Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 01:22, реферат
Цель данного реферата уяснить что такое анархизм, как возник ( т.е. его исторические корни). Прежде всего хотелось бы узнать что означает само слово анархизм, для этого обратимся к Советской энциклопедии: Анархизм - (от греческого Anarhia - безвластие) общественное политическое движение, которое выступает за немедленное уничтожение всякой государственной власти (в результате "самовольного" стихийного бунта масс) и создание федерации мелких автономных ассоциаций производителей, отвергает политическую борьбу рабочего класса и диктатуру пролетариата. Применительно к прошлому веку, можно считать справедливым определение анархизма, данное в словаре русского языка С.И.Ожегова: "Враждебное марксизму мелкобуржуазное общественно-политическое течение, [...] отрицающее всякую государственную власть, организованную политическую борьбу и руководящую роль пролетарской партии".1
Цель данного реферата
уяснить что такое анархизм, как возник
( т.е. его исторические корни). Прежде всего
хотелось бы узнать что означает само
слово анархизм, для этого обратимся к
Советской энциклопедии: Анархизм - (от
греческого Anarhia - безвластие) общественное
политическое движение, которое выступает
за немедленное уничтожение всякой государственной
власти (в результате "самовольного"
стихийного бунта масс) и создание федерации
мелких автономных ассоциаций производителей,
отвергает политическую борьбу рабочего
класса и диктатуру пролетариата.
Применительно к прошлому веку, можно
считать справедливым определение анархизма,
данное в словаре русского языка С.И.Ожегова:
"Враждебное марксизму мелкобуржуазное
общественно-политическое течение, [...]
отрицающее всякую государственную власть,
организованную политическую борьбу и
руководящую роль пролетарской партии".1
Социализм без свободы
есть рабство и скотство»2.
Взгляды М.А. Бакунина
Существенной особенностью политических и правовых воззрений М.А. Бакунина является их длительная эволюция и тесная глубокая связь идей на всех ее этапах. Без рассмотрения этой эволюции нельзя выяснить идейные истоки и специфику раннего классического анархизма. В условиях крепостнической России, неразвитости массового революционного движения, отсутствия сложившейся анархической теории Бакунину потребовалось около трех десятилетий для выработки основ
Теории анархизма. В дальнейшем, в конце XIX – начале XX вв. Формирование взглядов теоретиков анархизма происходило значительно быстрее и основывалось во многом на усвоении, пропаганде и развитии уже имеющейся анархической теории.
В развитии политико-правовых взглядов Бакунина можно выделить три основных этапа: этап формирования политических и правовых идей с преимущественно просветительской ориентацией (1830-е гг. До начала 1840-х гг.), революционно-демократический (1840-е – середина 1860-х гг.) И анархический (середина 1860-х – 1876 гг.).
Начальный период формирования и развития политико-правовых взглядов Бакунина относится к числу наименее, изученных, хотя и не менее важных. Значение 1830-х гг. Для мировоззрения Бакунина определяется его тесной связью с рядом видных политических мыслителей России XIX в., ролью в пропаганде немецкой классической философии в России и освоении ее передовой отечественной мыслью.
Уже в этот период внимание
мыслителя привлекают общие проблемы,
стоящие перед всеми народами,
перспективы человечества, закономерности
политического развития. Процесс
исторического развития рассматривался
им как прогрессирующее
Для оценки ранних воззрений
М. Бакунина интересна его рукопись
"Записки, касательные всеобщей истории,
извлеченные из моего чтения и
дополненные моими
Заметка свидетельствует
о наличии политико-правовых интересов
в ранних исторических занятиях Бакунина,
о его стремлении разобраться
в сложных взаимосвязях исторических
явлений. Содержащиеся далее в рукописи
примечания (неопубликованные) указывают
на радикальность воззрений
Любопытны его рассуждения о значении третьего сословия как активной политической силы эпохи буржуазных революций. Вступление третьего сословия на политическую арену ознаменовало собой, по Бакунину, зарю "той законной свободы народов, к которой в наше время так видимо стремится вся Европа, той свободы, без которой жизнь человечества может быть уподоблена пресмыканию, прозябанию, ибо деспотизм и образование, процветание и благо народов никогда не могут быть совместны".5 "Законная свобода"–идеализируемые право, свобода, правопорядок капиталистического общества – вот что восхищало молодого Бакунина. Оппозиционность монархизму, деспотизму – не только подтекст, но и содержание исторического резюме автора. "Законная свобода", приходящая на смену средневековому феодальному устройству, учитывает основные требования общественной жизни – всеобщую безопасность, процветание, независимость и развитие всех состояний. Эта "законная свобода" представлялась Бакунину "одной из премудрых целей провидения". Важно и то, что говоря здесь о революциях и кровопролитиях, путем которых утверждается эта свобода, Бакунин замечал, что хотя эти происшествия и средства кажутся противоречащими и несовместимыми "с понятием о благости провидения", но и в целом они необходимы" ко всеобщему благу".6
В 1835 г. Он знакомится с Н.В.
