Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 08:17, реферат
Одна из форм политической организации античного государства (полиса). Природа и сущностные черты античной демократии точнее всего раскрываются через ее определение как демократии полисной. Античный полис являл собою единство политических, гражданских и религиозных общин; в нем отсутствовало разделение государства и церкви, государства и гражданского общества, политических и военных организаций, прав и обязанностей гражданина.
Одна из форм политической организации античного государства (полиса). Природа и сущностные черты античной демократии точнее всего раскрываются через ее определение как демократии полисной. Античный полис являл собою единство политических, гражданских и религиозных общин; в нем отсутствовало разделение государства и церкви, государства и гражданского общества, политических и военных организаций, прав и обязанностей гражданина. В основе существования общины лежала коллективная собственность на землю. Доступ к земельной собственности имели только полноправные граждане. Равенство политических прав было в античном полисе необходимым условием равенства прав экономических (из истории Древнего Рима известно, что экономический смысл борьбы плебеев за равные с патрициями политические права в царский период и во времена ранней республики состоял в получении права оккупации земель “общественного поля”, которым пользовались лишь патриции – полноправные граждане). Политические и экономические права, в свою очередь, предоставлялись только тем, кто составлял городское ополчение, входил в военную организацию полиса. Единство прав (привилегий) и обязанностей гражданина – воина-собственника предопределило отсутствие почвы для зарождения идеи политического представительства – античная демократия могла быть только прямой демократией. Взаимообусловленность политических и экономических прав диктовала пределы расширения круга полноправных граждан – полисная демократия на всех этапах своей истории оставалась демократией меньшинства. Так, в Афинах практика предоставления гражданских прав союзникам отсутствовала, а в Риме жители провинций, служившие в союзных войсках, начали в сколько-нибудь массовом порядке получать права гражданства только в период империи. Основным институтом античной демократии выступало Народное собрание, в котором принимали участие все полноправные граждане: в Афинах, давших истории наиболее совершенный образец полисной демократии, Народные собрания созывались регулярно, каждые 10 дней. Там решались все вопросы, относившиеся к внутренней и внешней политике города-государства: оно выбирало высших должностных лиц, определяло порядок расходования средств городской казны, объявляло войну и определяло условия заключения мира. Дела текущего управления, или, в понятиях современных принципов государственной организации, функций исполнительной власти, принадлежали должностным лицам, избираемым Народным собранием: в Афинах это был совет 500, в Риме – магистраты (консулы, народные трибуны, преторы, цензоры, квесторы, эдилы; в чрезвычайных обстоятельствах, в случае внешней опасности или реальной угрозы гражданской войны Народное собрание на ограниченный срок, не более полугода, вручало власть диктатору). Еще одним важнейшим институтом античной демократии, отличавшим ее наиболее развитые формы, являлся Народный суд. По мнению Аристотеля, изучавшего историю и сравнительные преимущества политического устройства современных ему греческих полисов, учреждение Народного суда означало решающий шаг к установлению в Афинах демократии: “Когда Народный суд усилился, то государственный строй обратился в нынешнюю демократию”. В Афинах в эпоху Перикла, во времена “золотого века” афинской демократии (5 век до н. э.) в Народный суд ежегодно избиралось 6 тысяч судей, из которых 5 тысяч образовывали 10 секций дикастериев, разбиравших дела в открытых судебных заседаниях. По своим социальным основам античная демократия была демократией средних и мелких земельных собственников. Гарантией свободы и реального равенства политических прав служило относительное экономическое равенство, оно защищало демократию от вырождения в крайние формы, в охлократию, и от установления олигархии, за которой следовала диктатура. В период становления современной демократии историки, философы, правоведы часто обращаются к институтам и нормам античной демократии.
Именно греки (вероятнее всего, афиняне) ввели в обиход термин “демократия”. Судя по всему, термин демократия, носивший оттенок недоброжелательности, употреблялся аристократами как эмоционально окрашенный эпитет и выражал презрение к простолюдинам, которые сумели оттеснить аристократов от управления государством. Так ли иначе, афиняне и другие греческие племена применяли понятие demokratia по отношению к системе власти в Афинах и во многих других городах-государствах.
