Античная демократия

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 08:17, реферат

Описание работы

Одна из форм политической организации античного государства (полиса). Природа и сущностные черты античной демократии точнее всего раскрываются через ее определение как демократии полисной. Античный полис являл собою единство политических, гражданских и религиозных общин; в нем отсутствовало разделение государства и церкви, государства и гражданского общества, политических и военных организаций, прав и обязанностей гражданина.

Работа содержит 1 файл

АНТИЧНАЯ ДЕМОКРАТИЯ.doc

— 94.00 Кб (Скачать)

     АНТИЧНАЯ  ДЕМОКРАТИЯ 

Одна из форм политической организации античного  государства (полиса). Природа и сущностные черты античной демократии точнее всего  раскрываются через ее определение как демократии полисной.  Античный полис являл собою единство политических, гражданских и религиозных общин; в нем отсутствовало разделение государства  и церкви, государства и гражданского общества, политических и военных организаций, прав и обязанностей гражданина.  В основе существования общины лежала коллективная собственность на  землю. Доступ к земельной собственности имели только полноправные граждане. Равенство политических прав  было в античном полисе необходимым  условием равенства прав экономических (из истории Древнего Рима известно, что экономический смысл борьбы плебеев за равные с патрициями политические права в царский период и во времена ранней республики состоял  в получении права оккупации земель “общественного поля”, которым пользовались лишь патриции –  полноправные граждане).  Политические и экономические права, в свою очередь, предоставлялись только тем, кто составлял городское ополчение, входил в военную организацию полиса. Единство прав (привилегий) и обязанностей гражданина – воина-собственника  предопределило отсутствие почвы для зарождения  идеи политического представительства – античная демократия могла быть только прямой демократией.  Взаимообусловленность политических и экономических прав диктовала пределы расширения круга  полноправных граждан – полисная демократия на всех этапах своей истории оставалась демократией меньшинства. Так, в Афинах практика предоставления гражданских прав союзникам отсутствовала, а в Риме жители провинций, служившие в союзных войсках, начали в сколько-нибудь массовом порядке получать права гражданства только в период империи.  Основным институтом античной демократии выступало Народное собрание, в котором принимали участие все полноправные граждане: в Афинах, давших истории наиболее совершенный образец полисной демократии, Народные собрания созывались регулярно, каждые 10 дней. Там решались все вопросы, относившиеся к внутренней и внешней политике города-государства: оно выбирало высших должностных лиц, определяло порядок расходования средств городской казны, объявляло войну и определяло условия заключения  мира. Дела текущего управления, или, в понятиях современных принципов государственной организации, функций исполнительной власти, принадлежали должностным лицам, избираемым Народным собранием: в Афинах это был совет 500, в Риме – магистраты (консулы, народные трибуны, преторы, цензоры, квесторы, эдилы; в чрезвычайных обстоятельствах, в случае внешней опасности или реальной угрозы гражданской войны Народное собрание на ограниченный срок, не более полугода, вручало власть диктатору). Еще одним важнейшим институтом античной демократии, отличавшим ее наиболее развитые формы, являлся Народный суд. По мнению Аристотеля, изучавшего историю и сравнительные преимущества политического устройства современных  ему греческих полисов, учреждение Народного суда означало решающий шаг к установлению в Афинах демократии: “Когда Народный суд  усилился, то государственный строй  обратился в нынешнюю  демократию”. В Афинах в эпоху Перикла, во времена “золотого века” афинской демократии (5 век до н. э.)  в Народный суд ежегодно избиралось 6 тысяч судей, из которых 5 тысяч образовывали 10 секций дикастериев, разбиравших дела в открытых судебных заседаниях. По своим социальным основам античная демократия была демократией средних и мелких земельных собственников.  Гарантией свободы и реального равенства политических прав служило относительное  экономическое равенство, оно защищало  демократию  от вырождения в крайние формы, в охлократию, и от установления олигархии, за которой следовала диктатура. В период становления современной демократии историки, философы, правоведы часто обращаются к институтам и нормам античной демократии.

     ГРЕЦИЯ

     Наше  нынешнее понятие “страна”, подразумевающее  некую местность, на территории которой  в едином государстве, управляемом  единым правительством, проживает все ее население, неприменимо к античной Греции.  Наоборот, она представляла собой конгломерат нескольких сотен независимых городков, окруженных сельскохозяйственными угодьями. В отличие от так называемых национальных государств – США, Франции, Японии и других стран, которые по большей части и образуют структуру современного мира, располагавшиеся на территории Греции суверенные государства были городами-государствами. Самым знаменитым из них и в классическую,  и в более позднюю эпоху  были Афины. В 507 году до н. э. его граждане  применили систему “народных правительств”, просуществовавшую почти два столетия, до той поры, пока Афины не были покорены  более могущественной Македонией, граничившей с ними на севере (после 321 года до н. э. афинское правительство на несколько поколений освободилось из-под ее власти, а затем город был вновь покорен – на этот раз римлянами).           

