Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 22:18, контрольная работа
Мы свободны, я свободен! Никаких оснований быть человечным… Точнее, в этой безосновности – без-законности, а-моральности – вся жутковатая человечность. Таков ведь урок. Сколько ни городи «общечеловеческих ценностей», сколько ни надувай себя и других «духом» разных духовностей, сколько ни разделяй на верных и неверных, – а вот оно неустранимое условие человеческой задачи: мы свободны, ни дна у нас, ни покрышки.
Введение …………………………………………………………………………………...стр.
Творческая биография ……………………………………………………..стр.
Список работ……………………………………..………………………………стр.
Зачем философия?...............................................................стр.
Заключение………………………………………………………………………..стр.
Источники информации…………………………………………………….стр.
Глоссарий……………………………………………………………………………стр.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»
Кафедра социально-культурной деятельности
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ПРЕДМЕТУ
«Философия»
ТЕМА:
«Анатолий Валерианович Ахутин»
группы курса
______ отделения
(Ф. И. О. студента полностью)
Научный руководитель:
(Ф. И. О.)
(ученая степень, звание)
ЧЕЛЯБИНСК 2012
Введение ………………………………………………………
Введение
«Мы свободны, я свободен! Никаких оснований быть человечным… Точнее, в этой безосновности – без-законности, а-моральности – вся жутковатая человечность. Таков ведь урок. Сколько ни городи «общечеловеческих ценностей», сколько ни надувай себя и других «духом» разных духовностей, сколько ни разделяй на верных и неверных, – а вот оно неустранимое условие человеческой задачи: мы свободны, ни дна у нас, ни покрышки.»
«Самосознание и самоуважение каждый терял сам. За неимением самосознания и самоуважения, выражаясь старомодно, без чувства собственного достоинства, индивид не в состоянии говорить – у него нет для этого языка». [1]
Не хочу показаться банальной, но перед тем как выбрать тему по вашему предмету я начала читать Свояша, а он меня и подтолкнул искать современных философов, наткнулась на выше написанные строчки и тут же, определилась с темой, уж больно они в душу запали.
Биография и творческая биография Анатолия Валериановича, будут написаны в одном разделе, поскольку не вижу смыла писать по отдельности.
Творческая биография
Ахутин Анатолий Валерианович - Curriculum vitae. Родился 11 сентября 1940г. в г. Ленинграде. С 1945г. проживает в г.Москве. Окончил химический факультет МГУ, а затем аспирантуру того же факультета по специальности физическая химия. В 1965г. защитил диссертацию на звание кандидата химических наук. С того же года вплоть до 1988г. работал в Институте истории естествознания и техники АН СССР. В 1988г. вместе с группой коллег перешел в Институт философии АН СССР, где работал до 1991г. Со студенческих лет занимался философией, сначала самостоятельно, затем в различных кружках и семинарах, работавших на физическом факультете МГУ, в Институте философии АН СССР и при секторе «Общих проблем» Института истории и естествознания АН СССР. С 1967 г. член и сотрудник группы «Диалог культур», возглавлявшейся В.С. Библером. Группа долгое время работала в качестве домашнего семинара, а с 1991г. стала самостоятельным объединением (с 1996г. при философском факультете РГГУ) философов, психологов и культурологов, ведущих исследования по общей программе (результаты исследований представлены в сборниках “Архэ” — вып.1, Кемерово, 1993; вып.2, Москва, 1996; вып.3, М. 1998) и совместно разрабатывающих проект начального образования — Школа диалога культур. Сфера, которой были посвящены исследования за время работы в ИИЕТ, может быть названа философской историей науки. Сравнительное изучение форм мысленного экспериментирования, понятого как элемент теоретической мысли вообще, а не только экспериментальных наук Нового времени, представлено в работе «История принципов физического эксперимента. От Античности до XVII века». М. 1976г. В книге «Понятие “природа” в Античности и в Новое время», М., 1988, показано фундаментальное — логическое и онтологическое — различие древнегреческого понятия “фюсис” (сущее в сути его бытия) и новоевропейского понятия “натура” (предмет естественнонаучного исследования). В дальнейшем исследования сосредоточиваются в большей мере на проблемах философии культуры и собственно философии, понимаемой в духе концепции диалога культур. Некоторые результаты представлены в сборнике статей «Тяжба о бытии», М., 1997г. В настоящее время преподает на философском факультете РГГУ (курсы: «Начала античной философии» и «История философии как философия) Избран действительным членом Российской Академии Естественных Наук по отделению «Наука и теология» 27. IV .1993г.
