Значение педагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 11:01, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть педагогику как науку, изучить предмет, объект и задачи педагогики.
Задачи работы:
Рассмотреть педагогику как науку.
Изучить предмет, объект и задачи педагогики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА 4
2. ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИКИ 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 17

Работа содержит 1 файл

Педагогика.doc

— 86.00 Кб (Скачать)

Содержание 
 

Введение

 

     «Педагогика»  — слово греческого происхождения, буквально оно переводится как    «деторождение»,     «детовождение». В России это слово появилось вместе с педагогическим, историческим и философским наследием античной цивилизации и педагогическими ценностями Византии и других стран. Столь обширное наследие было воспринято восточными славянами одновременно с их приобщением к христианскому миру. Русские книжники, знавшие греческий язык, читали труды античных мыслителей в оригинале и внесли в обиход новые слова — «педагог» и «педагогика».

     Потребность передавать опыт от поколения к поколению  появилась, наряду с другими потребностями  человека, на самом раннем этапе  возникновения общества. Поэтому практика воспитания первоначально определялась как передача жизненного опыта человека от старшего поколения к младшему. Воспитание было таким же общественным явлением, как и любая деятельность человека: охота, собирательство, изготовление орудий труда. Человек рос как личность, усложнялся его социальный опыт, и вместе с ним усложнялись процесс и цели воспитания.

     Педагогика  — совокупность знаний и умений по обучению и  воспитанию  человека.

     Педагоги  ищут эффективные способы передачи накопленного опыта и оптимальной  подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности.

     Цель  данной работы – рассмотреть педагогику как науку, изучить предмет, объект и задачи педагогики.

     Задачи  работы:

    1. Рассмотреть педагогику как науку.
    2. Изучить предмет, объект и задачи педагогики.

1. Педагогика как  наука

 

     Давайте обратимся к термину «педагогика» и уточним значения, которые сегодня придают этому слову.

     Все мы целенаправленно или неосознанно  воспитываем или поучаем кого-нибудь: своих близких, коллег по работе, в  крайнем случае — самих себя. В жизни можно встретить людей, которые испытывают потребность  и имеют привычку постоянно поучать. В этом случае о человеке говорят, что «он любит воспитывать». Подобные люди могут справедливо полагать, что они и  есть  самые  настоящие  учителя  и воспитатели. Значит, воспитание и образование человека — один из видов человеческой деятельности. Однако всегда ли такой человек отдает себе отчет в сути процесса и по окончании обучения другого? Почему это происходит? Когда эта деятельность становится сознательной? Когда работа по образованию и воспитанию человека превращается в искусство?

     «Педагогика»  — слово греческого происхождения, буквально оно переводится как    «деторождение»,     «детовождение». В России это слово появилось вместе с педагогическим, историческим и философским наследием античной цивилизации и педагогическими ценностями Византии и других стран. Столь обширное наследие было воспринято восточными славянами одновременно с их приобщением к христианскому миру. Русские книжники, знавшие греческий язык, читали труды античных мыслителей в оригинале и внесли в обиход новые слова — «педагог» и «педагогика».1

     В результате в Древней Руси слова  «воспитатель» и «воспитание» имели  тот же смысл, что и греческие  «педагог» и «педагогика». Известно, что в древнерусской книжности был свой канонический жанр «учительной литературы» (один из ведущих), включавший тексты наставительного характера.  А значит,  на  Руси,  как и в других странах, веками создавалась самобытная преподавательская культура, развивающая педагогическое самосознание.

     Такая потребность возникла, когда у  людей сформировался некоторый опыт в данной сфере, позволивший разработать определенные правила и наставления.

     Педагогика  — совокупность знаний и умений по обучению и  воспитанию  человека.

     Педагоги  ищут эффективные способы передачи накопленного опыта и оптимальной подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности.

     Потребность передавать опыт от поколения к поколению  появилась, наряду с другими потребностями  человека, на самом раннем этапе  возникновения общества. Поэтому практика воспитания первоначально определялась как передача жизненного опыта человека от старшего поколения к младшему. Воспитание было таким же общественным явлением, как и любая деятельность человека: охота, собирательство, изготовление орудий труда. Человек рос как личность, усложнялся его социальный опыт, и вместе с ним усложнялись процесс и цели воспитания.

     Вначале педагогическая мысль  оформлялась в  виде отдельных суждений и высказываний — своеобразных педагогических заповедей. Их темой были правила поведения и отношения между родителями и детьми.

     До  того как зародилась письменность, эти суждения имели устное бытование  и до нашего времени дошли в  виде пословиц, поговорок, афоризмов, крылатых выражений. Истоки народной педагогики, как первого этапа развития педагогики вообще, мы находим в сказках, былинах, песнях, частушках, детских прибаутках, пословицах, поговорках, заговорах, колыбельных песнях и песнях-хороводах, загадках, скороговорках, считалках,  колядках,  исторических  преданиях, народных приметах.

     Педагогика  обрела статус науки благодаря трудам и авторитету выдающегося чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592—1670). Он изложил свои основные идеи в труде «Великая дидактика», который получил мировое признание.

