Женское образование в России в XIX – XX вв

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 16:30, доклад

Описание работы

Проблема женского образования и воспитания является одной из актуальных проблем общего и профессионального образования России.
Борьба за среднее и высшее женское образование в России была составной частью общественно – педагогического движения, развернувшегося с середины 18 века, когда впервые были созданы Cмольный институт благородных девиц и пансионы для девушек.

Работа содержит 1 файл

жен.обр..doc

— 39.50 Кб (Скачать)

Женское образование в  России в XIX – XX вв.

    Проблема  женского образования и воспитания является одной из актуальных проблем общего и профессионального образования России.

    Борьба  за среднее и высшее женское образование  в России была составной частью общественно – педагогического движения, развернувшегося с середины 18 века, когда впервые были созданы Cмольный институт благородных девиц и пансионы для девушек.

    В числе людей, которые сыграли главную роль в разработке организационно-педагогических, теоретических и методических основ среднего женского образования в России, ведущее место принадлежит К.Д. Ушинскому и Н.А. Вышнеградскому, заложившим прочный фундамент для последующего развития русской женской школы.

    Основой плана перестройки женской школы  в России К.Д. Ушинский считал демократизацию женского образования. Первый практический опыт был реализован при реформе Смольного института благородных девиц. Образование женщины, которое у нас было формальным и поверхностным, К.Д. Ушинский сделал серьезным государственным и общественным делом.

    Русская женская средняя школа к XIX веку не только обрела совершенно самостоятельное лицо, но и стала образцом для женской школы многих зарубежных стран.

    В 1852 году все женские учебные заведения были разделены на 4 разряда, и для каждого из них был разработан учебный план, который давал образование девушкам в соответствии с их будущим предназначением.

    1 разряд высший – воспитательное общество благородных девиц (Смольный институт), Петербургское и Московское училища и все институты благородных девиц в губерниях. Для дочерей потомных дворян.

    2 разряд средний – Павловский институт (1 отделение), Александровские училища (мещанское отделение Смольного) в Петербурге и Москве при Екатерининском институте; Петербургский, Московский дома трудолюбия, Астраханский и девичий институт в Восточной Сибири. Для дочек менее знатных дворян, почетных граждан и купцов.

    3 разряд низкий – Александровский  сиротский дом, Иркутский сиротский  дом.

    4 разряд низший – специальные заведения: сиротские институты воспитательных домов в Петербурге и Москве, повивальные училища для дочерей лиц всех сословий.

    Чем выше был разряд, тем больше внимания уделялось изучению наук.

    В XVIII веке – первой половине XIX века деятельность женщин на педагогическом поприще ограничивалась лишь службой в качестве домашних воспитательниц и учительниц.

    В 1858 году было открыто несколько общедоступных  женских школ – гимназий. С 1862 года по инициативе Н.А. Вышнеградского в России организуются женские семиклассные Мариинские гимназии.

    Однако  общий рост женского образования  в стране шел медленно.

    К примеру, по состоянию на первое января 1917 года в России насчитывалось 145 мужских, 26 женских учительских семинарий.

    Необходимо  отметить, что к концу XIX столетия в России сложилась система женского среднего образования, включавшая в себя основные типы учебных заведений: гимназии (министерские) 163 гимназии (Мариинские) 30 Институты благородных девиц 31 епархиальные училища 51 Заинтересованность общества в образованных женщинах возрастала, о чем свидетельствуют сведения о количестве гимназий и прогимназий в Московском учебном округе .

    Следовательно, востребование общества в женском, гимназическом образовании, в том  числе и столичном, было значимым моментом.

    В женских гимназиях большое внимание уделялось и физическому воспитанию, так в младших классах для детей от 7 до 11 лет в центр всех физических упражнений были поставлены правильно организованные подвижные игры. В список обязательных предметов в женских гимназиях и прогимназиях была введена оздоровительная гимнастика.

    В настоящее время образование  РФ занято поиском новых моделей образовательных учреждений, соответствующих требованиям общества. Особое внимание уделяется учебно-воспитательному процессу, и здесь представляется весьма актуальным исследование опыта развития женских учреждений и современного его использования в педагогическом процессе, общих средств, методов воспитания и образования, организации самовоспитания.

    Становление и развитие современных женских  гимназий требует обраще ния к историческому опыту России, изучению лучших традиций образования женщин в разные исторические периоды, поэтому идея возродить и адаптировать лучшие традиции женского образования к реалиям нашего времени важна для повышения образованности, всестороннего развития женского организма.

    В связи с этим необходимо подчеркнуть, сейчас раздельное женское образование  выступает как альтернативный путь гармоничного развития способностей женщин, формирования мировоззрения, жизненных  ценностей и поведенческих установок, а также полной социальной самореализации, нацеленной на достижение гармонии с собственной семьей и обществом.

Список  литературы

    Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru 

Информация о работе Женское образование в России в XIX – XX вв