Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2011 в 21:01, реферат
Нарушения зрения разделяются на группы по следующим критериям: время поражения(врожденные и приобретенные), характер протекания (прогрессирующие и непрогрессирующие), степень нарушения зрительной функции (слепые и слабовидящие).
Нарушения зрения могут быть врожденными и приобретенными.
Важно, чтобы ребенок постоянно участвовал в повседневных занятиях семьи. Это поможет ему получить представление о том, как, когда и каким образом происходят те или иные события, а позже он станет воспроизводить их в своих играх, постепенно усваивая определенные бытовые навыки. При этом взрослые должны позволить малышу действовать самостоятельно, создав для него безопасную обстановку и обеспечив хороший контроль. Вещи в доме следует держать на строго определенных местах, о которых должен знать ребенок. Тогда ему можно будет позволить самостоятельно собирать их в квартире и возвращать на свое место. Конечно, малыш вряд ли сумеет сразу хорошо справиться с поручениями. Но взрослые обязательно должны хвалить его за любое проявление самостоятельности. А все огрехи можно будет скорректировать позже.
Развитию независимости от взрослых также способствует практика, в силу которой у ребенка должно быть в семье «свое задание», соответствующее его возрасту и стадии развития. Это повышает самооценку малыша, у него появляется желание справляться с более сложными заданиями. Естественно, прежде чем предоставить определенную самостоятельность незрячему ребенку, родители должны обеспечить ему безопасные и комфортные условия в доме – сделать недоступными для малыша электроприборы, медикаменты, открытые окна, форточки и балкон, источники высокой температуры и т. п. Но самое важное – способствовать формированию у крохи чувства предвидения личной опасности. Это чувство пригодится ребенку и позже, когда настанет пора выходить за пределы родного дома.
Отставание слепого или слабовидящего ребенка в двигательном развитии сказывается и на его игровой деятельности. У таких детей долго могут сохраняться примитивные однообразно повторяющиеся действия с предметами. Причина появления этих навязчивых движений в том, что малыш просто не умеет занять себя чем-то более интересным. Однако это проявление однообразия и ограниченности можно предотвратить, если вовлечь ребенка в интересную игру.
Физические упражнения, как известно, играют важную роль в формировании правильного телосложения и развития двигательной сферы. Поэтому ребенку с глубокими нарушениями зрения уже с первых недель жизни необходима оздоровительная гимнастика. Комплекс упражнений строится с учетом детской физиологии и анатомии на базе возрастных физических и интеллектуальных возможностей такого ребенка.
Незрячим малышам ясельного возраста рекомендуется гимнастика в игровой форме, состоящая из упражнений, которые направлены на развитие вестибулярного аппарата, мышечной системы и тактильной чувствительности. Ребенок может выполнять их с мамой или с воспитателем. Очень полезно проводить занятия под тихую, ритмичную музыку, синхронизируя движения в такт с ней. Для развития мышц кистей и пальцев рук (мелкой моторики) можно использовать повседневные ситуации (когда ребенок застегивает пуговицы, обследует новую игрушку и т.д.).
Умение обслужить себя без посторонней помощи – главное, чему необходимо научиться незрячему малышу. Это первый и самый основной шаг на пути к полноценной адаптации в обществе. И родителям следует уделить этому аспекту особенное внимание.
Основной прием, на котором строится обучение, - управлять руками ребенка положив на них свои. Причем, совершая вместе с малышом то или иное действие, взрослый обязательно должен подробно рассказывать малышу, что, для чего и как он делает. Однако научить ребенка абсолютно всему не смогут даже самые старательные и терпеливые родители. Малыш должен получать самые разнообразные впечатления и умения, общаясь со зрячими сверстниками. Именно такие взаимоотношения способствуют его естественной адаптации, помогают формированию целеустремленности и воспитанию самостоятельности.
Итак, малыш подрос и многому научился, благодаря помощи близких. Пора расширять жизненное пространство, получать свежие впечатления о мире, открывать новые возможности общения. Но как определить, что такой момент настал? Своеобразным «тестом» на готовность к социальному контакту с другими людьми становится… улыбка ребенка. А самый эффективный стимул для нее - доброжелательный человеческий голос. Постепенно улыбка и смех слепого ребенка становятся более избирательными, с их помощью он выражает свою возрастающую привязанность к любимым и любящим его людям.