     Однако  в Европе употребление слова «дидактика» (от греч. didaktikos — поучающий, didasko — изучающий) первоначально было введено в Германии. С 1613 г., благодаря Кристофу Хельвигу и Йохиму Юнгу, оно понималось как искусство обучения. Сегодня дидактика (теория и методика обучения) определилась в качестве самостоятельной отрасли общей педагогики.2

     Интенсивное развитие педагогической теории и практики (в рамках различных образовательно-воспитательных учреждений) в XVIII в. привело к основанию специальных учебных заведений по подготовке педагогов. Таким образом педагогика сформировалась в качестве учебной дисциплины. Первые учебные заведения по профессиональной подготовке учителей появились в Германии.

     На  протяжении столетий педагогика развивалась  как практика обучения и воспитания детей. Поэтому вначале в качестве научной отрасли выделились направления дошкольной и школьной педагогики.

     Профессиональная  педагогика появилась с возникновением педагогической специальности.

     В современных условиях педагогику рассматривают  как науку и практику обучения и воспитания человека на всех возрастных этапах его личностного и профессионального развития, поскольку:

     1) современная система образования  и воспитания касается практически  всех людей;

     2) во многих странах создана  система непрерывного образования  человека;

     3) педагогика включает в себя все звенья — от дошкольного учреждения до профессиональной подготовки и курсов повышения квалификации.

     Спектр  ответвлений «педагогик» расширился только в конце XIX и начале XX в.

     Сегодня активно развиваются следующие  отрасли — педагогика высшей школы, педагогика взрослых, история педагогики, сравнительная и социальная педагогика и т.д.

     Поскольку объектом обучения и воспитания является человек, постольку педагогика относится к наукам о человеке, она занимает определенное место в системах человекознания и гуманитарных наук.

2. Объект, предмет и  задачи педагогики

 

     Известно, что любая отрасль знаний формируется  в качестве науки лишь при условии  выделения специфического предмета исследований.

     Предметом педагогики как науки  является педагогический процесс. То есть процесс обучения и воспитания человека как особая функция общества, реализуемая в условиях тех или иных педагогических систем. Только при выделении обучения и воспитания в особую общественную функцию, когда возникли  специальные  воспитательные учреждения и учебные заведения, в рамках которых педагогический процесс стал не только предметом специальной организации, но и предметом осмысления, анализа, прогнозирования и целенаправленного исследования, можно говорить о зарождении научно-педагогического знания.

     Педагогика  как наука представляет собой совокупность знаний, которые лежат в основе описания, анализа, организации, проектирования и   прогнозирования   путей    совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффективных педагогических систем для развития и подготовки человека к жизни в обществе.

     Историческое  развитие научно-педагогического знания проходит несколько этапов:3

     1) зарождение педагогических идей  в русле философских учений;

     2) формирование педагогических взглядов и теорий в рамках философско-педагогических произведений;

     3) переход от гипотетических и  утопических теорий к концепциям, основанным на педагогической  практике и эксперименте.

     Современный этап развития педагогического знания (вторая половина XX в.) основан на саморазвитии научной отрасли, сочетающей процессы интеграции и дифференциации с широким взаимодействием с другими науками — философией, психологией, социологией, физиологией, математикой, политологией, экономикой.

     В процессе дифференциации научной дисциплины выделяются различные области педагогики — общая, дошкольная, школьная, профессиональная, социальная, возрастная, сравнительная, коррекционная, военная, спортивная. А также история педагогики, педагогика высшей школы, антропогогика (обучение, воспитание и развитие человека на протяжении всего жизненного пути).

     Совокупность  отраслей педагогики образует развивающуюся  систему педагогических наук.

     Систематика педагогических явлений и феноменов, а также теорий и концепций как результат интеграционных процессов осуществляется в рамках педагогической фактологии, феноменологии, конструктологии и концептологии. Как любая наука, педагогика включает в себя фактический материал, полученный в результате длительных наблюдений, экспериментов и опытов в области обучения и воспитания. На данной основе осуществляются научные обобщения фактического материала, выражающиеся в понятиях, принципах, методах, теориях и закономерностях; реализуются предположения-гипотезы, прогнозирующие новые способы решения педагогических проблем с учетом современных общественных тенденций. В педагогике как развивающейся науке содержатся гипотетические положения, требующие научного и практического подтверждения.

     Активно развивается методология педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, Б.С. Гершунский, М.А. Данилов, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, М.Н. Скаткин). Научные исследования обеспечивают непрерывный процесс развития педагогики и имеют свою специфику, технологию и методику проведения.

     Основные  категории педагогики. Любое теоретическое построение требует четкого разграничения между обыденными представлениями и научными знаниями. В обыденной речи воплощается повседневная практика воспитания и обучения. Научные понятия передают педагогический опыт и знания в обобщенной форме. К последним относятся: педагогические категории и понятия, закономерности, методы и принципы организации обучения и воспитания.

     В период становления педагогики как  науки были определены три фундаментальные категории (основные понятия педагогики) — воспитание, обучение, образование.

     Воспитание  как всеобщая категория исторически включала в себя обучение и образование.4

     В современной науке под воспитанием  как общественным явлением понимают передачу исторического и культурного опыта от поколения к поколению. При этом воспитатель:

     1) передает опыт, накопленный человечеством;

     2) вводит в мир культуры;

     3) стимулирует к самовоспитанию;

     4) помогает разобраться в трудных  жизненных ситуациях и найти  выход из сложного положения.

     В свою очередь воспитанник:

Информация о работе Значение педагогики