Станкевичем – поэтом, философом,
много сделавшим для
Достижений мировой
После вхождения в кружок Н.В. Станкевича основным предметом занятий Бакунина становится немецкая классическая философия. С 1837 г. Он изучал произведения Г.В.Ф. Гегеля, интересовался также историческими, социально-политическими и правовыми вопросами. Например, в мае 1839 г. Перед приездом в Прямухино Бакунин выслал в имение "Философию права" Гегеля (VIII том немецкого собрания сочинений философа), "Законы Ману" (парижское издание на французском языке 1833 г.), один из томов четырехтомной работы К. Роттека "Учебник естественного права и государственных наук" (на немецком языке).8
В кругу друзей Н.В. Станкевича
искали и находили применение идеям
философии права Гегеля в разных
областях. Они использовались для
либерального осмысления логики и системы
российского законодательства в
связи с изданием Свода законов
Российской империи (П.Г. Редкин), в театрально-
и литературно-критических
Большое значение для характеристики взглядов M А. Бакунина 1830-х гг. Имеет его рукопись "Гамлет", – своеобразный перекресток английской поэзии, немецкой философии (особенно философии права) и русской духовной культуры 1830-х гг. До последнего времени эта рукопись фактически была неизвестна. Только КХМ. Стеклов упоминал ее среди рукописей, не вошедших в собрание сочинений и писем М.А. Бакунина, хотя и неточно.9 Судя по всему, данная рукопись Бакунина была написана летом-осенью 1837 г. Интерес к Шекспиру в кружке Н.В. Станкевича был весьма серьезен. Огромный интерес у друзей Станкевича вызвала постановка в театре в начале 1837 г. "Гамлета" в переводе Н.А. Полевого. В 1838 г. Печатается знаменитая статья В.Г. Белинского "Гамлет", драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета". Произведения Шекспира в кружке Станкевича переводили и посвящали им статьи В.П. Боткин, Н.Х. Кетчер, М.Н. Катков. Особенность рукописи М.А. Бакунина – тесная ее связь с "Философией права" Гегеля.
В ноябре 1837 г. Бакунин приезжает в Москву из Прямухино, а в начале декабря перебирается на квартиру к своему другу В.Г. Белинскому. Позже в письме к Н.В. Станкевичу Белинский вспоминал: "Приезжаю в Москву с Кавказа, приезжает Бакунин – мы живем вместе. Летом просмотрел он философию религии и права Гегеля. Новый мир нам открылся. Сила есть право, и право есть сила, – нет, не могу описать тебе, с каким чувством услышал эти слова – это было освобождение. Я понял идею падения царств, законность завоевателей, я понял, что нет дикой материальной силы, нет произвола, нет случайности, – и кончилась моя тяжелая опека над родом человеческим, и значение моего отечества предстало мне в новом виде".10
Анализ рукописи "Гамлет" свидетельствует об отражении в ней идей "Философии права" Гегеля. Прежде всего, созвучие идей касается вопросов понятия и сущности права, преступления, наказания. Взгляды автора рукописи отчетливо созвучны с элементами естественно-правовых идей, в объективно-идеалистической философии Гегеля. На примере разбора "Гамлета" Шекспира Бакунин как бы апробировал универсальность гегелевской философии права.
Основную идею драмы Шекспира Бакунин видел в том, что "Право, воля господня должна исполниться как на небе, так и на Земле".11 Вечность и незыблемость основ права, вечность, бесконечность и всесилие духа, считал Бакунин, – основное философское содержание "Гамлета". Начальной и
конечной сферой права, по Бакунину, говоря современным языком, является не правовое государство или общество, а правовая Вселенная. Торжество права в обществе и государстве для него – часть, фрагмент, проявление всеобщности и естественности основ правовых отношений.
Как и Гегель, Бакунин прослеживал
различие естественной справедливости,
основ права и позитивного
права (закона). Существующие законы, суд
и т.д. не обязательно справедливы.
Они – воплощение несправедливости,
если несправедлив их источник (как
в "Гамлете" братоубийство –
условие завладения королевской
властью). Когда же суд и право
бессильны восстановить нарушенную
справедливость в силу своей несправедливой
основы или торжествующего всесилия
несправедливости, то справедливость
должна быть восстановлена помимо формального
права и официального суда. "Злодеяние
еще не открыто, – писал Бакунин,
– совершил же его король, в руках
которого сосредоточены и суд
и исполнение суда, – и несмотря
на это, оно должно быть открыто, доказанное
преступление должно быть осуждено и
оскорбленное Величество право отомщено
и восстановлено в своей