Социализация включает в себя развитие эмоциональных связей, общение с окружающими людьми. И естественно, незрячий малыш должен учиться налаживать эти связи. Это поможет ему быстрее адаптироваться в детском саду (иногда речь может идти только о специализированном детском дошкольном учреждении), и в школе (в большинстве случаев, специализированной). Успехи в обучении и хорошие взаимоотношения со сверстниками помогут ребенку такие важные личностные качества как самоуважение, стремление к признанию среди соучеников и родных, потребность в самовыражении. Как помочь ребенку достичь всего этого? Самое главное, что должен понимать слепой ребенок и его родители, - то, что малышу придется жить в мире, приспособленном для зрячих людей. На прогулке в парке, во дворе, в цирке и детском театре он будет вынужден общаться, главным образом, с нормально видящими детьми, которые, естественно, будут проявлять к нему повышенный интерес. Наверняка они станут жалеть такого ребенка, и подчас в не очень деликатной форме. Да и не вполне тактичные вопросы о слепоте и ее причинах, здесь, к сожалению, неизбежны. В таких случаях родителям нужно реагировать спокойно и с достоинством. Лучший выход – ответить на все, сохраняя выдержку, дипломатично, без стеснения и излишнего драматизма, а в подходящий момент перевести разговор на другую тему и вовлечь в ее обсуждение незрячего малыша. Таким образом и близкие незрячего ребенка, и он сам скоро научатся достаточно свободно беседовать на любые, в том числе, и неприятные для себя темы. А эта способность очень пригодится незрячему ребенку в жизни. Опыт ведения спокойного, взвешенного диалога с незнакомыми сверстниками и посторонними людьми позволит ему почувствовать не только их разнообразные интересы и моральную атмосферу, но и поможет выработать для себя признаки того, что беседа протекает в благожелательном тоне и что нет оснований чего-либо, или кого-либо опасаться. А возможно, научит «предвидеть» межличностный конфликт, от которого никто не застрахован.
Осмысленный разговор слепого ребенка и мамы в раннем возрасте, беседа мамы в его присутствии со знакомыми и постороннми людьми и, наконец, умение ребенка вести диалог - вот главные составляющие условий для его успешного обучения играм, самообслуживанию, начальной грамоте в домашних условиях, и наконец, брайль-письму, поскольку почти все проблемы начального обучения и воспитания слепого ребенка зависят от его коммуникабельности. Если нет диалога между учеником (младенцем) и учителем (мамой), то уже на этом этапе его развития обучение чрезвычайно затруднено или вообще невозможно. И, напротив, обучение слепого ребенка самым сложным навыкам, понятиям и предметам (нотная грамота, теория музыки, математика) даже незнакомыми учителями существенно упростится, если они вместе с родителями научат малыша грамотно задавать вопросы - так, чтобы получать исчерпывающие, на его взгляд, ответы, подробные инструкции, ясные указания и обоснованные рекомендации.
Слепые и слабовидящие дети могут посещать специальные дошкольные учреждения, где для них предусмотрены определенные педагогические методики. Воспитатели проводят с ними специальные занятия - например, организуют динамичные игры и упражнения под музыку и пение, которые одновременно развивают слух, речь, осязание, вестибулярный аппарат, координацию мышц
рук, ног и
спины, а также способствуют развитию
мелкой моторики (например, занятия
лепкой из пластилина). Кроме того, для
малышей с глубокими
книги с объемными (выпуклыми) буквами, цифрами и иллюстрациями из мира скульптуры, архитектуры, спорта, техники, фауны и флоры, а также говорящие игрушки.
Конечно, прогресс в обучении может оказаться не таким явным, как хотелось бы. Особенно если речь идет о слепом глубоконедоношенном ребенке, у которого нейрофизиологические функции центральной нерв-
ной системы (в первую очередь, головного мозга) не в полной мере соответствуют его возрасту. Но даже в этом случае усилия не окажутся напрасными и будут вознаграждены позднее. Всегда есть основания надеяться, что с возрастом ситуация более или менее нормализуется.
Развитие слепого
ребенка дошкольного возраста очень
тесно связано с его обучением.
Слепой ребенок не может самостоятельно
овладеть всеми необходимыми ему знаниями
об окружающем мире.
Библиотека для слепых - спутник незрячего
человека на протяжении всей его жизни,
важная часть среды его социализации.
