Социокультурные
факторы формирования
античной философии
- Античная философия
формируется в Древней Греции в период
(7-6 вв. до н.э.). Основные причины:
- Социально-экономические:
отделение ремесла от сельского хозяйства;
развитие торговли и товарно-денежных
отношений; быстрый рост городов; развитие
мореходства и колонизация новых земель
- это способствовало ускорению накопления
позитивных знаний в разных отраслях жизнедеятельности
(математика, астрономия, медицина и т.д.);
- Социально-политические:
формирование самостоятельных государств-полисов;
установление демократической политической
системы в ряде полисов; приоритет права
перед обычаем – это способствовало развитию
свободной политической дискуссии, основанной
на рационально-логической аргументации.
- Культурные:
расширение связей и контактов с другими
народами, открытие ранее незнакомых
грекам традиций – это способствовало
формированию взглядов об относительности
их собственных религиозно-мифологических
представлений.
Этапы
развития античной философии
- Натурфилософский
период (6 – первая половина 5 вв. до н.э.).
– Ориентация на рационально-логическое
постижение природы, обращение к поиску
некоего природного первоначала, с которым
связывают происхождение и существование
мира.
- Классический
период (вторая половина 5–4 в. до н.э.).
– Ориентация на создание комплексных
философских систем, включающих в себя
целостный анализ природы, человека и
общества.
- Эллинистически-римский
период (3 в. до н.э. – 6 в. н.э.). – Ориентация
на проблемы этики, обоснования смысла
человеческой жизни.
Античная
натурфилософия. Основные
принципы.
- Космоцентризм
- Космический эстетизм
- Принцип тождества
микрокосма и макрокосма
- Ориентация на
поиск мирового первоначала, архэ
Космоцентризм
- Понятие «космос»
означает мировой порядок, мироздание,
упорядоченную и гармоничную структуру
мира.
- Принципом существования
космоса выступает Логос как разумный
космический закон, проявляющийся во всех
сферах природной и человеческой жизни.
Благодаря действию Логоса в мире устанавливаются
порядок и гармония; каждый предмет, явление
или процесс занимают определенное место.
- Космос вечен,
несотворим и неуничтожим.
- Существование
космоса во времени представляется как
циклический процесс.
Космический
эстетизм
- Космос, существующий
благодаря Логосу, является эталоном красоты,
величия и могущества. В результате космос
выступает эстетическим объектом, способным
вызывать чувство эстетического удовольствия.
- Человек, обладающий
разумом как частицей Логоса, должен стремиться
к умозрительному познанию мира с целью
постижения космической гармонии и организации
собственной жизни в соответствии с нею.
- Главным провозглашается
не практическое, а познавательное и ценностное
отношение к миру.
Принцип
тождества микрокосма
и макрокосма
Утверждение, согласно
которому то, что имеется в космосе, имеется
и в человеке. А то, что есть в человеке,
имеется и в космосе. Макрокосм (космос)
и микрокосм (человек) – в сущности одно
и то же.
Ориентация
на поиск мирового
первоначала, архэ
Архэ – первоначало,
первопричина, основание всех существующих
предметов, явлений и процессов.
Архэ вечно. В
то же время все существующее в
мире возникает из архэ (в том
числе и боги) и существует временно.
Создание и существование мира –
результат развития архэ.
Ориентация
на поиск мирового
первоначала, архэ
- Школы античной
натурфилософии:
- ионийские школы:
- милетская школа
- эфесская школа
- италийская (элейская)
школа
- атомистическая
школа
Ионийские
школы
- Отличительная
черта – в качестве архэ рассматривается
определенное природное вещество
- Милетская
школа:
- Фалес: первоначало
мира – вода.
- Анаксимандр:
первоначало мира – апейрон (неограниченная
природность).
- Анаксимен: первоначало
мира – воздух.
- Эфесская
школа:
- Гераклит: первоначало
мира – огонь. Огонь рассматривается также
как принцип существования мира, символизирующий
постоянную изменчивость, и в то же время
обеспечивающий единство мира.
Италийская (эфесская
школа)
- Отличительная
черта – происходит переход от наглядно-образного
к абстрактно-теоретическому пониманию
архэ.
- Основные представители:
Парменид, Зенон Элейский, Эмпедокл, Анаксагор.
- Парменид:
впервые сформулировано понятие «бытие».
Последнее рассматривалось как единое,
неподвижное, целостное и неделимое. Бытие
постигается только мыслью. Мыслить –
это значит найти что-то устойчивое в предмете
(единое, неподвижное, неделимое). Таким
образом, бытие и чистое мышление совпадают.
Атомистическая
школа
- Основные представители:
Левкипп, Демокрит
- Первоначало мира
– атомы и пустота. Атомы представляют
собой мельчайшие материальные частицы,
которые различаются между собой формой,
порядком, положением, величиной и тяжестью.
Атомы едины, неделимы и неизменны. Движение
происходит в результате столкновения
между атомами в пустоте. В результате
столкновений между атомами возникают
все предметы, явления и процессы.
Философия
античности классического
периода
- Период расцвета
античной философии. Происходит построение
глобальных философских систем, включающих
анализ природы, человека и общества.
- Центр философской
мысли - Афины
- Основные представители:
Софисты (Протагор, Гиппий, Горгий), Сократ,
Платон, Аристотель
Софисты
- Софисты – древнегреческие
учителя ведения дискуссии, спора.
- Основные представители:
Протагор, Горгий, Гиппий.
