Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 14:34, доклад
Плато́н (др.-греч. Πλάτων) — древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Настоящее имя — Аристокл (др.-греч. Αριστοκλής). Платон — прозвище, означающее «широкий, широкоплечий».
Родился Платон в богатой семье Аристона и Периктионы на острове Эгина, неподалеку от Афин. В день рождения будущего философа (21 мая 427 г. до н.э.) был праздник: на Делосе отмечался день рождения Аполлона.
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Департамент
научно-технологической
Институт
прикладной биотехнологии и ветеринарной
медицины
Кафедра
философии
Анализ философского текста
Платон
«Государство»
Выполнила: студент гр. 23
Романова
Е.В.
Красноярск
2010
Краткие
сведения об авторе
Плато́н (др.-греч. Πλάτων) — древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Настоящее имя — Аристокл (др.-греч. Αριστοκλής). Платон — прозвище, означающее «широкий, широкоплечий».
Родился Платон в богатой семье Аристона и Периктионы на острове Эгина, неподалеку от Афин. В день рождения будущего философа (21 мая 427 г. до н.э.) был праздник: на Делосе отмечался день рождения Аполлона.
Как все афинские юноши его сословия, Платон обучался гимнастике, музыке, грамматике, писал стихи, участвовал в атлетических соревнованиях, готовился стать доблестным гражданином. В последствии свои художественные склонности и дарования Платон с успехом поставил на службу философии. Этой науке Платон обучался сначала у Кратила, последователя Гераклита. Однако решающий поворот в его биографии связан с именем Сократа. В двадцать лет Платон стал слушателем сократовских бесед. До конца жизни философ хранил образ учителя в своей памяти и сделал его героем множества произведений.
После казни Сократа (399 г. до н.э.) Платон покинул Афины, чтобы вернуться сюда только через двенадцать лет. Его ждали Египет, Кирена, Южная Италия и Сицилия.
В 387 г. до н.э. в сорокалетнем возрасте – а греки считали его временем расцвета человека – Платон вернулся в Афины. Он купил участок рощи, носившей имя древнеаттического героя Академа, и организовал тут первую в истории человечества научную школу – Академию. По приданию, над ее дверями висела надпись: “Необученным геометрии вход воспрещен”.
Оставшуюся
жизнь Платон провел в Афинах, разочаровавшись
в активной политике и посвятив себя
философским и научным
История
создания сочинения
«Государство»
«Государство» («О справедливости»)- диалог Платона, состоящий из 10 книг. Большая часть книги 1 (за исключением введения-рамки), представляет собой диалог раннего периода, называемый «Фрасимах». Книги 2—10 относятся к зрелому периоду (завершены к 374 до н. э.). Главные участники диалога — Сократ, Кефал, Главкон, Адимант и Полемарх. Диалог последовательно развивает единую тему — «о справедливости»; с этой точки зрения его можно разделить на шесть частей.
В 1-й части— постановка вопроса о справедливости и невозможность его разрешить методами традиций сократовского определения понятий. Поэтому во 2-й части собеседники приходят к необходимости найти особый метод исследования; мысленный зксперимент.
3-я часть: поскольку справедливость и несправедливость явственней всего проявляются не в отдельном человеке, а в государстве, и поскольку государство и человеческая душа имеют аналогичное строение, предлагается очерк идеального государства.
4-я часть — попытка указать средства, позволяющие воплотить идеальное государство в жизнь.
5-я часть посвящена несправедливому общественному устройству (тимократия, олигархия, демократия, тирания). 6-я часть показывает, что справедливые счастливее несправедливых.
В «Государстве» развито учение Платона об обществе и государстве, бытии и познании, изложены этические, психологические и педагогические взгляды. Через весь трактат проходит параллель души и государства.
По образцу «Государства» Платона написано «Государство» Цицерона. Под влиянием «Государства» написан «Трактат о взглядах жителей добродет. Города» Фараби. Комментировал «Государство» Ибн Рушд.
На русский язык переводили М. Пахомова (1783), В. Н. Каропва (1863),
А. Н. Егунова (1971).