     Именно  греки (вероятнее всего, афиняне) ввели  в обиход термин “демократия”. Судя по всему, термин  демократия, носивший оттенок недоброжелательности, употреблялся аристократами как эмоционально окрашенный эпитет и выражал презрение к простолюдинам, которые сумели оттеснить аристократов от управления государством. Так ли иначе, афиняне и другие греческие племена применяли понятие demokratia по отношению к системе власти в Афинах и во многих других городах-государствах.

     Среди всех греческих демократий афинская демократия была самой значительной, и тогда, и теперь наиболее известной, она оказала большое влияние на политическую  философию и впоследствии часто рассматривалась как совершенный образец участия граждан в управлении государством, т. е. иными словами, являлась примером представительной демократии.

     Система власти в  Афинах представляла собой  сложную структуру – центральное  место в ней отводилось так называемому собранию, в работе которого должны были принимать участие все граждане. Собрание избирало несколько главных должностных лиц, например, военачальников.  Но основным способом выбора граждан для исполнения прочих общественных  обязанностей был жребий, и все обладающие избирательными правами граждане имели равные шансы быть избранными на тот или иной пост. По некоторым оценкам, рядовой гражданин, по крайней мере, один раз в жизни имел возможность получить по жребию высшую должность в государстве.

     Хотя  порою греческие города объединялись, образуя некий прототип представительного правительства, руководившего деятельностью разнообразных конфедераций, лиг, союзов, которые создавались, прежде всего, для организации коллективной обороны, об этих представительных системах известно мало. Они в буквальном смысле не оставили никакого следа в истории демократических идей и процедур и не повлияли на образование более поздних форм представительной демократии, точно так же как афинская система назначения граждан на те или иные посты по жребию не использовалась в дальнейшем в качестве альтернативы выборам. 

     Таким образом, политические институты греческой  демократии, являвшиеся для своего времени новацией, остались незамеченными  в ходе развития современной представительной системы.

                                                       РИМ

     Примерно  в тоже время, когда в Греции возникла система  “народных правительств”, такая же система правления появляется и на Аппенинском полуострове, в  Риме. Впрочем, граждане Рима предпочли назвать ее республикой (по-латыни res означает “дело”, “вещь”, а publicus –“общее”), т. е. в широком смысле – нечто, принадлежащее народу.

     Поначалу  право участия в управлении республикой  принадлежало лишь патрициям или  аристократам. Однако в ходе развития общества и после ожесточенной борьбы и простолюдины (в Риме их называли плебсом) добились для себя такого же права.  Как и в Афинах, право участия предоставлялось только мужчинам, и это ограничение сохранилось во всех  последующих видах демократий и республик вплоть до XX века.

     Зародившись поначалу в городе довольно скромных размеров, Римская республика путем  аннексий и завоеваний распространилась далеко за его пределы и в результате стала править всей Италией и  другими странами.  Более того, республика часто предоставляла высоко ценившееся римское гражданство народам покоренных ею стран, и те, таким образом, становились не просто подданными, а римскими гражданами, в полной мере наделенными соответствующими правами и привилегиями.

     Каким бы мудрым и великодушным ни был этот дар, в нем был очень серьезный недостаток: Рим никогда не мог в полной мере привести свои институты народовластия в соответствие с постоянно возрастающей численность своих граждан и с фактором их географической удаленности от центра республики. С  современной точки зрения более чем нелепо выглядит тот факт, что собрания, на которых римским гражданам было предписано участвовать, происходили, как и прежде, в самом Риме – на том самом, ныне разрушенном Форуме, куда в наши дни водят туристов. Однако большинство римских граждан, живших на широко раскинувшейся территории республики, не имели возможности присутствовать на этих народных собраниях, ибо Рим был слишком далеко и путешествие туда становилось возможным в лучшем случае ценой непомерных усилий и расходов. Как следствие, все более увеличивающийся, а под конец подавляющее число граждан были практически лишены возможности участвовать в народных собраниях, местом проведения которых оставался центр римского государства.