В марте 2010 года подписал обращение российской оппозиции «Путин должен уйти». Постоянный участник акций Стратегии-31 на Триумфальной площади.
Список работ.
Основные работы:
- «Дело философии»
...В
чем ... особенность [философского
дела], единственность, строгость? Что
за искусство (ремесло,
- «Парадоксы культурологи»
… Не
впасть, а войти в парадокс способна как
раз предельно ответственная — логичная
— мысль, принимающая всерьез свои изречения,
слушающая, что говорит, задумывающаяся
о том, как она думает, замечающая свое
участие, присутствие в мыслимом, озадачивающаяся
собой в целом. Одно дело, к примеру, —
утверждать: « Всякое утверждение обусловлено
(положим, "социо-культурно") » . Другое
— применить истину этого утверждения
к нему самому.
- «Поворотные времена»
Тексты,
составляющие предлагаемый сборник, появлялись
в разные времена. Собраны они
вместе, поскольку так или иначе
оказались тематически
Список работ
1. Книги
1. История принципов
физического эксперимента. От Античности
до XVII века. М. 1976. 292с.
2. "Фюсис" и "Натура". Понятие
"природа" в Античности и в Новое
время. М. 1988. 208с.
3. Тяжба о бытии. М. 1997. 304с.
4. Поворотные времена. СПб. 2005. 741с.
2. Статьи
1. У истоков теоретического
мышления. // Вопросы философии. 1973. № 1.
С. 123-134
2. Эпический исход. — Mathesis . Из истории
античной науки и философии. М. 1976. С. 5-47.
(Вошла в кн. "Тяжба о бытии")
3. Galileo ’ s Experiment . // Scientia . Annus LXXVI . Vol . 117.
1982
4. Познание и экзистенция: к истории гуманитарных
истоков научного знания. // Проблемы гуманитарного
познания. Новосибирск. 1986. С.253-275.
5. Историко-научная концепция Вернера
Гейзенберга // Вопросы истории естествознания
и техники. 1988. № 4.
6. Вернер Гейзенберг и философия. // Послесловие
к кн.: Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и
целое. М. 1989.
7. София и черт. // вопросы философии. 1990.
№ 1, с. 51-69. (Вошла в кн. "Тяжба о бытии")
8. Как возможна научная революция? // Традиции
и революции в истории науки. М. 1991. С. 83-104.
(Вошла в кн. "Тяжба о бытии")
9. Новация Коперника и коперниканская
революция. // История науки в контексте
культуры. М. ИФАЕ. С. 23-48. (Вошла в кн. "Тяжба
о бытии")
10. Афины и Иерусалим. // Диалог культур.
Материалы научной конференции "Випперовские
чтения-1992". Вып. XXV . М. 1994. С. 19-38. (Вошла
в кн. "Тяжба о бытии")
11. Истоки физики и метафизика. // Физическое
знание: его генезис и развитие. М. 1993. С.
37-61.
12. О втором измерении мышления. Л.Шестов
и философия. // (Опубл. на французском яз.
в материалах конференции по творчеству
Л. Шестова. Париж. 1993). (Вошла в кн. "Тяжба
о бытии")
13. На полях « Я и Ты » . // Философия: в поисках
онтологии. Ежегодник самарской гуманитарной
Академии. 1994. С. 49-74. (Вошла в кн. "Тяжба
о бытии")
14. ( В соавторстве с В . С . Библером ) Bakhtin's
Legacy and the History if Science and Culture: An Interview with A.
Akhutin and V.Bibler. // Configurations. A Journal of Literature, Science,
and Technology. Vol. 1, № 3, Fall 1993. The John Hopkins University
Press. P . 335-386.
15. Записки из-под спуда. // "Архэ".
Культуро-логический ужегодник. Вып. 1.Кемерово.
1994. С. 113-156.
16. Большой народ без малого. // Русская
идея м евреи. Христианство. Антисемитизм.
Национализм. М. 1994. С. 78-98.
17.Статья Л.Шестов в кн.: Русская философия. Малый
энциклопедический словарь. М. 1995.
18. Дело философии. // "Архэ". Ежегодник
культурологического семинара. Вып 2. М.
1996. С. 57-122. (Вошла в кн. "Тяжба о бытии")
19. В стране Мамардашвили. // Вопросы философии.
1996. №7. С. 31-54.
