Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 23:16, реферат
Краткая биография педагога.
Внешне биография В.А. Сухомлинского мало, чем отличается от биографий многих его сверстников и современников. Родился Василий Александрович 28 сентября 1918 года в селе Васильевке на Херсонщине (теперь Кировоградская область). Здесь прошли его детство и юность.
Материальные потребности,
потребность в познании, и, наконец, потребность
в другом человеке, в общении с другими
людьми - такова иерархия потребностей.
Которая хорошо прослеживается в работах
В.А. Сухомлинского по мере развития его
философско-педагогических взглядов.
Главный смысл воспитания для Сухомлинского
в том, чтобы взаимное человеческое общение
и духовное обогащение были источниками
полноты и многогранности.
В возвышении потребностей
видел Сухомлинский путь к решению
многих проблем, в том числе и
тех, что так остры сегодня. Культурный
человек терпим к людям других национальностей,
к инакомыслию, не агрессивен. И потому
чем богаче и полнее удовлетворяются материальные
потребности, тем тоньше должна быть человеческая
натура, тем острее она должна воспринимать
мир, душевное состояние других людей.
Без такого утонченного восприятия вряд
ли достижима главная цель воспитания
и развития - человеческое счастье.
“В мире есть
не только нужное, полезное, но и красивое.
С того времени, как человек стал
человеком, с того мгновения, когда
он засмотрелся на лепестки цветка и вечернюю
зарю, он стал всматриваться в самого себя.
Человек постиг красоту... Красота существует
независимо от нашего сознания и воли,
но она открывается человеком, им постигается,
живет в его душе... ”. Мир, окружающий человека,
- это, прежде всего, мир природы с безграничным
богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
В природе вечный источник прекрасного.
Опираясь на
понимание прекрасного как
В.А. Сухомлинский
разделял мнение о том, что успех
воспитания во многом определяется развитием
эмоционально-чувственной
Столь же большое
значение в эстетическом воспитании
Сухомлинский придавал живописи и музыке.
Искусство, открывая глаза на мир
родной природы, как бы настраивает
струны души на ту волну, которая передает
звучание красоты мира, пробуждая
чувство прекрасного и доброго. “Как
в живом, трепетном слове родной речи,
так и в музыкальной мелодии перед ребенком
открывается красота окружающего мира.
Но мелодия, - пишет В.А. Сухомлинский, -
доносит до детской души не только красоту
мира. Она открывает перед людьми человеческое
величие и достоинство. В минуты наслаждения
музыкой ребенок чувствует, что он настоящий
человек”.
Приобщая детей
к миру прекрасного, Сухомлинский всегда
использовал ряд
Мир прекрасного
для ребенка начинается в семье. “Тонкость
ощущения человека, эмоциональная восприимчивость,
впечатлительность, чуткость, сопереживание,
проникновение в духовный мир другого
человека - все это постигается прежде
всего в семье”.
Для ребенка
наиболее дорогим, близким, прекрасным
существом является мать. Мать - это не
только тепло, уют, внимание. Это - мир солнца,
любви, добра, ласки, весь мир в руках матери.
И от того, каков он, этот мир, зависит,
каким вырастет человек.
При недостатке
материнского внимания развитие ребенка
всегда задерживается - психически, физически,
интеллектуально, эмоционально. Некоторые
психиатры полагают, что несколько месяцев
лишения материнского влияния достаточно
для того, чтобы в психике ребенка произошли
изменения, которые уже нельзя полностью
устранить в будущем. Для Сухомлинского
культ матери - это результат серьезных
раздумий о необходимости связи поколений,
о передаче духовной культуры.
“Учительская
профессия, - писал Сухомлинский, - это
человековедение, постоянное, не прекращающееся
проникновение в сложный духовный мир
человека. Замечательная черта - постоянно
открывать в человеке новое, изумляться
новому, видеть человека в процессе его
становления - один из тех корней, которые
питают призвание к педагогическому труду.
Я твердо убежден, что этот корень закладывается
в человеке еще в детстве и отрочестве,
закладывается и в семье, и в школе. Он
закладывается заботами старших - отца,
матери, учителя, - которые воспитывают
ребенка в духе любви к людям, уважения
к человеку”. Именно так формировался
педагогический талант самого В.А. Сухомлинского,
источник которого - любовь к детям, глубокая
вера в возможность воспитания каждого
ребенка так, чтобы не нужно было, потом
исправлять допущенные в раннем детстве
ошибки. Терпимость к детским слабостям,
понимание тончайших побудительных мотивов
и причин детских шалостей, чуткость, забота
о ребенке - всю эту мудрость Сухомлинский
вынес из собственного детства.
Что лежит на
поверхности, чаще всего не замечается.
Казалось бы, чего проще, но мы, видимо,
до настоящего времени не осознаем в полной
мере роль того влияния, которое оказывает
на формирование будущего человека обстановка
в семье в раннем детском возрасте. А ведь
то, каким вырастет человек, во многом
определяется тем, кто держал ребенка
на коленях, вел его за руку, пел песни
и рассказывал сказки. Научные знания
и знания человеческие. Сухомлинский
В. А. О воспитании, М.: КВАНТА +, 2001.-95с.
Труд и культура,
вся жизнедеятельность