Английский эмпиризм

Автор: l************@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 22:09, творческая работа

Описание работы

1. Философия Т. Гоббса
2. Философия Дж. Локка
3. Философия Дж. Беркли
4. Философия Д. Юма

Работа содержит 1 файл

Английский эмпиризм.ppt

— 743.00 Кб (Скачать)

Английский  эмпиризм 
План: 
1. Философия Т. Гоббса 
2. Философия Дж. Локка 
3. Философия Дж. Беркли 
4. Философия Д. Юма 

Литература: 

  • 1.  Введение в философию: Учеб  пос. для вузов. – М., 2003.
  • 2. Философия. Учеб. Для вузов/Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М., 2001.
  • 3. История философии/Под ред. Ч.С. Кирвеля. – Минск, 2001.

Проблематизация  понятия 
«субстанции»
 

  • Т. Гоббс: признает существование и материальных, и идеальных субстанций
  • Дж. Локк: разрабатывает понятие материальной субстанции
  • Дж. Беркли: отрицает существование материальных вещей, оставляя только идеальные субстанции
  • Д. Юм: отвергает идеальные субстанции, вообще проблематизируя идею «субстанции»

Томас  Гоббс (1588-1679)

  • Человек  рождается с чистым сознанием, без каких-либо врожденных знаний, и все приобретает с опытом
  • Гносеология: Первичны единичные чувственные образы, которые затем обрабатываются умом, что приводит к возникновению общих понятий (номинализм)
  • Трансцендентная и имманентная истина

Левиафан

Джон  Локк (1632-1704)

Спор  о «врождённых  идеях» 
Принцип сенсуализма  
(основной вывод Локка)
 

Нет ничего  в разуме, 
чего бы не было 
раньше в ощущении.
 

Nihil est  in intellectu, 
quod non prius fuerit in sensu.
 

Tabula rasa 
(лат. чистая доска) – 
термин сенсуализма 
для обозначения состояния 
сознания человека, 
ещё не получившего 
внешнего чувственного опыта 
(например, новорождённого) 
и потому не располагающего 
какими бы то ни было знаниями.

Спор  о «врождённых  идеях» 
Нативизм и его критика Дж. Локком 

Основные  представители

  • Платон (427-347 до н.э.)
  • Р. Декарт (1596-1650)
  • Н. Мальбранш (1638-1715)
  • Кембриджские платоники: 
    Г. Мор (1614-1687) 
    Р. Кедворт (1617-1688)  
 

Нативизм 
(лат. nativus, врождённый) – 
учение о наличии в разуме 
врождённого знания 
(идей, принципов).

Модификация  аргумента 
спонтанного согласия
– 
аргумент
дедукции. 

Модификация  аргумента 
латентного знания
– 
аргумент
спонтанного согласия. 

Модификация  аргумента 
всеобщего согласия – 
аргумент
латентного знания. 

Спор  о «врождённых  идеях» 
Нативизм и его критика Дж. Локком 

Аргумент всеобщего согласия. 

Не существует  истин, с которыми 
действительно были бы согласны 
все: даже так называемые 
«общеизвестные» истины 
неизвестны детям и идиотам.
 

Если «латентное»  знание –  
это  знание, которым можно 
обладать, не сознавая этого, 
то такое знание невозможно.
 

Начало рассуждения  не есть то время,  
когда мы приходим к осознанию этих  
истин; если же считать доказательством  
врождённости самый факт согласия,  
придётся объявить врождёнными  
все истины, с которым мы соглашаемся.
 

Менее общие  истины 
известны раньше 
более общих.
 

Аргументы  нативистов 

Контраргументы  Локка

Джордж  Беркли (1685-1753)

Солипсизм 

Солипсизм 
(лат. solus, единственный, ipse, сам) – 
философское учение, согласно которому 
несомненно данным является лишь 
собственный субъективный опыт, 
а всё, что считается существующим 
независимо от него 
(включая тело, мир внешних 
сознанию вещей, других людей), 
в действительности – 
лишь часть этого опыта.

Джордж  Беркли 
Субъективный идеализм 

  •  Имматериализм
    • Критика концепции первичных и вторичных качеств
    • Критика понятия материи
      • как непосредственно не воспринимаемого «носителя» объективных чувственных качеств вещей
      • как действующей причины ощущений
      • как абсолютной субстанции, существующей вне нашего ума
  • Радикальный номинализм
  • Субъективный идеализм
    • Вещи как комплексы ощущений
    • «Носитель» идей – не материя, а дух
    • Проблема непрерывности существования
    • Проблема реальности нечувственного
      • Два вида ментальных сущностей
      • Бытие других сознаний
  • Солипсизм

БОГ 

 
Человек
 

Идея 

Идея 

Идея 

Имматериализм 
Критика понятия материи  
как причины ощущений (идей)
 

Точка  зрения Беркли

   

    Esse – percipi

Существовать  – значит быть воспринимаемым

Дэвид  Юм (1711-1776)

Давид  Юм 
Самокритика эмпиризма 

  •  Субъективный идеализм: гносеологическая версия
    • Причины ощущений, а следовательно – и природа реальности, непознаваемы
  • Гносеология Юма
    • Два вида восприятий (перцепций)
      • впечатления
      • идеи
    • Принципы ассоциации идей
      • сходство
      • смежность
      • причинность
  • Субъективность причинности

Гносеология  Юма  
Два вида восприятий 

Впечатления 

Идеи

Гносеология  Юма  
Два вида восприятий 

соединяются  умом 
по его усмотрению
 

связаны 
в опыте
 

менее 
живые и сильные
 

более 
живые и сильные
 

остаются  в уме после 
прекращения ощущений или предвосхищают их
 

получаются  в процессе чувственного  восприятия 

Идеи 

Впечатления

Вопросы?

Информация о работе Английский эмпиризм