сознания и материи, духа и природы - большинством философов не формулируется в качестве основополагающего. Итак, смысл основного вопроса философии заключается в признании двух типов реальности - материальной и духовной, из которых одна предшествует другой и порождает ее.
Остановимся более подробно на вопросе о материализме и идеализме.
«Деление
на указанные направления
Философское значение терминов «материалист» и «идеалист» не следует смешивать с тем, которое им часто придается в обыденном сознании, когда под материалистом подразумевается индивид, стремящийся лишь к достижению материальных благ, а идеалист ассоциируется с бескорыстным человеком, характеризующимся возвышенными духовными ценностями и идеалами.
Как материализм, так и идеализм неоднородны в своих конкретных проявлениях. В соответствии с этим можно выделить различные формы материализма и идеализма. Так, с точки зрения исторического развития материализма можно отметить следующие его основные формы. Материализм Древнего Востока и Древней Греции – это первоначальная форма материализма, в рамках которой предметы и окружающий мир рассматриваются сами по себе, независимо от сознания как состоящие из материальных образований и элементов (Фалес, Левкипп, Демокрит, Гераклит и др.). Метафизический (механистический) материализм Нового времени в Eвpoпe. В его основе лежит изучение природы. Однако все многообразие ее свойств и отношений сводится к механической форме движения материи (Г.Галилей, Ф.Бэкон, Дж. Локк, Ж.Ламетри, К.Гельвеций и др.). Диалектический материализм, в котором представлены в органическом единстве материализм и диалектика (К.Маркс, Ф.Энгельс и др.).
Существуют
и такие разновидности
Подобно материализму, идеализм также неоднороден. Прежде всего, следует различать две главные его разновидности: объективный идеализм и субъективный идеализм.
Первый
провозглашает независимость
Второй характеризуется тем,
«Диалектика [греч. dialektiké (téchnе) — искусство вести беседу, спор, от dialégomai — веду беседу, спор], учение о наиболее общих закономерностях становления, развития, внутренний источник которых усматривается в единстве и борьбе противоположностей».
Единство
и борьба противоположностей - всеобщий
закон природной и общественно-
Диалектика же вовсе не останавливается на признании того, что противоположности проявляются как полюсы. Она усматривает за их взаимодействием неравноправное отношение противоположностей, возникающих одна из другой, их переход друг в друга, взаимопроникновение, доходящее до тождества, их противоречия и разрешение через борьбу.
«В
истории философии
Собственно диалектика зарождается там, где вскрывается проблема противоречия — сначала противоречие обнаруживается в виде образа — «гармония лиры и лука» (Гераклит) или апории.
Апория (от греч. aporia — затруднение, недоумение, от а — отрицательная частица и poros — выход, термин, которым древнегреческие философы обозначали трудноразрешимые или неразрешимые проблемы (чаще всего связанные с противоречиями между данными)».
Из античных философов наиболее развёрнуто рассматривал диалектику единства и борьбы противоположностей Платон. В эпоху Возрождения идею «совпадения противоположностей» развивали Николай Кузанский и Дж. Бруно. В новое время И. Кант создал учение об антиномиях, И. Фихте — учение о диалектике в деятельности «Я», Гегель — учение о единстве и борьбе противоположностей как содержательно-логическом принципе. Последнее — одна из важнейших исторических предпосылок марксистской диалектики.
Диалектика, начиная с Гегеля, противопоставляется метафизике — такому способу мышления, который рассматривает вещи и явления как неизменные и независимые друг от друга.
«Аристотель считал первым диалектиком Зенона Элейского. Именно элеаты впервые резко противопоставили единство и множественность, или мысленный и чувственный мир. На основе философии Гераклита и элеатов в дальнейшем возникла чисто отрицательная диалектика у софистов, которые в непрестанной смене противоречащих друг другу вещей, а также и понятий увидели относительность человеческого знания и доводили диалектику до крайнего скептицизма, не исключая и морали».
Объективная
диалектика — это развитие реального
мира (природы и общества). Субъективная
диалектика — это, во-первых, диалектическое
мышление (диалектика понятий) — отражение
диалектического движения (развития) объективного
мира; во-вторых, теория диалектики, т.
е. учение о всеобщих законах развития,
как внешнего мира, так и самого мышления.