- Основные идеи:
- Учение о принципиальной
непознаваемости мира: «Ничего не существует»,
«Если что-то и существует, то его нельзя
познать», «Если это и можно познать, то
нельзя передать и объяснить другому»
(Протагор);
- Учение об относительности
истины: «Человек есть мера всех вещей,
существующих в том, что они существуют,
несуществующих в том, что они не существуют»
(Протагор);
- Идея о том, что
основанием всех форм культуры (религия,
мораль, право, государство) является условное
соглашение между людьми.
Сократ (470-399
до н.э.)
- Учение Сократа
возникает одновременно с деятельностью
софистов. Общее в учениях Сократа и софистов
– критика традиционных стереотипов и
предубеждений. Отличие философии Сократа
– направленность на поиск истины в сфере
человеческого существования путем углубленного
самопознания.
- Сократ разработал
диалектический метод. Диалектикой
он называл искусство ведения беседы,
диалога с целью достижения подлинной
истины.
- Этический
рационализм: Самопознание раскрывает
моральные ценности: справедливость, умеренность,
мужество. Знание истины и нравственность
– понятия совпадающие. Зная, что хорошо
и что плохо, никто не сможет поступать
плохо.
Платон (427-347
до н.э.) Учение об
идеях:
- Всякий существующий
предмет, явление или процесс имеет свою
идею. Идея вещи есть указание на совокупность
ее существенных свойств, на их назначение
и смысл.
- Совокупность
идей образуют мир
идей. Идеи вечные и неизменные, образуют
иерархическую лестницу. На ее вершине
находится идея Блага, самая общая идея.
- Идеи – источник
существования всех вещей предметного
мира. Они – причина космического порядка
и гармонии.
- Вторым источником
существования вещей является материя
как бесформенная масса вещества. Это
чистая возможность существования вещей.
- В результате
соприкосновения материи с идеями возникают
вещи. Вещи – несовершенные копии идей,
кажущееся бытие.
Платон.
Учение о познании
- Выделяются
чувственное знание (мнение) и интеллектуальное
знание.
- Чувственное знание
возникает в результате воздействия вещей
внешнего мира на органы чувств человека,
что становится толчком к воспоминанию
душой виденного в мире идей. Но поскольку
вещи видимого мира – это лишь несовершенные
копии идей, то чувственное знание также
является несовершенным, частичным и неполным.
- Истина достигается
при помощи абстрактно-логического понятийного
мышления. В результате интеллектуальное
знание опирается на познание идей. Основным
методом достижения истинного знания
выступает диалектика как искусство анализа
и синтеза понятий.
Платон.
Учение о человеке
- Человек – единство
души и тела. Душа – идея человека.
- Душа состоит
из трех иерархически упорядоченных частей:
- разум (ориентация
на интеллектуальное познание идеального
мира);
- воля (ориентация
на достижение поставленных целей);
- чувственность
(ориентация на удовлетворение материальных
потребностей).
- Душа человека
находится в противоречивом состоянии
между ориентациями на идеальный и на
материальный мир. Данная противоречивость
по-разному проявляется у различных людей,
поскольку у них разное соотношение различных
частей души.
Платон.
Учение о государстве.
Идеальное государство
- это общество, состоящее из трех
сословий:
- правители
(функция управления);
- воины
(функция обороны);
- производители
(функция производительного труда).
Эти
сословия соответствуют трем
частям души (разуму, воле, чувственности),
а также трем из четырех
добродетелей, в них преобладающих
(мудрость, храбрость, умеренность).
Главная добродетель,
характеризующая идеальное государство,
– справедливость. Она заключается
в том, что каждое сословие выполняет
ту функцию, к которой оно предопределено
естественным образом, в результате
чего в обществе устанавливаются
гармония и порядок.
Аристотель (384–322
до н.э.) Метафизика
Подлинной реальностью
обладают единичные вещи.
Единичное бытие
вещи есть сочетание формы и материи.
Материя – то, из
чего состоит вещь (возможность формы).
Форма – то, что
придает вещи качественную определенность
(действительность материи).
Каждая форма может
рассматриваться как материя
для иной, более сложной формы.
Аристотель (384–322
до н.э.) Учение о
познании.
- Выделяются чувственное
восприятие и интеллектуальное знание.
- Чувственное восприятие
является основой познания. Оно дает знание
о единичных вещах, однако не способно
к постижению всеобщего и необходимого
знания.
- Интеллектуальное
знание, основанное на деятельности разума,
предусматривает постижение всеобщего
и необходимого. Оно – основание мудрости.
Аристотель.
Учение о человеке.
- Человек – единство
души и тела. Душа и тело неразрывно связаны
друг с другом; отдельное существование
души невозможно.
- Сущность человеческого
существования составляет его общественный
характер. Общественная жизнь людей –
источник нравственности и добродетели.
- Добродетель включает
в себя следование добропорядочной цели
и выбор правильных средств для ее достижения.
- Добродетели бывают
интеллектуальные и этические. Первые
формируются путем обучения, вторые –
как результат привычки.
- Высшая добродетель
- справедливость (ориентация на достижение
общего блага).
Аристотель.
Социально-политическое
учение.
- Государство –
объединение родов и поселений для достижения
счастливой жизни под властью единого
права.
- Полноправными
гражданами государства являются только
те, кто обладает собственностью и участвует
в управлении.
- Выделяются три
правильные и три неправильные формы
государства в зависимости от наличия
в государстве разумных и справедливых
законов.