20. Чтение « Теэтета » . // Архэ. Труды культуро-логического
семинара. Вып.3. М. 1998. С. 113-197.
21. На подходах к точке трансдукции логики
античного разума в длшику разума средневекового.
Плотин и Августин. // Там же. С. 232-253.
22. "Бытие и время" М.Хайдеггера в
философии XX века. // Вопросы философии.
1998. №? С. 110-116.
23. Dasein (Материалы к толкованию). // Философия:
в поисках онтологии. Самара. 1998. (переезд
в журн. Логос. М. 2000г. № 5-6).
24. Начала античной философии. // Философия
на троих. Рига. 2000.
25. Статьи: «Диалог культур» и «Эксперимент»
в Философской энциклопедии в 5-и томах.
М. 2000-2001
26. Все еще только начинается. Памяти В.С.
Библера. // Вопросы философии. 2001г. №6.
27. Что значит учить культуре? // Сб. От философии
жизни к философии культуры. М. 2001.
28. Вступительная статья к кн.: Шестов Л. Лекции по античной
философии. М. 2001.
2 9 . Сложение бытия. // Ё. Психотворец. Обуватель.
Философ. М.2002. С. 332-344.
30 . Парадоксы культурологии. // Человек.
— Культура. — История. М. РГГУ. 2002. С. 156-193.
31. К проблематике философии культуры.
// Точки. Puncta . Ежеквартальный католический
журнал, посвященный проблемам культуры,
религии и общества. М. 2002. № 3-4.
32. Апории точки. // Точки. Puncta . Ежеквартальный
католический журнал, посвященный проблемам
культуры, религии и общества. М. 2003. №
1-2.
34. Экзистенция познания. // Философия науки
в историческом контексте». СПб. 2003. С.
73-100
35. Философия как архео-логика // Точки.
Puncta . Ежеквартальный католический журнал,
посвященный проблемам культуры, религии
и общества. М. 2004. № 1-2
36. Эпическое бытие Парменида // Русская
антропологическая школа. Труды. Вып. 2.
М. 2004. С. 113-128.
Зачем философия
Участники:
Ахутин Анатолий Валерьянович – философ
Калиниченко Владимир Валентинович – кандидат философских наук
Александр Гордон: …тишина, по крайней мере, тишина на бумаге. Но это, наверное, чуть позже, а у вас был свой собственный план.
Владимир Калиниченко: План к вопросу, зачем философия?
А.Г. Да.
В.К. Мы как-то уже вошли потихоньку в тему. Я поймал себя на том, что разговор о философии трудно начинать, это начало предполагает какой-то жест, который я наблюдал не только за собой, жест как бы некоего самооправдания. То есть всегда нужно сделать какие-то предварительные шаги, чтобы войти в тему, и даже неприлично здесь брать быка за рога сразу, всегда приходится как-то отстраиваться как бы заново.
А.Г. Киникам было легко в этом смысле, пописал бы он сейчас здесь…
В.К. …То есть я могу сказать иначе, что рано ли поздно ли, прямо или косвенно, каждый философ, так или иначе, пишет свой текст под названием, «что такое философия». Мераб Мамардашвили, Анатолий Валерианович Ахутин, Ортега-и-Гассет, Бибихин, Хайдеггер…, можно назвать много имён. И, видимо, этот вопрос каким-то образом входит в суть дела как условие самого философствования, философского акта, как принято говорить. И в этом смысле философия как бы всегда начинающа, начинающая не только потому, что она о началах, – о чём, наверное, ещё будет сказано, – но она предполагает какой-то образ жизни-мысли здесь и сейчас, как только этот разговор начинается, который создаётся, может быть, немножко искусственно, такого рода вопросами, лежащими как бы сверху, сбоку – обычного режима жизни. То есть невозможно просто взять и начинать говорить так, как если бы мы сейчас ввели надлежащие понятия и стали говорить о структуре Вселенной или излагать какую-то физическую теорию.
А.Г. А почему, что это за медитативная такая составляющая, в которую надо войти?
В.К. Да, есть тут такая медитативная составляющая, и её можно было бы пояснить, я позволю себе это сделать, разъяснить известное, в общем, всем само это слово «философия» или «любовь к мудрости». Принято чётко отделять философию как любовь к мудрости, и саму мудрость. Это подчёркивалось с самого начала возникновения философии. Скажем, Платон в одном из диалогов, по-моему, это «Пир», говорит устами одного из персонажей, что боги и мудрецы не философствуют, потому что они мудры, то есть они не ищут мудрости.