И логичной кажется организация при специальной
библиотеке группы подготовки детей к
восприятию системы Брайля, своего рода
центра ранней реабилитации, так как первостепенной
задачей такого центра ставится не только
и не столько обучение ребенка чтению
и письму, сколько адаптация его к учебному
процессу : обогащение сенсорного опыта,
развитие ориентационных и коммуникативных
навыков, расширение кругозора, словарного
и понятийного запаса, стимуляция интеллекта,
становление самостоятельности мышления.
Адаптационно-учебный процесс включает
в себя индивидуальные и, что очень важно
для детей на этом этапе развития, коллективные
занятия. Группы формируются по результатам
собеседования и тестирования индивидуальных
особенностей и возможностей детей, а
также их психологической совместимости.
Индивидуальные занятия посвящаются развитию
осязания, мелкой моторики и навыков ориентирования.
Коллективные занятия способствуют приобретению
навыков общения в совместной деятельности:
совместные игры с целью получения общего
результата, развитие монологической
и диалогической речи, развитие навыков
поведения на занятиях. Важно не просто
научить детей правильно накалывать точки,
знать их нумерацию и местоположение,
распознавать их на колодке или брайлевской
бумаге, но научить их понимать значения
слов, понятий и явлений, обозначаемых
этими словами и предложениями. В отдельных
случаях развитие незрячего дошкольника
идет замедленными темпами до тех пор,
пока он не выработает собственных приемов
и методов компенсации слепоты. Поэтому
одной из задач центра ставится ознакомление
ребенка с различными компенсаторными
приемами.
Посещая центр ранней интервенции
при библиотеке, ребенок с первых
лет жизни органично
Важную роль в успешном овладении знаниями
и навыками чтения и письма играет положительная
мотивация: в библиотеке дети имеют возможность
встретиться с опытными брайлистами, хорошо
реабилитированными взрослыми людьми
и молодежью, достигшими существенных
успехов в овладении повседневными и профессиональными
знаниями и навыками.
Одной из форм работы центра ранней интервенции
при библиотеке является консультационная
помощь родителям незрячих детей, для
чего приглашаются опытные специалисты
тифло-психологи. Практически все родители
испытывают трудности в обучении и воспитании
детей с нарушенным зрением, поэтому им
очень нужна педагогическая литература
и консультации специалистов. И здесь
им на помощь приходит специальная библиотека,
располагающая базами библиографических
и фактографических данных по проблемам
обучения и воспитания незрячих детей,
об учреждениях и службах, занимающихся
проблемами детей - инвалидов.
Мнения специалистов тифлопсихологов
и тифлопедагогов в отношении раннего
обучения детей системе Брайля не однозначны.
Многие считают, что обучение - прерогатива
специального школьного образования.
Встает вопрос, что будут делать дети,
знакомые с системой Брайля, на занятиях,
когда их одноклассники только начнут
осваивать первые буквы. Почему-то подобный
вопрос не беспокоит учителей при обучении
зрячих детей в обычных общеобразовательных
школах, более того от зрячего ребенка,
поступающего в первый класс требуется
умение читать и писать. Поступая в школу,
дети попадают в новые для них условия,
в окружение большого количества незнакомых
людей, и прежде, чем ребенок сможет привыкнуть,
втянуться в учебный процесс пройдет много
времени, которое будет потеряно собственно
для получения знаний. Пройдя дошкольное
обучение, имея навыки общения со сверстниками
и взрослыми педагогами и инструкторами,
ребенок проще адаптируется к учебному
процессу в новых для себя условиях. Впрочем
библиотека и не претендует на то, чтобы
подменить собой специальное образовательное
учреждение, но чувствуя свои реальные
возможности, она видит свою роль в процессе
обучения особых детей и призывает тифло-психологов
и тифлопедагогов объединить усилия для
обеспечения оптимальных условий адаптации
таких детей к окружающей их действительности,
в частности к учебному процессу и самостоятельному
поиску необходимой информации.
Список используемой литературы:
1. Астапов В.М. Введение в
2. Земцова М.И. Учителю о детях
с нарушением зрения/М.И.
3. Трудности развития у детей:
виды, характеристика, коррекционные
подходы: Учебное пособие / Под
ред. Е.Л.Инденбаум. – Иркутск:
4. Интернет
Информация о работе Значение зрения в психическом развитии ребенка