     Хота  римляне зарекомендовали себя людьми творческими и практическими, выборный характер замещения  важных государственных должностей не привел  к решению, которое выглядело вполне очевидным и заключалось в создании эффективной системы представительного правления, основанной на деятельности демократически избранных представителей народа.

     Хотя  Римская республика просуществовала  значительно дольше, чем афинская демократия и чем любая современная  демократия, однако, начиная приблизительно со 130 года до н. э. ее подтачивали гражданские распри, войны, милитаризация, коррупция и упадок  того непреклонного гражданского духа, которым прежде гордились римляне. Установление диктатуры Юлия Цезаря положило конец истинным демократическим процедурам – от них почти ничего не осталось. А после убийства Цезаря в 44 году до н. э.  республика, которой некогда управляли граждане, превратилась в империю, покорную воли своего владыки.        

С падением республики в Риме “народные правительства” полностью исчезли в Южной  Европе. О демократии, если не считать того, что она оставалась политической системой немногочисленных, разбросанных  по территории Италии племен, забыли почти на тысячу лет.

 Древнегреческая демократия

 Во  время правления Перикла сложилась политическая система афинской демократии, главными органами которой выступали народное собрание (экклесия), совет пятисот (буле) и народный суд (гелиэя). Следует подчеркнуть, что античный мир не признавал такого принципа демократии, как разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Поэтому все главные учреждения афинской демократии, может быть кроме гелиэи, которая выполняла чисто судебные функции, вели и законодательные, и исполнительные, и судебные дела.

 Кроме того, в отличие от современных представительных демократий, греческая демократия была прямойто есть все граждане полиса имели право и даже были обязаны непосредственноучаствовать в работе народного собрания.

 Гражданство. В древнегреческих полисах были две разновидности гражданства (политеи):

 1) граждане  по рождению (геносы) и

 2) граждане, получившие гражданство за особые  заслуги перед полисом по решению  Народного собрания – демопойеты.

 Демопойеты  не имели полных прав и приобретали  их только в третьем поколении. Например, они не могли занимать должности  жреца и архонта. Чтобы стать гражданином по рождению – геносом, надо было быть рожденным в законном браке от отца и матери геносов, далее следовало сразу быть занесенным в список отцовского рода (геноса), а по достижении 18-ти летнего возраста – в список дема. Занесение в список дема и завершало процесс становления геноса, получавшего все права гражданина полиса. Важнейшими политическими правами афинских граждан были: право посещения экклесии, равное право голоса (исегория) и свобода слова (парресия). К наиболее значимым социально-экономическим правам граждан относились:

 - освобождение  от постоянных налогов;

 - право  владеть земельной собственностью;

 - право  на получение материальной помощи  от государства (теорикон).

 В главные обязанности  граждан входила военная служба с 18 до 60 лет и материальный вклад в развитие полиса, а именно:

 - чрезвычайный  военный налог (эйсфора);

 - налог,  собираемый только с состоятельных  граждан, для удовлетворения самых  разнообразных нужд полиса (литургия): оснащение кораблей, подготовки хора, организации праздничных игр и шествий и т.д.

 В отношении  граждан запрещалось применять  пытки. Насилие, примененное по отношению  к какому-либо гражданину, считалось  преступлением против всего полиса, а поэтому всячески пресекалось. Публичное оскорбление афинского гражданина каралось довольно значительным штрафом в 500 драхм. Афинского гражданина нельзя было арестовать без решения суда. Будучи привлеченным к суду, если не было шансов на оправдательный приговор, гражданин до рассмотрения дела мог покинуть полис.

 Гражданская состоятельность  после занесения  жителя полиса в списки дема в дальнейшем неоднократно проверялась. Проверка гражданства (докимасия) проводилась каждый раз, когда гражданин избирался на какую-либо государственную должность. Особой проверке – докимасии ораторов - подвергались выступавшие в Народном собрании вожди. Афинские ораторы, как и все высшие магистраты, например стратеги, должны были иметь только законных детей и собственность только на территории Аттики.

 Другой  социально-политический статус имели метеки – свободные люди, но не граждане полиса, в котором они проживали. Кроме налогов, которые платили граждане, метеки облагались особым налогом – метекионом, а также налогом за право торговли на рынкеМетеки не пользовались политическими правами и не имели прямой правоспособности. Чтобы защитить свои права в суде метеки должны были заручиться покровительством гражданина данного полиса, то есть иметь простата, который и представлял интересы данного метека в суде и вообще перед полисом. Метеки обязаны были нести военную службу в пехоте и на флоте; к службе в кавалерии они не допускались. К V в. до н.э. число метеков в афинском войске достигало 25%.

Информация о работе Античная демократия