А.Г. Они знают.
В.К. …И глупцы тоже не ищут мудрости, потому что они думают, что они мудры. А вот философ, он вот как раз и есть тот, кто ищет эту мудрость. И это очень важно на самом деле, это важно для понимания смысла того, о чём идёт речь, и для понимания того, что с философией приключается в истории, почему, скажем, сегодня очень расхожим местом стали утверждения о смерти философии.
А.Г. О смерти философии или о смерти философа?
В.К. Нет, нет, философы живут и здравствуют, и как раз они-то и говорят чаще всего об этом.
А.Г. Нет, я почему задал этот вопрос? Потому что сама необходимость здесь и сейчас говорить о философии или философствовать подразумевает некий особый, отделённый от других, образ жизни. Я очень легко могу себе представить Платона или Аристотеля, живущего таким образом жизни, или Диогена. Но каким образом в современном мире представить себе человека, образом жизни которого является философствование или философия, это я затрудняюсь себе представить. Может быть, именно поэтому идёт разговор о конце философии, если уж каждый вынужден начинать с начала, с ответа на главный вопрос, что такое философия для него. Может быть, здесь собака зарыта, что нельзя теперь быть философом?
Анатолий Ахутин: Я продолжу входить в проблему, которую задал Володя. Одно из противоречий, которые вы сейчас отметили, – а их куча в философии, – это то, что, как говорил тот же Платон, философия – дитя досуга и свободы, а в ситуации, которая, может быть, больше всего требует философии, как раз меньше всего досуга и свободы. Вот мы хотели отвечать на вопрос, зачем нам нужна философия, но нужда, если она есть, как и всякая прочая нужда, заставляет нервничать, впадать в депрессию, тревожиться. Парадокс в том, что именно тревога – вот что порождает философию, некая тревога, источник которой невозможно найти, и которую ничто не удовлетворяет, ни наука, ни религия, ни искусство, ни ответы мудрецов, ничто не отвечает на вопрос. Значит, надо… И знаешь только одно: если не ответишь, то не то что там сам пропадёшь, но, может быть, и что-то гораздо более важное. А вместе с тем философия должна спокойно – на свободе и на досуге – размышлять, если надо, медитировать, если надо, логически рассуждать, беседовать. Вот она, её собственная форма, мне кажется, совершенно архетипическая для всей философии, неважно, пишет ли она трактаты, большие или короткие, – это беседа, это та форма беседы, которую с самого начала задал нам Платон в виде своих сократических бесед. Вот это условие существования философии необходимое, а вместе с тем чрезвычайно трудно выполнимое. И вот это противоречие: нужно ответить на вопрос, не очень ясно, откуда он возникает, и для того чтобы на него ответить, нужны свобода и досуг, а этого нет и не предвидится. Вот одна из коллизий современных, безусловно, которая заставляет говорить не столько о смерти философа, всё-таки философы действительно живут и существуют, во всяком случае, люди, которые по профессии как бы философы.
А.Г. Это другой вопрос, что такое профессия.
А.А. Да. А вот о философии можно так и сказать: умение задать вопрос, вопрос о том, что лежит в основании всех ответов. Это первое, то, с чего начал опять-таки первый человек, который себя явно назвал философом, – до него это мы их называем философами, они же были мудрецами или ещё кем, – а вот кто сам назвал себя философом, это Сократ. Сократ, по его словам, умел делать только одно – спрашивать. И потому-то он философ. Как сказал Володя совершенно верно, – не мудрец, а искатель мудрости, потому что он подходил к мудрецам, к тем, кто был мудрецом, не просто славился, а был мудрецом, и спрашивал их об их собственной мудрости: почему это мудрость. Мудрость это ведь не наука, не научное знание, мудрость – то, что умеет отвечать на всё, на любой вопрос, так или иначе, ну дело техники, так сказать, подумать, есть методы решения, есть способы устроить мозговой штурм. И мы найдём ответ на вопрос. Вот Сократ ставил вопрос к этим людям так, что они становились в тупик, и это, конечно, раздражает. Одно дело, когда любой из нас не знает ответа на вопрос. А когда этот человек – профессионал не знает ответа на вопрос, то есть мудрец, к нему все приходят и спрашивают, когда трудно. И тут вдруг спросили так, что он в тупик встал. Это, конечно, очень сильно раздражает.