АО
«Медицинский университет Астана»
Аналогия
Выполнил:
Авдеев А.В.
Астана,
2011 г.
Аналогия
- это вывод
о принадлежности определенного
признака исследуемому единичному объекту
(предмету, событию, отношению или
классу) на основе его сходства в
существенных чертах с другим уже
известным единичным объектом.
Факторы
сходства предметов
- Количество
признаков, общих у этих предметов.
- Степень существенности
этих признаков.
Виды
аналогий (по характеру уподобляемых
объектов
- Аналогия
свойств – умозаключение, в котором
объектом уподобления выступают два сходных
единичных предмета, а переносимым признаком
– свойства этих предметов.
- Этот вид характеризуется
тем, что два предмета имеют некоторые
сходные свойства. На этом основании делается
вывод, что они могут быть сходными и в
некоторых других свойствах. Логической
основой переноса признаков в данном случае
выступает сходство уподобляемых предметов
в целом либо их сходства в определенной
группе существенных признаков, характеризующих
предмет со стороны отдельных его качеств
и свойств.
- Проиллюстрировать
аналогию свойств можно и на другом примере.
В одном и том же городе N были зафиксированы
три случая хищения радиодеталей из магазинов,
совершенных путем пролома в потолке,
через который преступники проникли в
помещение магазина. На основании умозаключения
путем аналогии у следователей возникла
версия, что это были одни и те же преступники.
Аналогия просматривалась трех случаях:
1) в характере совершенного преступления
(кража); 2) в однотипности украденных предметов
(радиодетали); 3) в пути проникновения
в магазин (пролом в потолке). Версия подтвердилась.
Преступники были задержаны.
Виды
аналогий (по характеру уподобляемых
объектов
- Аналогия
отношений – умозаключение, в котором
объектом уподобления выступают сходные
отношения между двумя парами предметов,
а переносимым признаком – свойства этих
отношений.
- Этот вид характеризуется
тем, что уподобляемые предметы сами могут
и не обладать сходными свойствами, но
у них есть сходные отношения с другими
предметами.
- На основе аналогии
отношений бионика занимается изучением
объектов и процессов живой природы с
целью использования полученных знаний
в новейшей технике. Так, например, летучая
мышь при полете испускает ультразвуковые
колебания, затем улавливает их отражения
от предметов, безошибочно ориентируясь
в темноте. Человек, используя этот принцип,
создал радиолокаторы, обнаруживающие
объекты и определяющие их местоположение
в любых метеорологических условиях. Построены
машины-снегоходы, принцип передвижения
которых заимствован у пингвинов. Медузы
обладают восприятием инфразвука с частотой
8-13 колебаний в секунду, с помощью чего
заранее распознает приближение бури.
На основе этого ученые создали электронный
прибор, который предсказывает наступление
шторма за 15 часов.
Аналогия
в искусстве
- Буквальная
аналогия – это умозаключение, основывающееся
на сходстве отношений между предметами
из одинаковых областей действительности.
- Фигуральная
аналогия – это умозаключение, основывающееся
на сходстве отношений между предметами
из качественно отличных областей действительности,
связь которых имеет только символическое
значение.
Виды
аналогии (по степени достоверности заключения)
- Строгая (или
сильная) аналогия распространена в
науке. Для нее характерно то, что переносимый
признак связан с другими, сходными признаками.
Строгая аналогия дает достоверный вывод.
- Нестрогая
(слабая) аналогия имеет широкую область
применения. Она используется там, где
переносимый признак непосредственно
не связан со сходным, но может иметь место.
Условия
повышения степени вероятности выводов
нестрогой аналогии
- Число общих
признаков должно быть возможно большим.
- Необходимо
учитывать степень существенности сходных
признаков.
- Общие признаки
должны быть по возможности более разнородными.
- Необходимо
учитывать количество и существенность
пунктов различия.
- Переносимый
признак должен быть того же типа, что
и сходные признаки.
Функции
аналогии
- Эвристическая
– аналогия позволяет открывать новые
факты (например, открытие гелия).
- Объясняющая
– аналогия служит средством объяснения
явления (планетарная модель атома).
- Доказательная.
Доказательная функция у нестрогой аналогии
слабая. Однако строгая аналогия может
выступать в качестве доказательства
или же по крайней мере в качестве аргументации,
приближающейся к доказательству.