Анализ
фрагмента текста «Государство»
книга 4 (Модель
идеального го-сударства, Устранение богатства
и бедности в идеальном государстве, Размер
идеального государства, Роль правильного
воспитания, обучения и законов в идеальном
государстве)
В своей модели идеального государства Платон предлагает сделать счастливым не один слой населения, а всё государство в целом. Он считает, что только в таком государстве может существовать справедливость.
Но так же Автор говорит и о том, что нельзя сделать людей счастливыми по средством их полной свободы. В своём сочинении он пишет: «Мы сумели бы и земледельцев нарядить в пышные одежды, облечь в золото и предоставить им лишь для собственного удовольствия возделывать землю, а гончары пускай с удобством разлягутся у очага, пьют себе в волю и пируют, пододвинув поближе гончарный круг и занимаясь своим ремеслом лишь столько, сколько им захочется»,- и тут же продолжает – «земледелец не будет земледельцем, и гончар - гончаром, и вообще никто из людей, составляющих государство, не сохранит своего лица.» - Из этого следует, что каждый человек в государстве должен уделять положенное время своему делу, а особенно тщательно должны работать люди стоящие у власти и контролирующие закон, т.к. если сапожник не будет делать своё дело, это не сильно навредит государству, а вот если правитель будет думать только о себе, и не беспокоиться о делах государства, то оно развалится.
Так же Платон рассуждает о том, что люди в правильном государстве не должны зарабатывать больше или меньше положенного, т.к. это плохо сказывается и на ремесле, и на умении человека, ибо богатый будет лениться работать, а у бедного может не хватить средств, чтобы раскрыть свой талант. Платон пишет: «Значит и от того, и от другого – и от бедности, и от богатства – хуже становятся как изделия, так и сами мастера».
В государстве философ указывает на 2 беды, которые надо всячески остерегаться и постараться не допустить их расцветания. – «Богатство и бедность. Одно ведет к роскоши, лени, новшествам, другая, кроме новшеств – к низостям и злодеяниям».
В
своём диалоге автор
В своих учениях Платон указывает и на размер государства: «…государство можно увеличивать лишь до тех пор, пока оно не перестает быть единым, но не более этого». Он даёт указания правителям следить за тем: «… чтобы наше государство было не слишком малым, но и не мнимо большим – оно должно быть достаточным и единым».
Кроме того философ поднимает проблему о переходе граждан из одного сословия в другое: «… граждан надо ставить на то одно дело, к которому у него есть способности, чтобы, занимаясь лишь тем делом, которое ему подобает, каждый представлял бы собою единство, а не множество: так и все государство в целом станет единым, а не множественным». Отсюда можно перейти к роли обучения и воспитания в идеальном государстве.
Автор говорит, что благодаря хорошему обучению люди в государстве сами разберутся во всех сферах жизни, и обязательно свяжут всё с пословицей: «У друзей всё общее». Он сравнивает государство с колесом – стоит дать лишь один толчок, а дальше всё пойдёт своим ходом. «Ведь правильное воспитание и обучение пробуждает в человеке хорошие природные задатки», - писал Платон.
Так же в сочинении идёт речь о том, что нельзя допускать внедрение новшеств в такие области как гимнастическое и мусическое искусство, т.к. изменение в этих областях всегда ведёт к изменению самых важных государственных установлений.
Философ рассуждает о том, что даже игры маленьких детей должны подчиняться определённым правилам, чтобы с малых лет привыкать к исполнению законов. В своём диалоге он пишет: «Младшим полагается молчать при старших, уступать им место, вставать в их присутствии, почитать родителей…». Но указывается и на то, что этих норм можно добиться только в обществе исполняющем их.
Платон считает, что записывать надо только главные законы, основные, а мелкие, бытовые и повседневные народ должен решать самостоятельно, посредством своего воспитания.
Так же автор говорит о религии, он считает, что она должна быть отечественной, а не взятой у других народов.
Платон считает, что если государство правильно устроено, то оно будет совершенным.
Модель
государства Платона является утопической,
т.к. её так и не смогли воплотить
в жизнь. Я считаю, что произошло
это, скорее всего, из-за неправильного
воспитания, население государства не
смогло переступить через свои принципы
и традиции. Дети перенимали правила от
взрослых, это и помешало прижиться новым
законам.
Библиографический
список
Информация о работе Анализ философского текста Платон «Государство»