Среди всех греческих демократий афинская демократия была самой значительной, и тогда, и теперь наиболее известной, она оказала большое влияние на политическую философию и впоследствии часто рассматривалась как совершенный образец участия граждан в управлении государством, т. е. иными словами, являлась примером представительной демократии.
Система
власти в Афинах представляла собой
сложную структуру –
Хотя порою греческие города объединялись, образуя некий прототип представительного правительства, руководившего деятельностью разнообразных конфедераций, лиг, союзов, которые создавались, прежде всего, для организации коллективной обороны, об этих представительных системах известно мало. Они в буквальном смысле не оставили никакого следа в истории демократических идей и процедур и не повлияли на образование более поздних форм представительной демократии, точно так же как афинская система назначения граждан на те или иные посты по жребию не использовалась в дальнейшем в качестве альтернативы выборам.
Таким образом, политические институты греческой демократии, являвшиеся для своего времени новацией, остались незамеченными в ходе развития современной представительной системы.
С падением республики в Риме “народные правительства” полностью исчезли в Южной Европе. О демократии, если не считать того, что она оставалась политической системой немногочисленных, разбросанных по территории Италии племен, забыли почти на тысячу лет.
Древнегреческая демократия
Во
время правления Перикла
Кроме
того, в отличие от современных представительных д
Гражданство. В древнегреческих полисах были две разновидности гражданства (политеи):
1) граждане по рождению (геносы) и
2) граждане,
получившие гражданство за
Демопойеты не имели полных прав и приобретали их только в третьем поколении. Например, они не могли занимать должности жреца и архонта. Чтобы стать гражданином по рождению – геносом, надо было быть рожденным в законном браке от отца и матери геносов, далее следовало сразу быть занесенным в список отцовского рода (геноса), а по достижении 18-ти летнего возраста – в список дема. Занесение в список дема и завершало процесс становления геноса, получавшего все права гражданина полиса. Важнейшими политическими правами афинских граждан были: право посещения экклесии, равное право голоса (исегория) и свобода слова (парресия). К наиболее значимым социально-экономическим правам граждан относились:
- освобождение от постоянных налогов;
- право
владеть земельной
- право
на получение материальной
В главные обязанности граждан входила военная служба с 18 до 60 лет и материальный вклад в развитие полиса, а именно:
- чрезвычайный военный налог (эйсфора);
- налог,
собираемый только с
В отношении граждан запрещалось применять пытки. Насилие, примененное по отношению к какому-либо гражданину, считалось преступлением против всего полиса, а поэтому всячески пресекалось. Публичное оскорбление афинского гражданина каралось довольно значительным штрафом в 500 драхм. Афинского гражданина нельзя было арестовать без решения суда. Будучи привлеченным к суду, если не было шансов на оправдательный приговор, гражданин до рассмотрения дела мог покинуть полис.
Гражданская состоятельность после занесения жителя полиса в списки дема в дальнейшем неоднократно проверялась. Проверка гражданства (докимасия) проводилась каждый раз, когда гражданин избирался на какую-либо государственную должность. Особой проверке – докимасии ораторов - подвергались выступавшие в Народном собрании вожди. Афинские ораторы, как и все высшие магистраты, например стратеги, должны были иметь только законных детей и собственность только на территории Аттики.
Другой социально-политический статус имели метеки – свободные люди, но не граждане полиса, в котором они проживали. Кроме налогов, которые платили граждане, метеки облагались особым налогом – метекионом, а также налогом за право торговли на рынке. Метеки не пользовались политическими правами и не имели прямой правоспособности. Чтобы защитить свои права в суде метеки должны были заручиться покровительством гражданина данного полиса, то есть иметь простата, который и представлял интересы данного метека в суде и вообще перед полисом. Метеки обязаны были нести военную службу в пехоте и на флоте; к службе в кавалерии они не допускались. К V в. до н.э. число метеков в афинском войске достигало 25%.