- Гносеологическая
– аналогия выступает в качестве средства
познания.
Структура
аналогии
- Образец
аналогии - объект, признак которого
переносится на другой объект.
- Субъект
аналогии - объект, на который переносится
признак.
- Посылки
в аналогии
– это суждения о двух предметах или группах
предметов, имеющих не тождественное,
а лишь сходные признаки, которые называются
уподобляемые. Один из предметов в этом
случае называется моделью, а другой –
прототипом или оригиналом.
- Моделью
называется объект, который в каком-то
отношении сходен с другим объектом –
оригиналом, является упрощением последнего
и служит целям познания.
- Заключение
(или вывод) –
суждение, в котором утверждается наличие
этого признака. Он называется переносимым.
- Логическим
основанием заключения
выступает наличие логической связи между
посылками – отношение сходства их содержанию,
отражающего объективное сходство самих
предметов.
- Основание
аналогии - признак, одновременно
присущий обоим терминам аналогии и служащий
основанием для переноса интересующего
нас признака.
В структуру
аналогии входят:
- суждение
о наличии основания аналогии у образца
- суждение о
наличии основания аналогии у субъекта
аналогии
- суждение о
наличии переносимого признака у образца
аналогии
- суждение о
наличии переносимого признака у субъекта
аналогии
Пример
аналогии
- Августин
Блаженный в «Исповеди» (книга V)
приводит следующее рассуждение: «…Красноречивые
высказывания не должны казаться истинными
потому, что они красноречивы, а нескладные,
кое-как срывающиеся с языка слова лживыми
потому, что они нескладны, и наоборот:
безыскусственная речь не будет тем самым
истинной, а блестящая речь тем самым лживой.
Мудрое и глупое — это как пища, полезная
или вредная, а слова, изысканные и простые,
— это посуда, городская и деревенская,
в которой можно подавать и ту, и другую
пищу».
Примеры
аналогии в науке
- И.Кеплер, открывший
законы движения планет, уподоблял
притяжение небесных тел взаимной любви.
Солнце, планеты и звезды он сравнивал
с разными обликами бога. Эти сопоставления
кажутся сейчас по меньшей мере странными.
Но именно они привели Кеплера
к идее ввести понятие силы в астрономию.
- В XVII в. движение
крови в организме сравнивали с морскими
приливами и отливами. Врач В.Гарвей ввел
новую аналогию с насосом и пришел к фундаментальной
идее непрерывной циркуляции крови.
- Д.Гершель обнаружил,
что пламя спиртовки становится ярко-желтым,
если поместить в него немного поваренной
соли. А если посмотреть на него через
спектроскоп, то можно увидеть две желтые
полосы из-за присутствия натрия. Гершель
высказал мысль, что сходным путем можно
обнаружить присутствие и других химических
элементов, и впоследствии его идея подтвердилась,
и возник новый раздел физики - спектроскопия.
Примеры
аналогии в науке
- И.Мечников
размышлял о том, как человеческий
организм борется с инфекцией. Однажды,
наблюдая за прозрачными личинками
морской звезды, он бросил несколько
шипов розы в их скопление; личинки
обнаружили эти шипы и <переварили>
их. Так родилась теория о наличии у животных
организмов защитного приспособления,
заключающегося в захватывании и <переваривании>
особыми клетками - фагоцитами - посторонних
частиц, в том числе микробов и остатков
разрушенных клеток.
- Г.Мендель из
своих простых опытов над горохом вывел
путем аналогии следствия, которые привели
к концепции доминантных и рецессивных
признаков у всех живых организмов.
- Д.Менделеев
расположил химические элементы в порядке
возрастания их атомного веса и упорядочил
их в строки и колонки на основе сходства
свойств. Однако в построенной на основе
этих принципов таблице оказались пробелы.
Все известные в то время элементы были
распределены, а места 21-е, 31-е и 32-е таблицы
остались незаполненными. Менделеев предположил,
что эти места должны быть заняты еще не
открытыми элементами. На основе известных
элементов, занимающих аналогичные места
в системе, он указал количественные и
качественные свойства трех этих элементов.
Вскоре они были открыты, и предсказание
Менделеева блестяще подтвердилось.
Спасибо за внимание!